Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Такие разные ложки»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
ГОРОД ПОКАЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Югорка».
Городской конкурс учебно-исследовательских и
творческих работ
«Юность в науке»
Направление:
Естественные науки и современный мир
Тема проекта:
«Такие разные ложки»
Автор: Селиванец Валерия Дмитриевна Группа «Капелька» Научные руководители: Саидалиева Мальвина Назимовна Мартимьянова Алина Михайловна, воспитатели МАДОУ ДСКВ «Югорка» |
2015 г.
1. Аннотация
Научно-исследовательский проект «Такие разные ложки…»
Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это проверено на практике - после деревянных ложек есть железными очень тяжело.Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины, дуба и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Такую посуду, конечно, гостям не дашь - тут ложка у каждого своя.
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
В ходе нашего проекта мы хотим показать красоту русского народного прикладного искусства.
Проблема:
В нашей группе есть предметы народного быта. В том числе красивые деревянные ложки.
Валерии стало интересно, почему сегодня мы кушаем из металлических ложек, а не из деревянных, как в старину. Чем они отличаются друг от друга?
Объектисследования: ложки
ЦЕЛЬ:Выяснить в чём различия между деревянной и металлической ложкой. Какие ложки лучше?
ЗАДАЧИ:1. Найти и собрать информацию из разных источников о создании деревянной ложки и её разновидностях.
2. Изучить и проанализировать особенности деревянной и металлической ложки.
3. Предложить варианты нестандартного применения деревянной ложки.
4. Анализ полученной информации.
2.План исследования
Данный проект на тему: «Такие разные ложки» разработан для детей подготовительной к школе группы дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза:
1. Деревянной ложкой лучше кушать горячие блюда, чем металлической.
2. Деревянные ложки используют не только для еды, но и для игр.
Реализация проекта:
1. Поиск информации:
● беседа со сверстниками и воспитателем о ложках;
● изучение литературы;
● поиск информации во всемирной сети Интернет;
2. Экспериментальные опыты с воспитателем «Свойства деревянной и металлической ложки».
3. Изготовление кукол из деревянных ложек для игры в кукольном театре.
4. Выставка рисунков «Золотистые ложки».
5. Подведение итогов исследования.
Содержание и этапы реализации проекта.
1 этап:-Определение проблемы
-Выбор темы проекта
-Определение цели проекта
-Определение задач проекта
2 этап:Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта
3 этап:Выполнение проекта
- Занятия "История ложки"
- занятия по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда».
- Исследовательская деятельность
- Выставка рисунков «Золотистые ложки».
3.План – график работ
Наименование этапов работ | Мероприятия | Срок реализации | Результат | Ответственные |
1. Подготовительный этап 1.1. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о ложках. | Занятие- беседа "История ложки" | С 18 по 20 февраля | Выявление уровня знаний детей на тему: «Такие разные ложки». (см. приложение 1)._ | Воспитатель Мартимьянова А.М. |
1.2 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности | Составление конспектов занятий (беседы, игры, опыты, дидактические игры) | С 2 по 6 марта | Собрана картотека стихов для познавательных занятий (См. Приложение 6.) | Воспитатель Мартимьянова А.М. |
1.3Информационные материалы для родителей «Консультация для родителей на тему "Посуда"». | Консультация для родителей | С 2 по 6 марта | Привлечение интереса родителей к теме «Такие разные ложки» (см. приложение 7). | Воспитатель Мартимьянова А.М. |
2. Основной этап 2.1. Проведение занятий на тему: «Такие разные ложки» | Проведение интегрированных, познавательных, комплексных занятий: по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда», «Ложки». | С 10 по 12 марта | Расширение кругозора, словарного запаса, фантазии, воображения Презентация «Такие разные ложки» (см. приложение 2, 3.) | Воспитатель Мартимьянова А.М. |
2.2 Дидактические игры | «Сосчитай посуду», «Собери картинку, ложка», «чашки ложки», «Кто больше назовет блюд». | С 16 по 20 марта. | Интеллектуальное развитие. | Воспитатель Мартимьянова А.М. |
2.3. Чтение художественной литературы | Пословицы про ложки, Ложечные приметы, русская народная сказка «Жихарка». | С 23 марта | Ознакомление с произведениями про ложки. (см. приложение 4, 5.) | Воспитатель Мартимьянова А.М. |
2.4. Выставка рисунков | Выставка рисунков «Золотистые ложки» | В течение марта месяца | Интеллектуальное развитие | Воспитатель Мартимьянова А.М. |
3. Заключительный этап 3.1. Диагностика детей о полученных знаниях | Викторина «Посуда». | Выявление уровня знаний детей на тему «Такие разные ложки». (см. приложение 8). | Воспитатель Мартимьянова А.М. | |
3.2 Подведение итогов | Предъявление результата работы по проекту | Проект «Такие разные ложки» | Воспитатель Мартимьянова А.М. |
4.Заключение
В результате выполнения проекта у детей произошло:
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Проделанная работа дает нам возможность утверждать, что ложки делают из разных материалов. Раньше в основном были деревянные ложки, а сейчас мы пользуемся металлическими.
