Статья "Представления дошкольников о школе".
статья

Максимова Светлана Александровна

Статья написана на основе исследования, проведенного педагогом-психологом в детском саду. Исследование проводилось на основе анкетирования. Респондентами выступали воспитанники подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представления дошкольников о школе.

Статья, написанная на основе исследования.

В современном мире представление дошкольников о школе достаточно важная тема, так как ребенок должен иметь правильные представления о школе, об учебном процессе. Это важно для успешной адаптации первоклассника к школе. Ведь известен факт, что предсказуемость внешних событий дает возможность заранее подготовиться к ним и позволяет лучше себя чувствовать. В противном случае, если ребенок не будет иметь правильные представления о школе, ему может быть сложнее привыкнуть к учебному процессу, понять и сориентироваться, что и в какой ситуации ему делать, как поступать и общаться с одноклассниками или учителем.

На сегодняшний день существует очень много работ и статей, посвященных готовности ребенка к школе. Много материала о том, что должен ребенок уметь и знать при поступлении его в первый класс. Однако, материала, в котором рассказывалось бы непосредственно об имеющихся представлениях  дошкольников о школе мало. Поэтому мы решили изучить эту тему на примере воспитанников подготовительной группы детского сада.

Цель работы: выяснить, какие существуют представления у дошкольников подготовительного возраста о школе.

Задачи работы:

- изучить теоретический материал по представленной теме;

- провести анкетирование воспитанников детского сада 6-7 лет;

- проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Предмет исследования: представления детей 6-7 лет о школе.

Объект исследования: особенности представлений дошкольников о школе.

Гипотеза исследования: дети, готовящиеся пойти в школу имеют как объективные, так и личные представления о школе.

Метод исследования: анкетирование.

Ключевым для нашего исследования является понятие «представление» и «дошкольник». На сайте https://ru.wikipedia.org/ понятие «представление» и «дошкольник» имеет следующее определение.        

Представление - воспроизведенный образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает и который основывается на прошлом опыте субъекта(человека). Другими словами, представление – это итог познания мира, действительности.

Дошкольник – ребенок дошкольного возраста.

В литературе мало информации, в которой можно было бы найти ответ на вопрос, какие существуют представления о школе у детей 6-7 лет. Однако, можно найти большое количество информации о таком понятии, как школьная зрелость или готовность к школе.

В книге Н.И. Гуткиной «Психологическая готовность к школе» говорится о том, что традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

1.Интеллектуальный (умственный);

2. Эмоциональный;

3. Социальный

Об интеллектуальной зрелости свидетельствует следующее.

По мнению автора, ребенок к 7 годам начинает думать, прежде, чем что-то сделать. К тому же к 7 годам ребенок уже обладает определенными «вводными навыками». Например, может посчитать до 10, знаком с буквами, знает времена года, дни недели и месяцы. Некоторые дети овладевают навыками чтения. Также ребенок может концентрировать свое внимание. О.Ю. Машталь в книге «Подготовка ребенка к школе» дополняет, что ближе к школе ребенок должен усвоить элементарные правила дорожного движения, может составлять рассказы по серии картинок, сочинять истории, сравнивать ширину, высоту и длину предметов, знает фигуры, сравнивает часть и целое.

Об эмоциональной зрелости говорит возможность ребенка длительное время выполнять не очень привлекательную работу.

О социальной зрелости свидетельствует потребность ребенка в общении со сверстниками.

Н.И. Гуткина в своей книге ссылается на имя Д.Б. Эльконина, который считал, что для ребенка, идущего в школу важно уметь слушать и выполнять инструкцию взрослого, умению подчиняться правилам.

Очень важным является мотивационная готовность к школе. «Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов обучения, а также мотивов достижения» (стр.8). Именно на мотивационную сферу больше всего влияет правильное представление дошкольников о школе.

На сайте https://www.maam.ru/ педагог-психолог Анна Шиленкова в своей статье «Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста» говорит о том, что представления о школе у детей бывают:

- предметными (т.е. представления об образовательной среде и учебных принадлежностях, об отношениях детей друг с другом);

- деятельностными (представления о деятельности ученика, учителе и дисциплине).

