Конспект занятия по хатха-йога с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)
Хатха-Йога для детей – это оригинальный, творческий подход к всестороннему оздоровлению, обучению и развитию ребенка.
Это комплекс упражнений, который способствует нормальному физическому и психическому развитию детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_tsivnel.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ритмике с элементами Хатха-Йоги
для детей 6-7лет.
Хатха-Йога для детей – это оригинальный, творческий подход к всестороннему оздоровлению, обучению и развитию ребенка. Это комплекс упражнений, который способствует нормальному физическому и психическому развитию детского организма.
Основная задача йоги для детей — укрепить здоровье и развить в ребенке внимательное и уважительное отношение к своему телу. Детская йога помогает развить координацию, физическую выносливость, гибкость и силу. Посредством занятий йогой дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.
Занятия йогой хорошо сочетаются детским сказочным восприятием мира, в котором естественны игры и перевоплощения (поза змеи, поза кошки...), а сказки и мифы глубоко западают в душу. Асаны или «позы йоги» планомерно укрепляют все мышцы тела, без исключения, развивают подвижность суставов, делают их эластичными. Очень важная функция таких упражнений – это укрепление внутренних органов ребенка, работы желудочно-кишечного тракта, увеличение сопротивляемости инфекционным заболеваниям, профилактика сколиоза.
Цель: Изучение йога-комплекса посредством подражания персонажам сказки Р. Киплинга «Маугли».
Задачи:
- Разучить танцевальный этюд с лентами;
- Развивать эмоциональность, «мышечную память», воображение, гибкость;
- Укреплять здоровье детей, работать над совершенствованием правильной осанки и осуществлять профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- Способствовать правильному дыханию с помощью дыхательной гимнастики и игры.
- Воспитывать предпосылки к осознанному отношению к своему здоровью.
Раздаточный материал: коврики для занятий йогой, ленты.
Место проведения: зал хореографии.
Структура занятия:
- Приветствие (поклон).
- Построение в линию, для подготовки к разминке по кругу: (простой шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг на пятках, комбинированный шаг, шаг с высоко поднятым коленом, подскок, галоп, бег коленями вперед, сценический бег, продольные прыжки на двух ногах вперед, свободный шаг);
- Дыхательная гимнастика;
- Построение в колонны (на свои места);
- Танцевальная разминка под музыку;
- Йога-комплекс по сказке Р. Киплинга «Маугли» (коврики);
- Упражнение на релаксацию;
- Танцевальный элемент с лентами.
Ход занятия:
Дети входят в зал, становятся на места в линии, выполняют поклон вместе с педагогом (приветствие на языке танца).
- Дети! А вы любите сказки? (ответы детей). Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в интересную сказку. Но для того, чтоб попасть в сказку, нам надо хорошенько размяться. Готовы? Начинаем!
- Построение в линию, разминка по кругу.
- Остановились в кругу, восстановим дыхание с помощью дыхательной гимнастики.
- Сейчас каждый и вас возьмите гимнастический коврик, и встаньте рядом с ним, как я.
Я вам назову героев, а вы попробуйте отгадать название сказки. Хорошо? Эта история произошла в стране Индия, а главным героем был маленький мальчик и его верные друзья, медведь и Багира. (Ответ детей).
Какие вы молодцы! Да, сказка в которую мы сегодня отправимся, называется «Маугли». А на чем же мы с вами отправимся в путешествие? Конечно же на лодках. Представим, что наши коврики это лодочки, на которых мы и поплывем.
Поза «Лодка»: Но сначала подготовим нашу лодочку к плаванию. Поднимем одну ногу и вытянем руки вперед, спина прямая. Затем вторую ногу поднимем и руками потянемся вперед. А теперь поднимем обе ноги и руки вперед (если не получается можно опереться на руки). Вот какие у нас красивые лодочки! Готовы к плаванию? Отправляемся в путь!
Поза «Гребца»: Сели в простую позу. Взяли в руки весла и поплыли. Наклоняемся вперед, вытягиваем руки и разводим в стороны, отклоняемся назад (имитация гребли на веслах) 3-4р. Вот мы и на острове.
Солнечная поза: Посмотрите как здесь красиво, как легко дышится. Над головой голубое небо, красивые облака и светит солнышко. Потянемся к солнышку руками. Солнечные лучики проникают в каждую клеточку нашего тела, дарят нам заряд силы и энергии. Наше тело становится сильным, стройным, гибким.
Поза «Дерева»: Ребята, посмотрите, какие здесь красивые деревья растут. Давайте изобразим с вами эти деревья. У них очень большие, сильные корни, которыми они крепко держатся и качаются. Сильные ветви тянутся вверх к солнышку.
И так, в Индии жил мальчик со своими родителями. Однажды его мама и папа отправились с ним через джунгли в соседнюю деревню. Ночь застала их в пути. Папа поддерживал огонь в костре, а все остальные уснули. Крепко заснул и малыш. Поза «Зародыша».