Участники проектной группы, получили большое удовольствие от очередного исследовательского проекта, так как это дает возможность делать интересное или в группах используя индивидуальные творческие способности, знания, показать достигнутый материал.
5.Используемая литература
1.Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий.
2.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание..
3.Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка.
4.Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.
5.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
6. Интернет ресурс: doshkolnik.ru
Приложение 1
Конспект занятия "История ложки"
Цель: расширить представления детей о знакомом предмете Программное содержание: Обучающие задачи:
1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
2. Учить детей воспроизводить простейшие ритмические рисунки с помощью ложек.
3. Совершенствовать разговорную форму связной речи: умение слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей.
Развивающие задачи:
1. Развивать творчество, фантазию, мышление, аналитические способности.
2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности.
2. Воспитание творческой инициативы.
3. Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.
Предварительная работа: Беседы о жизни древних людей, о способах охоты и разведении костра. Словарная работа: Упражнять в подборе антонимов, в создании новых слов. Структура занятия: Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество", "Музыка".
Методические приёмы: Информационно-компьютерные технологии, метод фокального переноса (ТРИЗ), проблемные ситуации, сюрпризные моменты, игры, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: гимнастическая лавка, мягкий туннель, деревянные ложки 9 шт, сундучок с деревянными ложками (9 шт.), самовар, чаша большая, разные ложки (металлические, алюминиевые, керамические, пластиковые), 2 волшебных мешочка, обувная ложка, китайские палочки, рюкзаки (в которые заранее положить вилку и кусочек фольги), спортивный мат, термос для супа, столы с содержимым для придумывания ложки будущего) Ход занятия:
I. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть, как мы умеем интересно проводить время.Что это? (Это мини- музей нашей группы). В музее много разных экспонатов. Часть из них сейчас находятся в этом зале. Послушайте экскурсовода музея. (Выполнение логического задания).
Физкультминутка: Чтобы переместиться в другое время, нужно пройти по мосту времени и преодолеть пространственный туннель.
II. Древние люди. Кто это? Что они делают? (Древние люди научились варить похлёбку, а чем её есть, они не знают. Из чего могли сделать ложку люди? (костяную, глиняную, из коры деревьев) А почему невозможно им сделать металлическую, пластиковую, деревянную ложки? А ещё первые ложки делались из - щепок, скорлупы орехов или из раковин. Почему похлёбку нельзя руками? (горячо, выльется) А как можно остудить похлёбку в ложке?
Физминутка: Дыхательное упражнение "Остуди суп" Отправляемся дальше.
Физкультминутка: Чтобы переместиться в другое время, нужно пройти по мосту времени и преодолеть пространственный туннель. III. Деревянная ложка. Куда мы попали? (Ответы детей) Нас приглашают к столу. А на столе стоит и лежит что-то непривычное. Что это? Из чего эта посуда? Чем эта ложка отличается от тех, которыми мы пользуемся? (Ответы детей) А как их делают, вы знаете? Давайте посмотрим. Одинаковые ложки делали люди? (Ответы детей) Люди делали разные ложки, разных размеров, разной формы, но всегда старались их как-то украсить. Как украшены эти ложки? (узором, резьбой, формой ручки) Как ещё люди украшали ложки? (расписывали) Правильно. Самую красивую посуду люди использовали в праздники.
Ребята, нас ждет праздничный стол. Хотите подкрепиться похлёбкой? ( садимся за стол ) (Имитация еды, пробуем есть деревянными ложками) Подкрепились? А теперь поиграем.
Игры про ложку: 1. Как вы думаете, деревянная ложка - это хорошо или плохо?
Игра "Хорошо-плохо". 2. "Противоположности". Большая - …, грязная - …, легкая - …, горячая - …, красивая - …, яркая - …, длинная - …, узкая - …, целая - …. 3. "Дразнилки, обзывалки" Образовываем новые слова с суффиксами –ал-+-к- от действий, которые может делать ложка.(Постукиваю ложками.) Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.
Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Давайте и мы попробуем, что-нибудь вместе сыграть.
1. Ребенок выстукивает свой ритм, дети повторяют. 2-3 раза.
2. А теперь давайте стучать под ритм музыки (Встают из-за стола, выходят на середину, выстукивают с движениями. Физкультминутка Молодцы!
3. А ещё ложками деревянными, особенно из дуба, да берёзы, лечились. А как вы думаете, это делали? Элементы самомассажа.
Физкультминутка: Чтобы переместиться в другое время, нужно снова пройти по мосту времени и преодолеть пространственный туннель.
IV. Современное многообразие ложек
Возвращаемся обратно в музей. Давайте рассмотрим современные ложки (Подходим к столу с разложенными ложками) Из каких они материалов? Для чего они? (Ответы детей) "Волшебный мешочек" Отгадайте, что в нем? (Обувная ложка) Для чего она? А в этом мешочке? (китайские палочки) Для чего они? Вы теперь так много знаете про ложки. Я думаю, что вы сможете помочь людям, попавшим в сложную ситуацию.Что делать? (Ответы детей) Подходим к столу и пробуем из вилки и подручных средств, которые могут быть в рюкзаке у туриста, сделать ложку. (Решение проблемной ситуации) Молодцы, а вы оказывается у меня изобретатели. А теперь давайте будем придумывать фантастические ложки. Будем переносить качества какого-нибудь предмета на ложку. Где такие могут применяться? Вырастите и наладите производство таких ложек.
V. Ложка будущего. А прямо сегодня я предлагаю вам создать ложку будущего. Кто хочет, будет создавать ложку для папы, а кто хочет - для мамы. (Работа детей в группах) Расскажите, как они могут ими пользоваться?(Ответы детей) Уже сейчас люди изобрели много новых ложек. Может человечество жить без ложки? Да, сегодня мы узнали, что ложка очень нужный предмет, в её честь даже памятники поставлены. Возможно, когда-нибудь и в честь вами изготовленных ложек будет поставлен памятник.
VI. Рефлексия. Игра "Разложи по порядку".
Игра "Ложка эмоций" (Показываем все эмоции). А теперь выберите ту эмоцию, которая у вас сейчас. (Каждый показывает) Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? А что понравилось больше всего? (Ответы детей) А мне понравилось, что вы были очень активными и в память о нашем путешествии, я хочу вам подарить подарок.
Приложение 2
Конспект занятия для подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда».
Интеграция образовательных областейв соответствии соФедеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о хохломе и её узорах.
Задачи:1. учить технике росписи (рисование растительных форм определённых цветовых сочетаний; учить выделять и рисовать элементы хохломского узора: травинки, усики, завитки, ягодки; учить правильно создавать узор.
2. учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи;
3. воспитывать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства;
Оборудование: хохломская посуда, рисунки с элементами хохломской росписи, хохломские узоры, пособие «Хохломская посуда», краски, кисти, тарелочки для росписи.гуашь, бумажные ложки для росписи, магнитофон, русская народная мелодия «Русские узоры-Золотая хохлома».
Дидактические игры: «Найди хохломской узор».
Ход занятия
Воспитатель: Ой! Кто это стучится в дверь? Ребята, давайте посмотрим, может быть к нам кто-то пришёл?(воспитатель открывает дверь: около неё стоит корзинка)
Воспитатель: Ой! Никого. Но что-то здесь стоит! Дети, как вы думаете, что это?
Дети : Это корзина.
Воспитатель: Наверное это не простая корзина.
- Ребята, давайте посмотрим, что же в ней находится!
(воспитатель с детьми подходят к столу и рассматривают корзину)
Воспитатель: Дети, да здесь письмо! И посуда! Чтобы это значило? Давайте прочитаем письмо, и нам всё будет понятно.
Письмо: Здравствуйте ребята!Пишут вам мастера по росписи посуды из Хохломы. Мы очень любим свою работу. У нас много заказов и мы не всегда успеваем их выполнить. Поэтому мы решили обратиться к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, расписать эти деревянные ложки .Заранее вам большое спасибо!
Воспитатель: Ребята, поможем?
Дети: (Да)
Воспитатель: - Дети, прежде чем мы с вами будем расписывать посуду, послушайте историю о хохломе.
История хохломской росписи:
«Что же такое хохлома?» Хохлома – это крупное торговое село, в котором расписывали деревянную посуду. Со временем сами изделия, выполненные в технике росписи, характерной для этих мест, стали называть Хохломой.