Автор статьи подчеркивает важность взрослого в формировании представлений о школе у дошкольников. Анна Шиленкова предлагает использовать экскурсии по школе, общение с первоклассниками, проведение совместных со школьниками мероприятий. Все это приводит к «формированию внутренней позиции школьника» у ребенка.

Но это теоретический аспект. В 2018 году в сборнике «Психологические проблемы семьи» вышла статья Зыряновой Н.М. и Паршиковой О.В. «Представления старших дошкольников о школе». В данной статье были представлены результаты практического исследования старших дошкольников о школе.

Детям были заданы четыре вопроса:

  1. «Ты хочешь пойти в школу?»
  2. Почему ты хочешь (или не хочешь) пойти в школу?»
  3. Как ты думаешь, зачем нужно учиться?»
  4. Готовишься ли ты к школе и как готовишься?»

Результаты получились следующими.

1.Ты хочешь пойти в школу?

На первый вопрос 78% детей ответили, что хотят пойти в школу. Но были и дети (17%), которые не проявили желания идти в школу.

2.Почему ты хочешь (или не хочешь) пойти в школу?»

На второй вопрос, причины, по которым старшие дошкольники хотят пойти в школу чаще всего были связаны с желанием учиться и получать новые знания в целом. «Хочу учиться», «Чтобы учиться и все знать», «Просто я хочу узнавать что-нибудь из школы».

Некоторых дошкольников привлекала школа как нечто новое, но интересное место.

Причиной, по которой старшие дошкольники не хотят идти в школу, связаны с боязнью не справиться с новой ситуацией. «Надо уроки делать», «Я думаю, что там сложно», «Хочу остаться с мамой, а не весь день в школе».

3.Как ты думаешь, зачем нужно учиться?»

Отвечая на третий вопрос, по мнению авторов статьи все дети считают, что «учиться надо, чтобы стать умными» (стр.818). «Чтобы умной быть, чтобы все знать», «Чтобы считать», «Чтобы знать много чего».

4.Готовишься ли ты к школе и как готовишься?»

Отвечая на данный вопрос, авторы статьи подчеркивают, что дети понимали этот вопрос по-разному. «Ответы варьировали от описания собственно настоящей подготовки через выполнение определенных заданий и получения школьных навыков до формальных вещей: покупки канцтоваров и школьной одежды и посещения родительского собрания». (стр.819).

Итогом исследования стал вывод о том, что детей, которые хотят идти в школу стало больше. Большинство из них имеют правильные представления о школе, но не все уверены в том, что у них все получится, поскольку считают, что учится в школе сложно. Но самую главную мысль, которую высказали авторы статьи заключается в том, что правильные представления дошкольников о школе формируются прежде всего в семье.

Подготовка ребенка к школьному обучению необходима для более легкого усвоения и принятия им особенностей школьной жизни. Правильные представления дошкольника о школе играют важную роль в этом процессе. Они помогают объективно взглянуть на процесс обучения и взаимодействия с одноклассниками и учителями, чувствовать себя более уверенным и самостоятельным. Но важно помнить, что в этом процессе правильного формирования представлений дошкольника о школе играет взрослый: прежде всего родители, воспитатели, учителя.

Для того, чтобы выяснить представления дошкольников о школе, было решено провести опрос ребят 6-7 лет, посещающие подготовительную группу детского сада. Опрос проводился посредством анкетирования. В анкетировании принимали участие 17 воспитанников подготовительного возраста 6-7 лет. Анкетирование детей проводилось во второй половине дня, после тихого часа.

Респондентам были заданы следующие вопросы.

1. Что такое школа?

        2. Во сколько лет дети идут в школу?

        3. Как нужно обращаются к учителю?

4. Как привлечь к себе внимание учителя, если нужно о чем- то спросить?

5. Как узнают школьники в школе, что наступило время учителю начинать урок?

6. Что такое урок?

7. Что такое перемена?

8. Какие оценки хорошие, а какие плохие?

9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?

10. Что такое каникулы?

11. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм.