Вдруг раздалось страшное рычание. Из кустов выскочил тигр Шер Хан и похитил мальчика. Но у мальчика нашлись друзья. Из лап Шер Хана его вырвали пантера Багира, медведь Балу и серые волки. Первым на помощь пришел медведь.
Гимнастика для ног «Медведь».
Взяла на воспитание человеческого детеныша стая волков. Мальчик играл с волчатами, учился охотиться и даже научился разговаривать по-волчьи. Одной из самых любимых забав у волчат была игра «Кто дольше пропоет свою песню». Давайте и мы попробуем? Тест на проверку дыхания.
Когда Маугли подрос, он подружился с гигантским удавом Каа. Он был очень гибким и научил Маугли владеть своим телом. Для этого он делал специальные упражнения. Поза «Змеи».
Пантера - Багира всегда оберегала Маугли, как верный и настоящий друг. Поза «Доброй, сердитой кошки».
После купания в реке друзья всегда делали массаж, чтобы не заболеть.
Массаж биологически активных точек «Неболейка»:
-Чтобы горло не болело, мы его погладим смело, (поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)
-Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа).
-Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком. (Ладони «козырьком» ко лбу и растирать в стороны - вместе).
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело. (Раздвигаются средний и указательный пальцы и растирают точки перед и за ушами.).
-Знаем, знаем да-да-да, нам простуда не страшна! (Потереть ладони друг о друга).
Дружба Маугли, Багиры и медведя Балу стала настоящей и крепкой, они никогда больше не расставались, и одно из любимых занятий было растянуться на песке, закрыть глаза и слушать, как плещется вода в реке, поют птицы. Упражнение на расслабление.
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать.
Ребята, кто скажет, как победил Маугли тигра Шер Хана? (Ответы детей – огнем «красный цветок»). Правильно! Мы представим себя маленькими огоньками и попробуем исполнить танец огня. (Раздать ленты по количеству детей). Я показываю вам движения, и вы вместе со мной их повторяете.
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Вам понравилось? Дети выстраиваются в линию, выполняется поклон. Спасибо ребята, вы большие молодцы! До свидания!
Приложение 1
- Дыхательная гимнастика:
И.п. – стоя в кругу (изображая «солнце»), кладём правую руку на живот, делаем вдох и одновременно надуваем живот как шарик, затем выдох, тоже самое выполнить с левой руки. 4 раза.
- Танцевальная разминка под музыку:
И.п. – стоим прямо, руки опущены вдоль корпуса.
Упражнение головой «тик-так», (наклоны головы вправо и влево) – 8 раз;
Упражнение головой «поворот», (поворот головой вправо, влево) – 8 раз;
Упражнение для плеч, (поднимание плеч вверх) – 8 раз;
Упражнение для плеч, (поднимание плеч вверх поочередно) – 8 раз;
Упражнение для рук, (согнуть руки в локтях ладонями к лицу, поднять над головой ладонями от себя, развести обе руки в стороны, опустить вдоль корпуса) – 4 раза;
Упражнение для рук, (круговое движение рук поочередно сначала правой, потом левой) – по 4 раза;
Упражнение для рук, (встряхивание рук вверх, вниз) – 8 раз;
Упражнение для корпуса, (руки на поясе, наклон корпуса вправо, влево, вперед, выпрямиться, одновременно подняться на полупальцы и вытянуть руки над головой) – 4 раза;
Упражнение для ног, (ноги вместе «пружинка», руки на поясе) – 8 раз;
Упражнение для ног, (Ходьба на месте (8 раз), чередуя с прыжком (8 раз)) – 4 раза;
Легкий, свободный шаг на месте. Вдох, выдох – 3 раза.
- Йога-комплекс по сказке Р. Киплинга «Маугли»;
Поза «Лодка»: Сделайте выдох и начинайте отклонять туловище немного назад, одновременно поднимая прямые ноги (опирайтесь на седалищные кости). Отклоняйтесь назад до тех пор, пока туловище и ноги не будут образовывать относительно пола одинаковые углы наклона. При этом руки вытяните параллельно полу, тыльные стороны ладоней смотрят друг на друга (конечное положение). Дышать равномерно и спокойно.
Поза «Гребца»: Лягте на спину, ноги вытяните, руки положите на пол по сторонам тела ладонями вниз. С вдохом поднимите ноги, руки, голову и туловище. Руки должны быть направлены по линии ног; ладони находятся на одном уровне с пальцами ног. Удерживайте это положение в течение 3-5 с., затем с выдохом медленно вернитесь в исходное положение. Расслабьте все тело. Выполните 3 раз. (Либо можно заменить имитацией гребли на веслах).
Солнечная поза: И. п. стоя на двух ногах, при вдохе, поднимите руки вверх. Они должны находиться на ширине плеч ладонями вперёд. Прогнитесь назад, плавно и не спеша. Контролируйте при этом поясницу: чем ниже она опустится, тем лучше. Удерживайте это положение в течение 3-5 с.
