Теоретические основы изучения памяти.
статья

Мочалова Надежда Федоровна

Современный подход к изучению памяти в психолого-педагогической литературе. Формы проявления памяти.Типы запоминания. Время сохранения запомненного. Типы памяти.Основные процессы памяти и их характеристики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное детство представляет собой период интенсивного развития всех

психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность

ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится

воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия

с предметами, усваивает поведение и начинает управлять собой. Все это

предполагает работу памяти. Без нее невозможно усвоение общественного

опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его

деятельность. В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Возможности для улучшения и развития зрительной и слуховой памяти

ребенка в дошкольном возрасте очень широкие. Под влиянием различных видов деятельности, которыми овладевает дошкольник на занятии, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи - запомнить материал и потом его воспроизвести. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия памяти, благодаря которым они приобретают преднамеренный характер.

Память определяют в психологии, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Проблеме развития памяти большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А. Н. Леонтьева [1975], исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности, запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании Зинченко [1979] сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания - произвольного и непроизвольного - у испытуемых разного возраста. В работе Кажерадзе [1949] предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Корниенко сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Известный психолог Лурия утверждает, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли. [Лурия 1975: 27] По мнению известного психолога Рубинштейна, без памяти мы могли бы существовать мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере  сознания для организации последующей деятельности. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей [И. П. Павлов]. Исследования последних лет, проводящиеся на нейрофизиологическом и биохимическом уровнях, позволяют выделить две фазы в построении связей. В первой – лабильной фазе сохранение следа происходит благодаря ревербации нервных импульсов. В ходе второй – стабильной – фазы сохранения следа осуществляется за счет изменений, возникающих на основе первой фазы: согласно различным данным, такими изменениями являются или рост протоплазматических нервных отростков или изменения в синоптических окончаниях, в свойства клеточных мембран или в составе рибонуклеиновых кислот клетки. Физический ресурс памяти каждого человека ограничен врожденными особенностями головного мозга, поэтому здоровый человек может развить память только с помощью специальных методов, таких как структурирование информации, семантические вставки, целенаправленное воображение, мнемотехника.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Рассмотрим классификацию видов памяти в зависимости от ее содержания. Исходя из того ,что запоминает человек, принято различать двигательную, словесно-логическую, образную, эмоциональную:

• Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и

воспроизведение различных движений. Двигательная память является

основой для формирования различных практических и трудовых навыков,

равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек

должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие

действия.

• Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Воспоминания о пережитых чувствах — страдании, радости  любви сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное

отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. Наиболее легко запоминаются события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события

быстро забываются.

• Образная память — это память на представления, картины природы и

жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме

представлений. Следует отметить, что многие исследователи разделяют

образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную,

вкусовую.

• Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении

наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют

Произвольную и непроизвольную память:

• Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий, когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается человек в

жизни.

• Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно избирательно. Запоминание включает

в себя логические приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материала.

Как долго сохраняется запомненное. Это сенсорная, кратковременная,

Долговременная и оперативная память:

• Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

• Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации (около 20 сек) после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Кратковременная память играет большую роль в жизни

человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации,

сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.

• Понятием оперативная память обозначают мнемонические процессы,

обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Она представляет синтез долговременной и кратковременной памяти. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный

“отработанный” материал может забываться.

• Долговременная память — длительное сохранение информации (начиная от

20 сек. и простираясь на часы, месяцы, годы) после многократного повторения и воспроизведения. В долговременную может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного фильтра, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. В долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить.

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни человека они

не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

Выделяют различные типы памяти в зависимости оттого, что человек

Запоминает успешнее и как он предпочитает запомнить. Наиболее существенные различия проявляются между наглядно – образным и словесно-логическими типами памяти.

Физиологической основой различия между двумя типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем, но типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой

анализатор является у человека ведущим в запоминании и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы,

вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется при занятиях физкультурой и спортом, при письме ручкой и работе на компьютере, игре на музыкальных инструментах.

Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. Память начинается с запоминания.

Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти

материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Если

запоминание имеет характер специальной организованной работы, связанной

с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она

называется заучиванием.

Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия). Узнавание – проявление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременно

удерживаемого воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения. Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость запоминания – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Точность воспроизведения - эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Теоретические основы изучения развития связной речи у детей

Теоретические основы изучения развития связной речи у детей в психолого-педагогической литературе...

Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна...

Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР

Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразованияимен прилагательных у дошкольников с ОНР 1. Лингвистический аспект изучения  словообразования имен прилагательных2. Формирование...

Теоретические основы изучения творческого воображения и его роли в воспитании старших дошкольников

В статье рассмотрены теоретические основы изучения творческого воображения старших дошкольников  и роль творческого воображения в воспитании личности детей на современном этапе....

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...

«Теоретические основы изучения саморегуляции в дошкольном возрасте»

, во время занятия ребенку нужно такое избирательное внимание, чтобы сосредоточиться только на голосе педагога. Яркий стимул например голос или движение другого ребенка, также привлекает внимание, но ...

Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематической системы речи у детей с нормальным речевым развитием и со стертой дизартрией.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов реч...