Выступление на педсовете. Доклад
материал

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района

 Выступление на педсовете

ДОКЛАД

«Влияние психических процессов (память, мышление, воображение) на

развитие речи детей»

воспитатель:

Щевьева И.И.


Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности.

Речь человека - сложный физиологический процесс, включающий в себя работу головного мозга и речедвигательного аппарата. С одной стороны речь является орудием для выражения наших представлений, мыслей и познаний, а с другой - средством для обогащения и расширения этих познаний; средством к формированию сознания (интеллекта) человека, а стало быть и общей человеческой культуры.

Обучая ребёнка родной речи, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций; готовим почву для успешного его обучения в школе; для творческой трудовой деятельности.

Речь человека тесно взаимосвязана с проявлением таких психических процессов у человека как: мышление, память, воображение. Ощущения и восприятия - первая ступень в познании мира. Развивающаяся речь же опирается на базу сенсорных представлений. О взаимосвязи этих высших проявлений психики растущего человека мне и хочется сегодня поговорить.

Известно, что физическое и психическое развитие человека проходит следующие возрастные ступени:

Младенчество; ранний детский возраст; дошкольный; младший школьный, подростковый (отрочество), юношеский возраст и наконец - зрелость.

Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном и школьном возрасте. Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять , а затем и мыслить, и воображать. С каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Задержка психического развития ребёнка на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Поэтому наша с вами главная задача состоит в том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению творческих способностей растущего человека. Особого внимания в дошкольном возрасте требует к себе взаимоотношение языка и мышления. Ребёнок черпает свои первые впечатления и представления из окружающей его материальной среды при помощи своих анализаторов (ощущения и восприятия). В раннем детстве ребёнок не может ещё отличить слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом, язык развивается нагляднодейственным путём.

- Ребёнок действует с предметом, трогает, рассматривает его, получает впечатления, а затем уже обозначает свои впечатления словами.

В сознании детей младшего дошкольного возраста, преобладает обозначение предмета в целом (это кубик; это машина....). Они только начинают учиться


выделять наиболее характерные детали и части предмета (у платья - воротник, рукава, карманы; у машины - кабина, кузов, колёса, руль). Зная эту закономерность необходимо создавать окружающую среду ребёнка таким образом, чтобы дети могли рассматривать вещи и предметы, сравнивать их, изучать их в играх и труде. Поэтому в занятиях с детьми должны преобладать дидактические игры с предметами

- «Купание куклы», «Накормим куклу Катю», «Оденем куклу на прогулку» и другие.

В среднем и старшем дошкольном возрасте детям уже доступно подробное словесное описание предмета (с наглядностью и без наглядности). Ребёнок выражает свои мысли и впечатления пользуясь накопленным опытом (запас памяти и представлением о предмете (воображением)). Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста должны преобладать словесные инструкции, предметы - заместители, упражнения на совершенствование памяти и мышления.

Общими для детей дошкольного возраста остаются такие требования:

  1. Следует как можно больше расширять круг наблюдений;
  2. Прочно и систематически закреплять у детей представления, добытые при наблюдении;
  3. Давать детям грамотные, эмоционально окрашенные речевые образцы для выражения словами того, с чем они познакомились.

Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Только получив такой речевой опыт, дети могут пользоваться полученными познаниями в свободной речевой деятельности.

Интересна в этом смысле работа по развитию мышления детей, предложенная в программе.

Развитие: Все виды детской деятельности построены и направлены на развитие логического мышления детей и отражение накопленных знаний и умений на практике, в том числе и речевой деятельности (чертежи и планы вместо реальных предметов; использование предметов - заместителей на занятиях).

Чертежи для постройки домика.

использование геометрических фигур

для обозначения героев сказок


- три одинаковых по цвету и величине круга - три поросёнка

- три одинаковых по цвету, но разных по величине круга - три медведя

добавить (сейчас появилось много пособий с заданиями).

Немаловажную роль в развитии речи детей играет уровень развития их памяти.

Дети рождаются с различными способностями, в том числе и с различной памятью. Достаточно сравнить 2-х трёхлеток в нашей группе: Куликову Ксюшу и Ворожейкина Алёшу. Ксюгиа схватывает всё на лету, а вот с Алёшей труднее заучить стихотворение или слова песенки. Но уровень детской памяти можно повысить. Детскую память нужно постоянно тренировать.

Существуют различные типы памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная. У дошкольников преобладает зрительная память, то есть, то что он видит, он быстрее и лучше запоминает. Здесь прослеживается взаимосвязь мышления и памяти.

Надо отметить такую особенность детской памяти (малыш может быстро запомнить что-либо и так же быстро забыть об этом). Вот для чего инужна тренировка памяти. Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировочных игр и упражнений.

Зрительная память - наиболее развиваемый тип памяти в детском саду. Но как бы не была хороша зрительная память, её тоже нужно тренировать. С этой целью можно использовать следующие игры и упражнения:

  1. «Сколько каких фигур?» (кругов, квадратов или крестиков)

Количество фигур можно изменять в зависимости от возраста И возможностей детей. При этом нужно спросить у ребёнка: «Как ты считал?» и научить его считать рационально (столбиками).


  1. «Что делают дети?»

Последовательность заданий может быть следующей:

  • сколько фигурок?
  • что делает вторая, пятая, девятая фигурка?        
  1. «Запомни узор» и нарисуй такой же

Карточки на сравнение предметов (тетрадь для творческих заданий).