Поза «Дерева»: И.П. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Плавно положить стопу правой ноги, над коленом левой ноги, затем соединить ладони на уровне диафрагмы. Поднять руки вверх. Тянуться всем телом вверх. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 10 секунд развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки, правую ногу. Сделать 2 -3 вдоха и выдоха, и повторить упражнение.
Поза «Зародыша»: И.п. лежа на спине. Обхватить согнутую правую ногу за лодыжку и прижать к животу. Удерживать 5-6 с, вернуться в и.п. То же левой ногой. Затем прижать обе ноги к животу, стараясь лбом и подбородком достать колени. Повторить 2 раза.
Гимнастика для ног «Медведь»: И. п. сидя на ковриках, ноги вытянуты вперед, работают стопы вперед, на себя, круговыми движениями, «мостик».
Дыхательная гимнастика (игра): ( Дети, сидя на коленях, делают два активных выдоха, затем энергично вдыхают через нос, задерживают дыхание и на выдохе долго тянут звук «У-У»).
Поза «Змеи»: И.П. Лежа на животе, ноги вместе. Руки согнуть в локтях, ладони расположить на уровне груди. Пятки соединены, пальцы упираются в пол. На вдохе, опираясь на выпрямленные руки, медленно поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться, посмотреть на потолок, вправо, влево. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Держаться в таком положении 10 с. На выдохе плавно опуститься, положив голову набок, руки вдоль туловища.
Поза «Кошки»: И.П. Лежа на животе. Не отрывая грудь от пола, отвести корпус назад, прогибаясь в позвоночнике и поднимая таз вверх. Задержаться в этой позе несколько секунд. Затем, вновь прогибаясь в позвоночнике, как это делает кошка. И прижимая грудь к полу, поднять корпус вперед. Вернуться в и.п., поднять верхнюю часть тела вверх и назад, как в позе змеи. Расслабиться, лечь на пол и отдохнуть. Удерживайте каждое положение в течение 3-5 с.
- Упражнение на релаксацию:
Выполняется под спокойную музыку. Сделать вдох, выдох. Пошевелить пальцами рук и ног. Сжать пальцы в кулаки. Согнуть руки в локтях и подняв их над головой, соединить в замок. Потянуться всем телом. Опустить руки. А теперь ляжем все на спинку, вытянем ноги, руки ладошками вверх, закроем глаза. Спокойно отдохнем волшебным сном. В этом сне мы видим солнце, которое греет нас, мягкий песок на котором лежим. Море с прозрачной, голубой водой сквозь которой, можно рассмотреть подводный мир необыкновенной красоты, водоросли и различные виды диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Дышится легко, ровно, глубоко. Руки отдыхают. Ноги отдыхают. Все тело отдыхает. Напряжение улетело, все тело расслаблено.
- Танцевальный элемент с лентами:
Ленты по количеству детей. И.п. – построится в 4 колонны по 3 человека.
Упражнение «Пружинка» с поочередным поднимаем рук вверх – 8 раз;
Упражнение «Покачивание» вправо, влево, руки над головой – 8 раз;
Упражнение «Вращение» вправо 4 раза, влево 4 раза, руки над головой;
Упражнение «Дождик» встряхнуть кистями рук вперед 2 раза, вверх 2 раза, в сторону 2 раза, вниз 2 раза, всего 8 раз;
Упражнение «Полупальцы» шаг по кругу на полупальцах, руки в стороны;
Упражнение «Радуга» выстроиться в одну колонну, руки поднимаются по дуге слева направо и обратно, выполнять одновременно с пружинкой;
Перестроение в 4 колонны по 3 человека (как в начале):
Упражнение «Прыжок» прыжок на двух ногах, руки поочередно вверх, вниз 16 раз;
Свободный шаг на месте, вдох, выдох 3 раза.
Библиографический список:
1.Бокатов А. И., Сергеев С. А. - "Детская йога"
2.Васильев Т. Э., Начало Хатха-йоги. 1998г.
3.Кузнецова М, Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей».М. 2003г.
4.Латохина Л.И. «Хатха-йога для детей» М.:Просвещение 1993г.
5.Мартынов С. М. «Здоровье ребенка в ваших руках». 1991г.
6.Чистякова М. И. Психогимнастика – М.,1990г.
7.Щетинин М. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.» М. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей....
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения в соответствии с современными требованиями раз...
Конспект занятия "Право на гражданство" с детьми старшего дошкольного возраста
Представлен материал, способствующий закреплению представлений старших дошкольников о своей родине - России, государственных символах - флаге, гербе, гимне, знакомство с правом на гражданство....
Конспект занятия по художественному конструированию с детьми старшего дошкольного возраста "Сарафан надела Осень"
Занятие по художественному конструированию направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения работать с осенними листьями, создавая из них коллаж (Образовательная область "Худож...
Конспект занятий по декоративной лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Городецкие цветы небывалой красоты»
Задача:- продолжить знакомство детей с Городецкой росписью;- учить изображать элементы росписи при помощи пластилина; -закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получениянужного оттенка...
Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Извержение вулкана»
Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения; Образовательная задача:Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе ву...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»
Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь: Формировать умение логично, четко, последовате...