Программа вокального кружка "ВЕСНУШКИ"
методическая разработка (старшая группа)

Е.Кондратьева

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                          «Детский сад общеразвивающего вида с осуществлением  одного или нескольких направлений развития воспитанников «Успех» с.Кабанск»

«Принято»                                                                                         «Утверждено»

Советом педагогов                                                  Зав.МАДОУ ____________Т.В.Фролова

Протокол № «   »                                                      Приказ № «      »    

От «   »                        2017г.                      от «    »                      2017 г.

ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА

«ВЕСНУШКИ».

                                                                              Выполнил:   Кондратьева Елена Викторовна

                                                                                                    музыкальный руководитель

                                                                                                         

2017 г.

Пояснительная записка

                                                                                            «Музыка начинается с пения…»

Курт Закс (немецкий музыковед)

       

       Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух,тембровый и динамический слух. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции: память, мышление,восприятие,речь. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

       Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

           Программа разработана на основе программы  по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки»  (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) с использованием методики  О.В. Кацера  "Игровая методика обучения детей пению". Программа кружка  предназначена  для детей от 5- 6 лет. Занятия в вокальном кружке «Веснушки» проводятся с сентября по май,  36 занятий в год. Основная форма работы с детьми– занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника;

развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

1. Формирование интереса к вокальному искусству.

2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

  1. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  2. Развитие умений различать звуки по высоте;
  3. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
  4. Развитие умений петь выразительно,  передавая характер песни.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «пам» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ
  • образные упражнения;

Основные принципы развития вокальных способностей у детей:

  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности
  • Принцип наглядности
  • Принцип прочности
  • Принцип доступности
  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип гуманизации
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи

Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Они могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.
  • пение под аккомпанемент

          Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр или компьютер, микрофон)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Программа включает:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Примерный учебный план

Содержание

Количество занятий

Восприятие музыки

5

Артикуляция, выразительная дикция

11

Освоение техники распределения дыхания

5

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

5

Эмоционально-выразительное исполнение

10

Итого:

36

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
ПО ПЕНИЮ на учебный год

Репертуар

Количество занятий

Русские  народные песни  

 (с музыкальным сопровождением )

4

Русские народные  песни

(без музыкального сопровождения)

2

Детские эстрадные песни

(с фортепианным сопровождением)

7

Детские эстрадные песни

(под фонограмму)

3

Песни из мультфильмов

(с фортепианным сопровождением)

3

Песни из мультфильмов

(под фонограмму)

2

Упражнения и попевки.

15

Всего:

36

ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Внятно произносят слова, понимая их смысл. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

ДИАГНОСТИКА       уровня   развития   певческих   умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

н

с

в

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Программа вокального кружка "Домисолька"

Программа вокального кружка....

Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......

Программа вокального кружка «Звездочки».

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед)  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....

Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"

Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...