Реже в своей работе мы используем обонятельную память - запоминание запахов. А зря. Этот вид памяти тоже очень важен в общем развитии ребёнка. Полезны упражнения типа:

«Как пахнет мама, папа?»

«Угадай по запаху варёные и сырые овощи, фрукты и готовые блюда» и другие упражнения.

Хочу поделиться с вами интересными наблюдениями и результатами работы по развитию речи детей, на основе развития тактильной памяти.

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек или карточек с различной шероховатостью

(предложить свои дощечки). Как я использовала в работе эти дощечки?

Вот несколько вариантов:

  1. Использование реальных предметов из различных материалов (ткань, железо, стекло...) и использование дощечек.

ЗАДАНИЕ. потрогай предмет, найди холодный, тёплый, шершавый, гладкий. Найди дощечку, которая напоминает тебе этот предмет.... Затем предметы убираются, дети, используя тактильные ощущения от прикосновения к дощечкам вспоминают какие предметы были им представлены.

  1. Представление реального предмета или вещи по ощущению.

«Что тебе напоминает поверхность дощечки?» (кошку, шубу, кочки на болоте, капли дождя и т.д.).

  1. Упражнения на развитие воображения.

« Представь что ты трогаешь облако, смех, печаль, музыку. Попробуй с помощью дощечки передать свои впечатления. Почему ты считаешь что именно эта дощечка передаёт ощущение смеха, музыки        »


  1. Использование дощечек для передачи характера, голоса, внешности или привычек близких людей.

ЗАДАНИЕ. расскажи о своей маме с помощью дощечек....

  1. И как итог этой работы сочинение сказок, рассказов, вспоминание, и чтение наизусть стихотворений.

Например: - Я вижу стену дома. Она шершавая (нахожу и трогаю дощечку с наждачной бумагой).

  • На стене дома вижу окно (оно прозрачное и холодное) - дощечка с гладкой поверхностью.
  • Вдруг пошёл дождь и капли его застыли на стекле - соответственно дощечка.
  • На окошко вскочила кошка. Она пушистая - дощечка.
  • Дождь закончился. Выглянуло солнышко. Стало светло и тепло - соответственно дощечки.

Эти упражнения хороши тем, что в них тесно переплетаются все задачи по развитию речи детей (ощущения, память, воображение). Эти упражнения обогащают связную речь детей, наполняя её красками ощущений. К чему мы и должны стремиться! Человек, овладевший богатой эмоционально окрашенной речью всегда будет приятным собеседником; никогда не будет равнодушным человеком.

Развитие связной речи наиболее трудный процесс в нашей работе. И не смотря на наши старания (пересказ, рассматривание картин, инсценирование) многие дети так и не овладевают свободной монологической речью.

В чём я вижу причину:

Бедная, плохо развитая речь окружающих (дети мало слышат грамотных, красивых речевых образцов;

Не систематическая работа по развитию грамматической стороны речи (синониму, антонимы, сравнения, противопоставления, работа над лекцией, интонацией);

Плохо развитое воображение детей.

Сейчас вроде бы изменяется общественный взгляд на речь человека. На К.М.О. по плану Зои Валентиновны, рассматриваются вопросы по развитию творческой речи детей (сочинение концовки сказки или рассказа) занятие в старшей группе д/с-№1. Оговариваются новые подходы к развитию связной речи. Решение этой проблемы мне видится в развитии воображения у детей; в вовлечении их в игровую ситуацию (когда снимается психологическое давление на психику ребёнка); в работе воспитателя над своей речью.

В этом смысле мне лично интересна работа по системе Триза (придумывание завязки будущей сказки или рассказа;

  • на чём будем путешествовать?;
  • что возьмём у животных и почему?;
  • перевирание сказки (рассказывание сказки по-новому);
  • придумывание коротких сказочных историй, рассказанных реальными предметами (истории, рассказанные осенним листочком, или камешком, или носовым платочком, палочкой или корягой, варежкой или чайной чашкой). Выбор таких занятий с детьми необычайно богат и разнообразен. Надо лишь чуть-чуть пофантазировать. Интересные виды занятий по развитию воображения предоставляет нам программа «РАДУГА».
  • в средней группе приведены виды сочинений небольших по объёму сказок и рассказов повествовательного характера;
  • сказки о листовичках;
  • сказки о деревьях;
  • откуда взялась крапива и другие.

Детей, как правило увлекает сказочный сюжет. Они смелее пробуют свои силы в творческом рассказывании. Пусть не всегда рассказы детей эмоционально богаты, стилистически правильные, но чуть шлифовки со стороны взрослого и результат на лицо. Дети довольны, они радуются своему успеху. Они раскрепощаются. А это дороже всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете в школе №2115 публичный доклад на тему развитие речи у детей

Выступление на педсовете в школе №2115 публичный доклад на тему развитие речи у детей...

Выступление на педсовете. Доклад "Развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод"

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информ...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Выступление на педсовете "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ". Доклад: «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

В развивающих играх Никитина  - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п...

Выступление на педсовете. Доклад: "Пассивные, активные и интерактивные методы организации ознакомления дошкольников с окружающим миром".

Пассивные, активные и интерактивные методы организации ознакомления дошкольников с окружающим миром....

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...