Программа вокального кружка "ВЕСНУШКИ"
методическая разработка (старшая группа)
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа вокального кружка "Веснушки" | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников «Успех» с.Кабанск»
«Принято» «Утверждено»
Советом педагогов Зав.МАДОУ ____________Т.В.Фролова
Протокол № « » Приказ № « »
От « » 2017г. от « » 2017 г.
ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА
«ВЕСНУШКИ».
Выполнил: Кондратьева Елена Викторовна
музыкальный руководитель
2017 г.
Пояснительная записка
«Музыка начинается с пения…»
Курт Закс (немецкий музыковед)
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух,тембровый и динамический слух. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции: память, мышление,восприятие,речь. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) с использованием методики О.В. Кацера "Игровая методика обучения детей пению". Программа кружка предназначена для детей от 5- 6 лет. Занятия в вокальном кружке «Веснушки» проводятся с сентября по май, 36 занятий в год. Основная форма работы с детьми– занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие умений различать звуки по высоте;
- Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
- Развитие умений петь выразительно, передавая характер песни.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «пам» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ
- образные упражнения;
Основные принципы развития вокальных способностей у детей:
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности
- Принцип наглядности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип развивающего обучения
- Принцип гуманизации
- Принцип сотрудничества
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Они могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- пение под аккомпанемент
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр или компьютер, микрофон)
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Программа включает:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Примерный учебный план
Содержание | Количество занятий |
Восприятие музыки | 5 |
Артикуляция, выразительная дикция | 11 |
Освоение техники распределения дыхания | 5 |
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования | 5 |
Эмоционально-выразительное исполнение | 10 |
Итого: | 36 |
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
ПО ПЕНИЮ на учебный год
Репертуар | Количество занятий |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением ) | 4 |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 2 |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 7 |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 3 |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 3 |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 2 |
Упражнения и попевки. | 15 |
Всего: | 36 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Внятно произносят слова, понимая их смысл. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
ДИАГНОСТИКА уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | |||
н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | |||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | |||
3. | Умение импровизировать | |||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | |||
5. | Навыки выразительной дикции |
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.
Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....
Программа вокального кружка "Домисолька"
Программа вокального кружка....
Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"
Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......
Программа вокального кружка «Звездочки».
Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед) Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....
Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"
Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...