«Теоретические основы изучения саморегуляции в дошкольном возрасте»
презентация
, во время занятия ребенку нужно такое избирательное внимание, чтобы сосредоточиться только на голосе педагога. Яркий стимул например голос или движение другого ребенка, также привлекает внимание, но в зависимости от уровня развития сдерживающего контроля ребенок сможет его игнорировать. Таким образом, благодаря сдерживающему контролю ребенок может выбирать, за какими стимулами следить, а на какие не обращать внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_osnovy_izucheniya_samoregulyatsii_v_doshkolnom_vozraste.pptx | 822.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одной из наиболее значимых с точки зрения понимания развития регуляции в дошкольном детстве является модель, разработанная Акирой Мпяке и коллегами ( Miyake et al ., 2000 ) Согласно данной модели, нейропсихологическои основой для овладения собственным поведением является группа когнитивных навыков, которые обеспечивают целенаправленное решение задач и адаптивное поведение в новых ситуациях. Эти навыки под общим названием «регуляторные функции » Выделяют три основных компонента регуляторных функций: Сдерживающий контроль (или торможение) способность подавлять отвлекающую или не значимую в данной ситуации информацию или реакцию; Рабочая память (зрительная или слуховая) позволяет удерживать информацию и использовать ее ; Когнитивная гибкость (или переключение) — способность переходить от одного правила (или задания) к другому. Эти компоненты связаны друг с другом, но также они могут рассматриваться и как самостоятельные. Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
Сдерживающий контроль (или торможение) представляет собой способность, субъекта контролировать свое внимание , поведение, мысли и эмоции для преодоления сильной внутренней предрасположенности или внешних отвлекающих факторов. Позволяет выбрать ту или иную реакцию или форму поведения, а не действовать автоматически. Например, во время занятия ребенку нужно такое избирательное внимание, чтобы сосредоточиться только на голосе педагога. Яркий стимул наприме р голос или движение другого ребенка, также привлекает внимание, но в зависимости от уровня развития сдерживающего контроля ребенок сможет его игнорировать . Таким образом, благодаря сдерживающему контролю ребенок может выбирать, за какими стимулами следить, а на какие не обращать внимания. Так же помогает противодействовать посторонним мыслям, воспоминаниям, информации, не относящейся к решению поставленной задачи Например, когда ребенок решает задачу, в которой нужно разделить 6 конфет между 3 детьми, он не должен отвлекаться на размышления о конфетах или другие условия задачи (например имена детей), которые не имеют отношения к ее решению.
Важным понятием, связанным с процессами когнитивного торможения мыслей и действий, является самоконтроль . Самоконтроль — это умение сопротивляться «искушениям», не совершать импульсивных действий. Например, сопротивляться искушению нарушить правило (обмануть или взять что-либо без спроса); желанию делать то, что очень хочется, без учета социальных норм (отнять игрушку у другого ребенка); тормозить импульсивные реакции на поступок другого человека (Рефлексивно ударить того, кто причинил боль). Самоконтроль связан со способностью выполнять задачу, не смотря на желание отказаться и перейти к более интересному виду деятельности или отдыху.
Рабочая память Позволяет человеку использовать информацию, которая больше не представлена в непосредственном восприятии. Есть два вида рабочей памяти: Вербальная (слухоречевая) Удержание и возможность использования отдельных с лов или предложений (Например , инструкции задач, которые дает педагог) Зрительная (визуально-пространственная) способность к хранению и использованию целостного зрительного образа и его деталям. Рабочая память необходима для осмысления письменной и устной речи, выполнения любых математических действий в уме, умственного упорядочивания предметов (например списка дел), включения новой информации в план действий, рассуждения. Лежит в основе способности видеть связи между вещами. Позволяет разделять целое на элементы, таким образом она важна для творчества и креативности .
Необходимо различать Кратковременную ( основная функция в сохранении информации) и рабочую память (использование информации для решения задач) Например дети 3 лет при выполнении задания на сортировку справляются с сортировкой по одному признаку, но при переключении на другой признак, продолжают сортировать по первому. Если у них спросить, то они скажут, что задание изменилось и что нужно делать. Дело не в том, что они забыли инструкцию, она не является руководством к действию. Для этого нужно удерживать в памяти цель, что нужно делать, а что нет. Однако дети 4-5 лет уже успешно справляются с этим. Это показывает связь компонентов регуляторных функций друг с другом. Так же в этом процессе задействована способность к переключению .
Когнитивная гибкость (или переключение) Представляет собой способность переходить от одного правила (задания) к другому, учитывая изменившиеся условия. (приспособление к изменившимся требованиям, признание собственной неправоты, принятие неожиданных возможностей) В ажный аспекты способность изменять перспективу в пространстве (Как бы это выглядело, если посмотреть с другой точки или увидеть ситуацию с другой точки зрения) , что является важным в успешной социализации в школе. Изменение способа мышления (нестандартное мышление) (Ребенок не понимает идею и его часто обвиняют в несообразительности, но в такой ситуации можно проявить гибкость: задать другой вопрос, представить материал по другому)
Когнитивная гибкость развивается медленнее всего. Младшие дошкольники испытывают трудности с переключением между противоречивыми представлениями. Они сосредотачиваются на самом ярком свойстве объекта. Например: Детям показали входящий в заблуждение объект: окрашенную губку, которая выглядит, как скала и спрашивали о внешнем виде (Как это выглядит?) и истинном характере или функции объекта «Что на самом деле?). Возрастной скачок происходит между 3 и 5 годами. 3-летние дети дают одинаковые ответы на оба вопроса гораздо чаще, чем 5-летние . Детям младше 4,5-5 лет обычно не удается выполнить задания, в которых нужно сортировать карточки по цвету, а потом по форме.
Различают 2 вида регуляции: «Холодная» регуляция - неэмоциональная. Связана с решением когнитивных задач в ситуации отсутствия эмоционального воздействия. Дети попадают в новую ситуацию, нуждаются в хорошо развитой способности холодного контроля. Это необходимо для выполнения сложных правил, гибких ответов на конфликтные стимулы (ребенок сосредоточен на решения задания, а его отвлекают или нужно остановиться при решении задания по просьбе педагога) «Горячий» контроль – важен в ситуациях, которые имеют эмоциональную значимость. Позволяет регулировать свой гнев и управлять вниманием во время эмоционального возбуждения.
Различия между «горячей» и «холодной» регуляцией имеют биологическую основу(задействованы разные области мозга) У взрослых п оражения областей, ответственных в за «холодную» регуляцию теряют способность к изучению нового материала, а поражения, ответственные за «горячую» регуляцию приводят к импульсивности, неподобающему поведению. Образовательная среда детского сада представляет массу возможностей продемонстрировать умение решать, как эмоциональные, так и когнитивные задачи и проблемы. Успешность детей в решении умственных задач необязательно говорит о высоком уровне контроля своего поведения в эмоционально значимых ситуациях.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы зрительного восприятия старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии
У детей старшего дошкольного возраста с РДА более низкий уровень зрительного восприятия, чем у детей нормативного развития. Искаженная переработка сенсорной информации в процессеи зрительно...
Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Семинар –практикум для родителей «Теоретические основа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеГлава I. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Основные понятия1.2 Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста1.3 Возрастные ос...