Как же начиналось хохломское искусство? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичек-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка. А начало хохломской росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали золотить по такому способу».
Элементы хохломской росписи:
«Ребята, посмотрите внимательно, какие цвета используются в хохломской росписи?» Ответы детей: красный, черный, желтый, зеленый, золотой.
«Какие узоры нарисованы на посуде?»
Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.
«Все эти элементы хохломской росписи называются «травка». А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. И самое удивительное – деревья, увешанные не яблоками и грушами, а тяжелыми кистями винограда. Нигде такого больше не увидишь.
Воспитатель: Давайте мы пройдём на свои рабочие места.
- Ребята, на что похож элемент «завиток»?Воспитатель: - Дети, покажите, где травка, ягодки, завитки.Обратите внимание, ягодки круглые, чёрные с белой точечкой, красные - с чёрной точечкой. Хохломские расписывали не только посуду, но и мебель. .
Я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Вот мы сейчас покажем.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Вот дубовый
Вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Воспитатель: Для каждого из вас есть своя бумажная ложка. Делаем главную линию на ложке. Закругляем вверх, потом вниз, вверх, вниз (показ на образце). А рядом листочки, ягодки, травка, завитки, (дети расписывают ложки)
Физкультминутка:
Много ль надо нам ребята,
Для умелых наших рук,
Кисти, краски и бумага,
Карандаш и клей наш друг.
Листики резные, бусинки цветные,
Ягодки лесные, камушки речные.
Станут украшением даже семена.
Ручки поработают.
Будет красота!
Дети садятся за работу.
Воспитатель: Молодцы! У вас получилась замечательная роспись! Хорошо вы поработали, потрудились. А главное, помогли сделать заказ вовремя.Давайте выложим свои ложки на один стол высыхать, а я у вас проверю запомнили ли вы хохломскую роспись.
Итог: Дидактическая игра: «Найди хохломской узор».
Показываю элементы росписи, дети отгадывают элементы росписи хохлома.
Молодцы, ребята! Элементы хохломской росписи вы угадали правильно.
Итог занятия Воспитатель: Ребята, давайте разложим свои ложки на стол и посмотрим какая красота получилась. Ребята, вам понравилось делать роспись ложки?
Приложение 3
Конспектинтегрированного занятияв старшей группе на тему «Ложки»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о столовых приборах (ложка) разных временных эпох. Формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей образовывать прилагательные (названия ложек). Закреплять умение употреблять прилагательные в именительном и родительном падежах.
Обобщать и активизировать словарь детей: ложка какая? Глиняная, деревянная, серебряная, металлическая, пластмассовая, расписная деревянная, суповая (для супа), чайная, десертная.
Совершенствовать навыки рисования. Развивать чувство цвета и композиции.
Предварительная работа:Знакомство с пословицами о труде. Объяснение смысла пословиц.
Ход занятия:
Часть 1. Организационная.
Сюрпризный момент: раздается стук в дверь. Передают корзину с ложками. Персонаж – ряженая ложка в платке и в юбочке.
Ложка: Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Кто ты?
Ложка: я – ложка. Езжу я по городам да странам за разным товаром. Купила я много удивительных вещей. А что это за вещи такие вы попробуйте догадаться. Раньше у простых людей не было ни вилок, ни ножей. А ели они супы, каши. Люди так и говорил: «Суп да каша – пища наша!» А чем удобней есть такую пищу (ответы детей) правильно, ложкой.
Воспитатель расстилает на столе расшитое полотенце и раскладывает на нем ложки.
Часть 2.Основная.
Беседа о ложках
Ложка: Ребята, посмотрите, все ложки разные. Хотите я расскажу вам о том, как появились ложки?
История возникновения ложек.
«Дорога ложка к обеду», — гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве поварешки, ножа, вилки.
Самые первые ложки появились в Египте и сделаны были из камня и из обожженной глины. Какая это ложка?
Дети: глиняная.
Ложка: глиняной ложке не требовалась прочность потому что ей ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. Позже стали изготавливать ложки из различных металлов.
На Руси простые люди делали вот такие ложки. Из чего они сделаны? (из дерева) значит они какие?
Дети: деревянные.
Ложка: они всегда были, есть и будут очень легкие и удобные, ведь в изготовление каждой из них мастер вкладывает частичку себя. Кроме того, кушая деревянной ложкой практически не возможно обжечься даже кушая очень горячую пищу.
Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки которые расписывают?
Дети: расписные.
Ложка: правильно, это расписные ложки. Давайте вместе скажем как называются ложки которые люди расписывают – расписные.
