«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья

Павлова Светлана Владимировна
Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_rabote_s_roditelyami_doshkolnikov.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. Сегодня, в век информатизации и компьютеризации, информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу   и его профессиональной компетентности.  Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием  и  широко использовать их в своей педагогической деятельности.

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

Первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями изживают себя. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты.

Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.

Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:

• ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;

• отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных и современных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Отметим преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов.

Но существуют и проблемы использования ИКТ:

• нет компьютеров у родителей;

• недостаточная компьютерная грамотность родителей;

• недостаточное материально-техническое обеспечение ДОУ.

Необходимо выделить следующие задачи работы по использованию ИКТ:

- Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.

- Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.

- Создать условия для использования информационно –коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей.

- Реализация механизма и форм   публичной отчетности.  

- Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии  с ДОУ.

 Целенаправленное системное информационное воздействие,  на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволит значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи, если использовать: 

Электронную  почту для обмена мнениями  без затраты времени;

  • Информация  изучается родителями в удобное для них время;
  • Возрастают   потоки информации;
  • Индивидуализировать  подачу информации;
  • Заказной    принцип консультирования родителей.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

  • сайт детского сада;
  • сотовая связь;
  • электронная  почта
  • использование личной веб-страницы,

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание сайта детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ,  узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. На сайте ДОУ освещаются интересующие родителей проблемы и способы их разрешения. 

У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников. В группе имеется список адресов электронной почты родителей. По электронной почте им рассылается текущая информация: срочные новости группы, сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностик, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия, рекомендации по воспитанию и обучению дошкольников. Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей.

На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома.

Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе с родителями дошкольников

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образова...

Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...

Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию е...

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями. «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников»

Повышение родительской компетенции в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности. Познакомить родителей с различными играми, развивающими у детей предпосылки учебной деятельности....

Доклад по теме: «Использование дифференцированного подхода к работе с родителями дошкольников»

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требуетединства, согласованности всей системы воспитательно-образовательныхвоздействий взрослых на ребенка....

Использование современных технологий в работе с родителями дошкольников.

Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторовповышения воспитания подрастающего поколения.Цель моей работы: решение задач, связанных с возрождением традицийсемейного воспитания, ...