Консультация для воспитателей: «Ведущий за руку».
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Ведущий за руку».
На втором году жизни дитя вступает в пору раннего детства. Ребенка можно сравнивать с нежным бутоном, в котором уже присутствуют все характерные качества будущего цветка, но возможность раскрытия во многом зависит от ухода и любви садовника. Таким «садовником» выступает взрослый, находящийся рядом с ребенком, воспитывающий в первые годы жизни. «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира—от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»- писал Сухомлинский.
Необходимо отметить следующее: ни в один период жизни ребенка не прослеживается столь прямые зависимости результатов воспитания от личностных качеств взрослых, как в первые годы жизни.
Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания, оно является важнейшим источником его психического развития. Ребенок усваивает форму поведения взрослых, как говорят психологи «присваивает» опыт материальной и духовной культуры, т. е. уклад жизни и взаимоотношений.
Взрослые должны помнить, что первый язык ребенка—«язык эмоций» ему младенец учится с первых дней жизни.
Это и создает возможности обеспечения на самых ранних этапах детства двухстороннего эмоционального контакта взрослого с ребенком. Ребенок чуток к настроению взрослого, тонко реагирует на прикосновение его рук и эмоциональные проявления, старается подражать ему. Сказанное позволяет сделать вывод: малыш готов к восприятию всего, что привносит в общение с ним взрослый. Причиной первых радостей и огорчений ребенка является отношение к нему взрослого в процессе повседневного общения, занятий.
Предметная деятельность считается ведущей для раннего возраста. Это значит, что для психического развития малыша особенно полезны игры с матрешками, пирамидками, башенками, кубиками, различными элементарными конструкторами и т.д. Но главное, что эти предметы выступают как повод для деловых контактов ребенка со взрослыми, в результате, которых малыш обучается действиям, накапливает практический опыт.
Когда ребенок овладевает элементарными действиями с предметами, двигательными навыками и речью в его самостоятельную деятельность следует включить выполнение посильных игр-упражнений. Взрослый выступает в качестве организатора и активного партнера.
Усложняющаяся интеллектуальная жизнь малыша строится по законам отражения: ребенок отражает мир, в котором живет, присваивал все, что видит в социальной среде, т.е. в поведении взрослых.
Духовно обогащенная окружающая действительность- первые условия успешного психического развития и эмоционального благополучия ребенка.
В раннем возрасте наблюдаются противоположные действия: желание осваивать близлежащее пространство и боязнь нового, в том возрасте особенно трудно расстаться с мамой, трудно привыкать к незнакомым людям в период адаптации к детскому учреждению.
Не зная многого, ребенок определяет по выражению лица взрослого происходящее, поступки окружающих, отношение воспитателя к его поведению. Выражение лица взрослого является для него фактором, определяющим его отношение к происходящему, выбор дистанции. В ситуации новизны у детей возникает определенное ориентированное действие—«взор на лицо взрослого». В неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо, поэтому взрослому, воспитателю необходимо проявлять к маленькому ребенку исключительную чуткость, теплое обращение во время проведения режимных процедур, в том числе утром при встрече с ребенком, во время еды, подготовки, подготовки ко сну и других режимных моментов. Ласковое обращение, поглаживание, индивидуальный подход имеют огромное значение для душевного комфорта детей. Все новое надо вносить в жизнь ребенка на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним. Важно учитывать, что процесс выполнения действий и их результат эмоционально переживается ребенком. Неудачи огорчают его. Взрослый должен так организовать общение с малышом, чтобы после некоторого количества попыток он достигал определенного результата. Возможности ребенка второго года жизни не велики, поэтому необходимо исключить, в которых он выступал бы в роли неудачника.
Установить двусторонний характер взаимопонимания с детьми раннего возраста нелегко. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и ласковый голос взрослого. Эмоциональные проявления очень рано становятся каналом связи, доступным средством влияния на поведение ребенка.
Важно, что и как, и с каким чувством прикасается к детству. Речь идёт не только о любви или жалости к ребёнку, вызванный его беспомощностью и незащищённостью перед миром, имеется в виду внутренняя культура взрослого. Это, прежде всего, духовное благородство, понимание высокого предназначения детства.
Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий. Ребёнок понимает происходящее вокруг него, включается в ситуацию,
эмоционально откликается, адекватно реагирует на предложения взрослого, выполняя его советы, просьбы.
Одеваясь, он может принести ботиночки, шапку, носочки и т.д. Играя подать названную игрушку, использовать ее по назначению, продемонстрировать отобразительные движения (покормить, уложить спать) по просьбе взрослого изобразить в движениях персонажей сказок, прыгающего зайчика и т.д. Ребенок включается в общение, посредством движений, действий, эмоций, смысла. Именно на третьем году налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество ребенка со взрослым, эмоциональное соучастие в совместной с другими детьми деловой активности. Одевая детей, воспитатель проговаривает отрывки из сказок, реплики персонажей, предлагает кому-то поскакать, имитировать голоса зверей. Практика работы показывает, что малыши исключительно чувствительны к человеческому фактору, личностным качествам взрослого, который дарит им весь мир в красках, звуках, отношениях, в доступной форме «диалектику бытия». Ребёнку необходим тот взрослый, который способен эмоционально и душевно обогатить его по законам добра, милосердия и красоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Инструменты своими руками"
Одной из активных форм работы по развитию музыкальных способностей дошкольников может стать организация кружка совместной деятельности детей и родителей по изготовлению музыкальных инструментов,...

Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей младшего дошкольного возраста)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для детей игровых у...

Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей среднего дошкольного возраста)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для дете...

Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей старшего дошкольного возраста)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для детей игр ...

Консультация для воспитателей. Тема «Наши руки не для скуки»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход ...
Консультация для воспитателей Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста «Игра»
консультация для воспитателей...