Вот например ложка расписная, хохломская роспись с узором. Про нее есть загадка: «Утка в море, хвост на заботе» Называется эта ложка черпачок.. Посмотрите как она выглядит. Почему черпачок? Подумайте, что этой ложкой можно делать? (ответы детей) (черпать, зачерпнуть).
А вот другая ложка. У нее длинная ручка. Такой ложкой что можно делать? Доставать из банки овощи и фрукты, ягоды из компота, варенье.
Раньше цари и богатые люди пользовались за столом ложками из дорогих металлов – серебро, золото. Вот ложка из серебра. Значит какая она? (серебряная). Скажем вместе – серебряная.
Когда люди стали пить чай и кофе появилась новая посуда, необходимая для чая и кофе. Культура чаепития положила начало производству кофейных и чайных ложек.
Ребята, покажите чайную ложку (показывают и называют).
А как выдумаете, зачем нужна такая маленькая ложка? — для соли, чтобы не пересолить блюдо.
Люди едят разные вкусные блюда, мороженое, торты. Для этого существуют специальные ложки для десертов. Как они называются?
Дети: десертные.
Ложка: правильно, для десерта нужна десертная ложка, вот такая, посмотрите. Еще раз скажите как называется эта ложка, вместе — десертная.
Шло время, люди стали делать ложки из металла, который не ржавеет. Посмотрите из чего сделана эта ложка? (из металла) значит она какая? (металлическая)
Чем хороши металлические ложки? (прочные) чем плохи? (быстро нагреваются от горячей пищи) Посмотрите на эту ложку. Чем она отличается от остальных (в ней есть дырки). Может мастер ошибся? Как выдумаете для чего нужна такая ложка? (чтобы снимать пену с бульона), Со временем люди придумали еще один материал из которого стали делать ложки – пластмасса. А ложки из пластмассы как называются? (пластмассовые)
Игра «Передай слова»
Часть 3. Практическая.
Ложка достает из корзины шаблоны ложек, раскладывает их на столе. Дети выбирают для себя шаблон.
Ложка: Я всех вас превращаю в мастеров – художников и предлагаю вам расписать эти ложки.
Подумайте как бы вы расписали свою ложку, что бы вы на ней нарисовали (ответы детей).
Физкультминутка.
А теперь дорогие мои мастера, приступаем к работе. Дети расписывают ложки гуашью.
Рисуйте и слушайте пословицы про труд. Они вам помогут.
Пословицы:
Была бы охота, заладится работа.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся
Какие труды, такие и плоды.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся
Уменье и труд все перетрут
Маленькое дело лучше большого безделья
За много дел не берись, а в одном отличись
Не говори, что делал, а говори, что сделал
Без терпенья нет уменья
Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется
Торопливый дважды одно дело делает
Кто не работает, тот не ошибается.
Ребята, какие у вас красивые ложки получились. Давайте устроим выставку.
Воспитатель: спасибо тебе, Ложка, за интересный познавательный рассказ. Теперь ребята все о ложках знают и смогут родителям рассказать и братишкам, и сестренкам, и друзьям.
Ложка: Пожалуйста. Мне очень у вас понравилось. Спасибо за то, что внимательно слушали меня, да правильно отвечали на вопросы. Вы молодцы. Я хочу оставить вам вот эти шаблоны и предложить дома, вместе с родителями нарисовать ложку, любую. А потом вы соберете их все вместе и отправите мне почтой, мне будет очень приятно. А теперь мне пора. Меня ждут мои подружки. До свидания , ребята! Будьте здоровы! Кушайте хорошо! Да правильно держите ложку за обедом!
Дети прощаются с ложкой.
Приложение 4
Пословицы:Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая. (русская)
Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
В один рот двух ложек не впихнешь. (китайская)
Дорога ложка к обеду (русская)
Каши мало, зато ложка большая (малайская)
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам (русская)
Ложка дегтя в бочке меда (русская)
Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
Что положишь в котел, то и попадет в ложку (казахская)
Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь (армянская)
Красна ложка едоком, лошадь ездоком (русская)
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама (русская)
«Дорога ложка к обеду», – гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка – это самый практичный предмет из всех у столовых приборов. Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварешки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные. Разве можем мы сейчас обойтись без такого необходимого и практичного предмета, как ложка? Но кто из вас задумывался, когда же появился этот прибор? Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева.
Приложение 5
Ложечные приметы:
Если уронишь ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
Две ложки в одной чашки – к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Пролить соус из ложки – накликать семейную ссору
Нельзя стучать ложками – от этого лукавый радуется, скликаются на обед злыдни.
Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ложкой о стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.
Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи – живого или умершего. Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причём ложка мужчины подчас противопоставлялась остальным размерам и форме, её охотно применяли в народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно было избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т.д.
Ещё ложку использовали как оберег, как амулет, как символ, ложка – символ сытости, благосостояния и довольства.
Приложение 6
В.Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
И.Храмова
Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.
Л. Разумова
Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!
Т. Цыбульская
- Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!
В.Левин
Стоял кораблик-ложка
В Картофельном порту.
Ушёл кораблик-ложка
С картошкой на борту.
Поплыл кораблик-ложка
С картошкой по волнам...
Плывёт кораблик-ложка,
А Лешка его:– АМ
Если Вас не посетит
За обедом аппетит
Надо вызвать ложку
Ложку-неотложку
Ложка мигом прилетит
В ароматной дымке
В ней приедет аппетит
В шапке-невидимке
А теперь нельзя зевать!
Постарайся поспевать!
За волшебной ложкой.
Рот пошире открывай
И смелее управляй!
Ложкой неотложкой :)
Вилка обожает макароны.
Ложка любит каши и бульоны,
Но, учти - столовая, не чайная!
Чайная - сластёна чрезвычайная!
Каждый раз ныряет с наслажденьем
В вазочку с желе или вареньем!
А вот капать в ложечку лекарство -
Это, в высшей степени, коварство!
От микстуры, так уж получается,
Ложка моментально...огорчается!
С. Русановская
Серебряная ложка
Помятая немножко,
Блестящая и чёрная,
На талии узорная-
Старинная серебряная ложка.
Среди своих подружек-
Весёлых шумных ложек
Она всегда принцесса
И королева тоже.
И маленького Мишу
Всё кормит понемножку,
Всё королевской кашей
Серебряная ложка.
А. Алферова
– Ты зачем, большая ложка,
заставляешь есть окрошку?
Ложку я в руках верчу –
есть окрошку не хочу.
– Ложка моя ложечка,
подожди немножечко,
По тарелке не стучи,
полежи и помолчи!
Но ответила мне ложка:
– Очень вкусная окрошка!
Я по донышку стучу –
накормить тебя хочу.
Кацо
Я поел совсем немножко -
у меня пропала ложка !
Может, ложку ветром сдуло ?
Я искал ее под стулом,
под буфетом, под столом -
весь почти облазил дом.
Я б искал еще полдня -
мама подняла меня.
-Что за наказанье прямо,
суп остыл,- сказала мама,-
подогрею, съешь немножко.
дам тебе другую ложку...
И к кастрюле на горелке
понесла мою тарелку,
наклонила слить и - чудо! -
ложка выпала оттуда !!
Приложение 7
Консультация для родителей на тему "Посуда"
• Рассмотрите вместе с ребенком дома посуду: тарелку, чашку, блюдце, ложку, нож, чайник, кастрюлю, сковороду.
• Закрепите название предметов и слова,
определяющие их значение.
• Рассмотрите с ребенком, из каких частей
состоит посуда (крышка, ручка, носик, стенки, дно) .
• Покажите, где дома хранится посуда
(в шкафу, в столе, в буфете, в серванте) .
• Рассмотрите с ребенком посуду, объясните,
что посуда бывает двух видов: в которой
готовят пищу и из которой едят.
• Сравните посуду (большие ложки и
маленькие, глубокие тарелки и мелкие) .
• Обратите внимание ребенка, что посуда может биться.
• Почитайте ребенку сказку «Три медведя».
Рассмотрите картинки, обратите его внимание
на посуду и мебель, её величину.
Поиграйте с детьми.
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник.
Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули.
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные, бедняжки.
Присели, одну руку поставили на пояс.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни — разобьются.
Кружатся, «рисуя» руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Потянулись, сомкнули руки над головой.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Взявшись за руки, идут по кругу.
Н. Нищева
Игры по теме
1. «Подбери пару» - Вырежьте из цветного картона блюдца и кружки основных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и трех размеров (большие, средние, маленькие). Предложите ребенку подобрать пару, по цвету и размеру. Ребенку необходимо назвать или показать цвет и размер чашки с блюдцем.
2. «Чего не стало» - Поставьте перед ребенком 5 – 6 предметов посуды. Попросите его закрыть глаза и уберите один предмет. После чего, попросите ребенка открыть глаза и сказать чего не стало.
