Консультация для воспитателей: «Ведущий за руку».
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Ведущий за руку».
На втором году жизни дитя вступает в пору раннего детства. Ребенка можно сравнивать с нежным бутоном, в котором уже присутствуют все характерные качества будущего цветка, но возможность раскрытия во многом зависит от ухода и любви садовника. Таким «садовником» выступает взрослый, находящийся рядом с ребенком, воспитывающий в первые годы жизни. «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира—от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»- писал Сухомлинский.
Необходимо отметить следующее: ни в один период жизни ребенка не прослеживается столь прямые зависимости результатов воспитания от личностных качеств взрослых, как в первые годы жизни.
Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания, оно является важнейшим источником его психического развития. Ребенок усваивает форму поведения взрослых, как говорят психологи «присваивает» опыт материальной и духовной культуры, т. е. уклад жизни и взаимоотношений.
Взрослые должны помнить, что первый язык ребенка—«язык эмоций» ему младенец учится с первых дней жизни.
Это и создает возможности обеспечения на самых ранних этапах детства двухстороннего эмоционального контакта взрослого с ребенком. Ребенок чуток к настроению взрослого, тонко реагирует на прикосновение его рук и эмоциональные проявления, старается подражать ему. Сказанное позволяет сделать вывод: малыш готов к восприятию всего, что привносит в общение с ним взрослый. Причиной первых радостей и огорчений ребенка является отношение к нему взрослого в процессе повседневного общения, занятий.
Предметная деятельность считается ведущей для раннего возраста. Это значит, что для психического развития малыша особенно полезны игры с матрешками, пирамидками, башенками, кубиками, различными элементарными конструкторами и т.д. Но главное, что эти предметы выступают как повод для деловых контактов ребенка со взрослыми, в результате, которых малыш обучается действиям, накапливает практический опыт.
Когда ребенок овладевает элементарными действиями с предметами, двигательными навыками и речью в его самостоятельную деятельность следует включить выполнение посильных игр-упражнений. Взрослый выступает в качестве организатора и активного партнера.
Усложняющаяся интеллектуальная жизнь малыша строится по законам отражения: ребенок отражает мир, в котором живет, присваивал все, что видит в социальной среде, т.е. в поведении взрослых.
Духовно обогащенная окружающая действительность- первые условия успешного психического развития и эмоционального благополучия ребенка.
В раннем возрасте наблюдаются противоположные действия: желание осваивать близлежащее пространство и боязнь нового, в том возрасте особенно трудно расстаться с мамой, трудно привыкать к незнакомым людям в период адаптации к детскому учреждению.
Не зная многого, ребенок определяет по выражению лица взрослого происходящее, поступки окружающих, отношение воспитателя к его поведению. Выражение лица взрослого является для него фактором, определяющим его отношение к происходящему, выбор дистанции. В ситуации новизны у детей возникает определенное ориентированное действие—«взор на лицо взрослого». В неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо, поэтому взрослому, воспитателю необходимо проявлять к маленькому ребенку исключительную чуткость, теплое обращение во время проведения режимных процедур, в том числе утром при встрече с ребенком, во время еды, подготовки, подготовки ко сну и других режимных моментов. Ласковое обращение, поглаживание, индивидуальный подход имеют огромное значение для душевного комфорта детей. Все новое надо вносить в жизнь ребенка на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним. Важно учитывать, что процесс выполнения действий и их результат эмоционально переживается ребенком. Неудачи огорчают его. Взрослый должен так организовать общение с малышом, чтобы после некоторого количества попыток он достигал определенного результата. Возможности ребенка второго года жизни не велики, поэтому необходимо исключить, в которых он выступал бы в роли неудачника.
Установить двусторонний характер взаимопонимания с детьми раннего возраста нелегко. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и ласковый голос взрослого. Эмоциональные проявления очень рано становятся каналом связи, доступным средством влияния на поведение ребенка.
Важно, что и как, и с каким чувством прикасается к детству. Речь идёт не только о любви или жалости к ребёнку, вызванный его беспомощностью и незащищённостью перед миром, имеется в виду внутренняя культура взрослого. Это, прежде всего, духовное благородство, понимание высокого предназначения детства.
Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий. Ребёнок понимает происходящее вокруг него, включается в ситуацию,
эмоционально откликается, адекватно реагирует на предложения взрослого, выполняя его советы, просьбы.
Одеваясь, он может принести ботиночки, шапку, носочки и т.д. Играя подать названную игрушку, использовать ее по назначению, продемонстрировать отобразительные движения (покормить, уложить спать) по просьбе взрослого изобразить в движениях персонажей сказок, прыгающего зайчика и т.д. Ребенок включается в общение, посредством движений, действий, эмоций, смысла. Именно на третьем году налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество ребенка со взрослым, эмоциональное соучастие в совместной с другими детьми деловой активности. Одевая детей, воспитатель проговаривает отрывки из сказок, реплики персонажей, предлагает кому-то поскакать, имитировать голоса зверей. Практика работы показывает, что малыши исключительно чувствительны к человеческому фактору, личностным качествам взрослого, который дарит им весь мир в красках, звуках, отношениях, в доступной форме «диалектику бытия». Ребёнку необходим тот взрослый, который способен эмоционально и душевно обогатить его по законам добра, милосердия и красоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко Большинство воспитателей понимают, как важно приви...
Консультация для воспитателей "Инструменты своими руками"
Одной из активных форм работы по развитию музыкальных способностей дошкольников может стать организация кружка совместной деятельности детей и родителей по изготовлению музыкальных инструментов,...
Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей младшего дошкольного возраста)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для детей игровых у...
Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей среднего дошкольного возраста)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для дете...
Консультация для воспитателей «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» (для детей старшего дошкольного возраста)
В консультации «Мяч в руки берем, не скучаем и растем» для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, обоснована педагогическая ценность для детей игр ...
Консультация для воспитателей. Тема «Наши руки не для скуки»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход ...
Консультация для воспитателей Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста «Игра»
консультация для воспитателей...