"Первые трудовые действия дошкольников"
статья (средняя группа)
В статье описаны приёмы для формирования совместных действий воспитателя и ребёнка, а также для совместных действий самих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valentina_statya.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые трудовые действия дошкольников.
Одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по ФГОС ДО является формирование позитивных установок к различным видам труда.
Наблюдения показывают, что зачастую педагоги сталкиваются с отсутствием интереса и проявления активности со стороны детей при выполнении трудовых действий. На предложение помочь дворнику, например, собрать осенние листья, дети отказываются: «Я не смогу!», «Я играю!», «Я устал». Снижение заинтересованности и активности детей в данном случае можно объяснить следующим: детям был не понятен конечный результат, для чего им это необходимо делать.
Чтобы дети видели результативность собственных действий, надо сделать этот результат интересным и понятным для них. При этом воспитателю необходимо использовать игровой метод для усиления интереса детей к выполнению трудовых действий.
Педагогу необходимо подчёркивать значимость конечного результата, тогда у детей появляется интерес помогать взрослому потому, что они видят конечный результат. Этот результат станет толчком для активных действий детей в том случае, если интерес удерживал внимание дошкольников на протяжении выполнения всех действий.
Совместные с воспитателем эффективные действия, затрата собственных усилий для их осуществления, ожидания игры после завершения трудовых действий – всё это усиливает интерес к реальному результату.
Результативность действий при выполнении трудовых действий, обогащение личного опыта в совместных действиях с педагогом приводят к тому, что изменяется само поведение дошкольников.
Это первый, подготовительный этап – включение детей в трудовые действия совместно со взрослым, характеризующийся следующими особенностями:
а) большая часть работы по сооружению объекта выполняется воспитателем и за минимально короткое время,
б) вся процедура выполнения объекта комментируется воспитателем как подготовка к предстоящей игре,
в) дети вовлекаются в продуктивные действия совместно с воспитателем только на завершающем этапе выполнения объекта,
г) действия детей носят кратковременный характер.
Предпосылками для перехода ко второму этапу становится желание участвовать в совместных с воспитателем действиях. Задача воспитателя на этом этапе заключается в формировании у детей необходимых трудовых действий, последовательности их выполнения, привлечении детей к совместным действиям с самого начала сооружения построек. Воспитатель делит выполнение трудового поручения на циклы последовательных действий. Это связано с тем, что дети еще не могут удерживать в памяти общую задачу и конечный результат.
Возрастающий объём самостоятельных умений, уверенность в том, что усилия не пропадают даром, способствуют тому, что дети не только начинают охотно включаться в выполнение поручения игрового плана, но и с удовольствием откликаются на помощь кому-то, например, соорудить кормушку, построить снежную горку, прийти на помощь дворнику.
В последующем дети проявляют инициативность на прогулке, предлагают построить сооружение, самостоятельно приносят необходимый инвентарь, начинают обыгрывать постройку совместно с воспитателем.
Но не нужно ограничиваться лишь тем, чтобы сформировать у детей некоторые конкретные трудовые действия. Кроме того, воспитателю необходимо обогащать представления детей о труде и его значимости в жизни человека, формировать такие качества, как самостоятельность, инициативность, бережливость, аккуратность, воспитывать желание прийти на помощь окружающим.
Воспитатель постоянно формирует у детей умение выполнять один цикл действий за другим, следит, чтобы они не торопились, знакомит их с правилами: аккуратно отнеси на место инвентарь, помоги взрослому и сверстнику.
Всё это создаёт условия не только для совместных действий воспитателя и ребёнка, но и для совместных действий самих детей. Их ещё нельзя назвать коллективными, так как выполнение трудового поручения зависит от успешности выполнения задания каждого ребёнка, при существенной помощи воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий"
Основные формы организации труда детей в детском саду в разных возрастных группах. Модели последовательности трудовых действий....
Конспект занятия по труду в 1 младшей группе "Игра-драматизация по сказке "Репка с трудовыми действиями. Посадка семян"
Конспект занятия в 1 младшей группе по труду. Игра -драматизация по сказке "Репка с трудовыми действиями. Посадка семян". Детский сад №211ОАО "РЖД"...
Создание условий для трудовых действий детей на прогулке в зимний период.(консультация).
Зимний труд доставляет детям много радости, способствует укреплению здоровья, помогает расширить представления о свойствах снега и льда, воспитывает любовь к природе....
Конспект НОД по развитию речи с использованием малых жанров фольклора по теме «Профессии. Трудовые действия. Инструменты» в Подготовительной групе.
Цель: Знакомство детей с малыми жанрами фольклора; уточнить и расширить представления детей о различных прогрессиях. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115% } ...
Консультация для родителей и педагогов "Создание условий для трудовых действий детей на прогулке в зимний период"
laquo;День, проведенный ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» (Г.А.Сперанский)Труд имеет большое значение в воспитании детей. Одним из видов трудовой деятельности в детском саду, явл...
Конспект открытого группового сбора «Детский сад. Профессии трудовые действия» старшая группа
Цель: Получение базовой информации о запасе знаний у детей по теме недели «Детский сад. Профессии трудовые действия». Разработка совместного плана действий на тематическую неде...
Лексическая тема "Профессии. Трудовые действия"
С 18 по 22 января изучали с детьми лексическую тему "Профессии. Трудовые действия. Орудия труда". Здесь вы, уважаемые родители, можете познакомиться с рекомендациями по закреплению с детьми ...