3. «Расставь по величине» - Поставьте перед ребенком 3 кастрюли разной величины. Предложите ему расставить их по величине, сначала большую, потом поменьше, среднюю и маленькую.
4. «Собери целое» - Вырежьте из картона чайник, кастрюлю, чашку. Отрежьте у них крышку, ручки, носик. Попросите ребенка отремонтировать посуду, поставить на место недостающие детали. Предложите ему назвать недостающие детали.
5. «Составь картинку» - Найдите любые картинки с изображением посуды, наклейте их на картон и разрежьте на 2, 3, 4 части. Предложите ребенку собрать картинку из частей. И назвать что на ней нарисовано.
Играем с пальчиками
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Загибают по одному пальчику
на левой руке.
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала.
Приложение 8
Викторина «Посуда».
Программное содержание.
Цели викторины: уточнение и расширение знаний детей по теме “Посуда”;
активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
расширение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков по данной теме;
совершенствование навыка употребления предлогов, падежных и родовидовых окончаний;
овладение навыками словообразования (уменьшительно-ласкательная форма имен существительных, образование сложных слов);
развитие навыка составления рассказа описательного характера;
совершенствование просодических компонентов речи.
Коррекционно-развивающие:
развитие общей и мелкой моторики;
развитие навыка ориентировки в пространстве;
развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия;
совершенствование речи как средства общения;
освоение форм речевого этикета.
Воспитательные: формирование навыка командной работы;
формирование умения отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению товарищей;
развитие навыка соблюдения определенных ситуативных правил.
Словарь по теме: посуда, скатерть; тарелка, чашка, кружка, стакан, блюдце; вилка, нож, ложка, половник; чайник, кастрюля, сковорода; ваза, банка, бутылка; терка, ведро, поднос; масленка, кофейник, хлебница; кофемолка, мясорубка, самовар, холодильник; части посуды,
Оборудование:иллюстрации по теме “Посуда”;наборы кукольной посуды из разных материалов; разрезные картинки; мяч; фишки (для вручение за правильные ответы детей); отрывок из стихотворения К. Чуковского “Федорино горе”; сигнальные карточки (для демонстрации готовности к ответу).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Объяснение правил, по которым будет проводиться викторина.
Определение темы викторины.
Дети собирают разрезные картинки, называют их и подбирают обобщающее слово.
2. Разминка (вопрос – ответ).
Вопросы ведущего:
– Назовите чайную посуду.
– Какая посуда нужна для обеда?
– Перечислите столовые приборы.
– В какой посуде готовят пищу?
– Для чего нужно тщательно мыть посуду?
– Как ухаживают за посудой?
– Где хранят посуду?
– Как надо вести себя за столом?
3. Отгадывание загадок.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Разрежет хлеб,
Намажет масло.
Но помни:
Есть с него опасно!
(Нож)
Деревянная темница,
В ней хлеб всегда хранится.
(Хлебница)
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Я сверкаю боком гладким,
Угощаю соком сладким.
(Стакан)
И блины тебе подарит,
И яичницу поджарит.
(Сковорода)
Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий,
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит, как паровик.
(Самовар)
4. “Что из чего?” Назвать материал, из которого сделана посуда (употребление относительных прилагательных, согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе).
Например, стакан из стекла – стеклянный,
чашка из фарфора – фарфоровая,
самовар из меди – медный…
5. Игра с мячом “Скажи ласково” (употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).
Например, чайник – чайничек,
ложка – ложечка,
тарелка – тарелочка…
6. “Трудные слова” (образование сложных слов).
На магнитной доске расположены картинки с изображением мясорубки, кофемолки, самовара.
Ведущий спрашивает детей:
– Какое слово получится, если “подружатся” два слова?
Например, “кофе” и “молоть” – кофемолка…
7. Эстафета “Чудесный мешочек”.
Дети опускают руку в мешочек, ощупывают и описывают найденный предмет посуды, называют его и распределяют по категориям: “чайная” и “кухонная” посуда.
8. “Спряталось слово”.
Дети слушают отрывок из произведения К. Чуковского “Федорино горе”, затем называют услышанные предметы посуды.
9. Подведение итога викторины, подсчет набранных за правильные ответы фишек.
Приложение 9.
Результаты опроса детей группы «Капелька»
Приложение 10.