G:\Презентация выступление Вики\Слайд1.JPGдиагр. 1

диагр. 2

                                        

G:\Презентация выступление Вики\Слайд3.JPGG:\Презентация выступление Вики\Слайд4.JPG

диагр.3                 диагр.4

G:\Презентация выступление Вики\Слайд5.JPGG:\Презентация выступление Вики\Слайд6.JPG

диагр. 5                                                 диагр. 6

G:\Презентация выступление Вики\Слайд7.JPGG:\Презентация выступление Вики\Слайд8.JPG

диагр. 7                                                диагр. 8

G:\Презентация выступление Вики\Слайд9.JPGG:\Презентация выступление Вики\Слайд10.JPG

диагр.9                                                диагр.10

G:\Презентация выступление Вики\Слайд11.JPG

        диагр.11

В ходе проведенного исследования было выявлено, что большинство детей (82%), участвующие в анкетировании, имеют достаточные представления о школе. Они понимают, как нужно обращаться к учителю, что такое урок и перемена, какие оценки существуют в школе. Есть воспитанники (17%), которые имеют недостаточные представления о школе. Им было трудно ответить на вопрос о каникулах, о времени начала и окончания уроков, о том, что такое урок. Также имеются воспитанники (11%), которые имеют частичные представления о школе. Эти дети затруднялись отвечать на некоторые вопросы, но с помощью дополнительных наводящих вопросов давали достаточно правильные ответы.

Таким образом, можно сказать, что гипотеза научной работы подтвердилась. Дети имеют как объективные знания о школе, так и личные представления, которые исходят из своего жизненного опыта.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении данной темы. Например, было бы интересно узнать существует ли разница между представлениями о школе у девочек и у мальчиков, или имеет ли значение в формировании правильных представлений о школе наличие старших братьев или сестер, уже посещающих образовательное учреждение. Также было бы интересно более детально исследовать насколько могут отличаться представления о школе у детей, посещающих курсы подготовки дошкольников к школе от представлений у детей, которые не посещают данные курсы.

Результаты исследования могут быть использованы учителями, воспитателями и родителями при подготовке детей к школе.

Список используемых источников

1. Н.И. Гуткина Психологическая готовность к школе М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).»

2. Дмитриева И.Р. Психологическая подготовка детей 6-7 лет к обучению в школе. – СПб.:

Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2014. – 48с.

3. Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию

Старших дошкольников. Методическое пособие. – М.:Генезис, 2018.- 152 с., ил.

4. Машталь О.Ю. Подготовка ребенка к школе. 200 упражнений, заданий, тестов, игр. – СПб:Наука и Техника, 2011. – 288 с., ил.,CD

5. Статья Паршикова Анна «Теоретические аспекты формирования представлений о школе у детей дошкольного возраста». Режим доступа:  https://www.maam.ru/

 6. Зырянова Н.М. и Паршикова О.В.  Статья «Представления старших дошкольников о школе».

7. Сайт https://ru.wikipedia.org/

  1. Приложение 1.

Анкета воспитанника детского сада

подготовительного к школе возраста

«Представления дошкольников о школе».

  1. Что такое школа? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Во сколько лет дети идут в школу? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Как обращаются к учителю? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Как узнают школьники в школе, что наступило время учителю начинать урок? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Что такое урок? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Что такое перемена? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Какие оценки хорошие, а какие плохие? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Где пишет учитель, когда объясняет задание? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Как привлечь к себе внимание учителя, если нужно о чем- то спросить? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Как в школе называется стол, за которым дети пишут? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11.  Что такое каникулы? _______________________________________________________________________

  1. Приложение 2.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

  Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе  – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...

Родительский клуб "Готовим дошкольника к школе".

Материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке к проведению родительских собраний, индивидуальных консультаций родителей. Включает четыре основных раздела: Мотивационная готовность ребе...

Консультация. "Ваш ребенок идет в школу". Игры на определение уровня готовности дошкольника к школе.

Не стоит бояться, поступления в школу ребенка, главное создать прочный тандем между: ребенком – родителем– учителем, а для подготовки к школе Вам необходимо не упустить врем...

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....

Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС»

В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”, коротко — ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014года, в данный...

Спикер в Международной научно-практической конференции "Компетенции воспитателя - условие развития навыков будущего у дошкольника". Трек "Нейроготовность дошкольников к школе"

Данная методика представляет собой одно из направлений работы по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.   «Межполушарные игры» ...