Выступление Валерии
Слайд №1. Здравствуйте, меня зовут Селиванец Валерия, мне 6 лет я посещаю детский сад «Югорка», группу «Капелька».Как и любая девочка мне интересно играть и веселиться, но больше всего я люблю узнавать что то новое, что меня окружает, и поэтому хочу познакомить Вас со своим проектом, который называется «Такие разные ложки…»
Слайд №2.Ложка нужна для зачерпывания жидкой и густой пищи. Она состоит из черпачка и ручки. Вместе с мамой мы узнали, из энциклопедии в библиотеке и из всемирной сети Интернет, что ложка появилась очень давно. Первые ложки делали своими руками из глины, скорлупы орехов или из древесины яблони, липы, рябины.
Слайд №3.Деревянные расписные ложки появилась на Руси в 17 веке. Это роспись Хохлома.Традиционные цвета: черный и красный на золотистом фоне.На ложках изображали красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птиц, рыб и зверей.
Слайд №4.Ложки бывают СТОЛОВЫЕ, ДЕСЕРТНЫЕ и ЧАЙНЫЕ.
Слайд №5.Проанализировав литературу, мы узнали, что ложки делают из разных материалов. Раньше в основном были деревянные ложки, а сейчас мы пользуемся металлическими. Своих кукол я кормлю разноцветными пластиковыми ложечками. Бывают также серебряные и золотые ложки.
Слайд №6. Также узнала последовательность изготовления ложки. Вначале брали ЧУРКУ, из неё делали БАКЛУШУ, а потом вырезали саму ложку.
А чем же отличаются деревянные ложки от металлических. А сейчас я Вам расскажу о моих опытах которые мы провели дома.
Слайд №7. 1) Деревянная ложка твердая на ощупь, но если нажать на неё металлической ложкой, то останется отпечаток. А если провести деревянной ложкой по металлической, то на ней отпечатка не будет.
Значит дерево мягче, чем металл.
Слайд №8. 2) Налили в тарелку горячую воду и положили туда наши ложки. Металлическая ложка быстро стала горячей, а деревянная нет. Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.
Поэтому есть деревянной ложкой лучше так, как суп в ней будет быстрей остывать, и мы не обожжемся.
Слайд №9. 3) Положили ложки в тазик с водой. Деревянная ложка осталась плавать, а металлическая утонула.
Значит деревянная ложка легче металлической.
Слайд №10. 4) Ударили одной металлической ложкой о другую, а деревянной ложкой о деревянную.
Звонче ударяются металлические ложки, но деревянные издают более мелодичный звук, похожий на звук музыкального инструмента.
Слайд №11,12. Затем я провела эти опыты в группе со своими друзьями.
В результате проекта я:
Слайд № 13. Узнала о том, что в старину люди делали ложки из дерева, а сейчас их изготавливают на заводе из различных материалов (металл, серебро, золото, пластмасса).
Слайд № 14. Выяснила, что между деревянной и металлической ложкой есть много отличий:
● Дерево мягче, чем металл.
● Деревянной ложкой лучше есть горячую еду, так как пища в ней быстрей остывает и мы не обжигаемся.
● Деревянная ложка легче, чем металлическая.
● Звонче ударяются металлические ложки, но деревянные издаютболее мелодичный звук.
Слайд №15. Деревянной ложкой лучше кушать горячие блюда, чем металлической.
Но такая ложка недолговечна – краска на ней быстро стирается, поэтому сейчас мы едим металлическими ложками с удобными тонкими ручками.
А еще деревянными ложками можно не только кушать, но еще использовать для игр.
Деревянные ложки используют как народный музыкальный инструмент.
Слайд №16. Алина Михайловна рассказывал нам, что в старину делали кукол своими руками – из ткани или соломы. Мне они очень нравятся, и я придумала смастерить кукол из деревянных ложек для кукольного театра.
Слайд №17,18.В садике с ребятами изгруппы мы устроили настоящую выставку рисунков «Золотистые ложки».Мне понравилось быть маленьким исследователем – это очень интересно.
Слайд № 19. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ
Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...
Конкурс "Звёздочка в ладошке" творческие работы детей
«Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Одарены, талантливы все без исключения дети».В.А. Сухомлинский Педагоги, дети и родители детского сада № 9 «Росинка» стараются при...
РАЙОННЫЙ КОНКУРС ДЕТСКОГО РИСУНКА И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ "БЕРЕЖЕМ ПЛАНЕТУ ВМЕСТЕ"
Уважаемые коллеги и родители! Представляю вашему вниманию творческие работы детей подготовительной к школе группы....
Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке»
Тема проекта: "Сладкие газированные напитки. Вред или польза?"...
Конкурсная работа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ "Моя Россия"
Биография участика Великой Отечественной войны Кошевых Алексея Кирилловича...