Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух-волшебник"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме "Воздух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Воздух-волшебник». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема: "Воздух-волшебник".
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Задачи:
• расширять представления детей о свойствах воздуха;
• учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
• учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
• обогащать словарный запас детей;
• развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
• развивать связную речь;
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Ход занятия
Ребята, на сегодняшнем занятии, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию чудес! Знаете ли вы, что такое научная лаборатория? (место, где ученые ищут ответы на разные вопросы, проводят эксперименты, исследования). Кто же работает в научных лабораториях? (ученые, исследователи, лаборанты). А вот предмет наших с вами сегодняшних исследований кроется в загадке:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (воздух)
Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Чтобы попасть в нашу научную лабораторию чудес, мы должны немного подготовиться!
Пальчиковая гимнастика:
Большой палец встал один
Указательный - за ним
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый,
Встали братцы все –Ура!
За работу им пора!
И нам с вами, ребята, пора за работу.
Вот мы и в лаборатории!
Давайте с вами вспомним, как себя должны вести ученые при проведении научных исследований?
( В лаборатории нужна строгая дисциплина, осторожность и порядок; не надо толкаться, мешать друг другу, громко разговаривать, пробовать на вкус без разрешения).
А кто его видел, этот воздух?
Скажите, вы видите воздух вокруг нас?
Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.)
Доказываем, что воздух есть.
Опыт 1: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(Он пуст.)
Складываем в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
(В нём нет воздуха.)
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили.
А вы знаете, ребята, что некоторые люди сделали даже бизнес на продаже воздуха. Они продают закупоренные баночки, на которых написано откуда этот воздух, например, «Воздух Санкт-Петербурга» или «Воздух Владивостока». И несмотря на всю бесполезность этих сувениров, они пользуются огромным спросом. Вот и мы с вами подпишем наш пакет: Воздух 7 группы детского сада № 188.
Опыт2: Воздух окружает нас повсюду.
- Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас?
Давайте проверим и проведем следующий опыт.
Возьмите стакан с водой и опустите в него трубочку. А теперь подуйте в трубочку.
Что вы видите? (выходят пузырьки)
- Как они появились?
-Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы его видим в виде пузырьков.
Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх.
В среднем человек вдыхает где-то 20 килограммов воздуха в день, причем четверть всего вдыхаемого воздуха идет на питание мозга.
Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Проверим это! Рассмотрим камень, сахар. Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода. Чем больше воздуха, тем больше пузырьков!
-Вот наше следующее открытие: Воздух находится в невидимом состоянии не только в нас, вокруг нас, но и в различных предметах.
Опыт 3: Воздух мы чувствуем.
Ребята, а как вы думаете, можем ли мы почувствовать воздух? Как?
Давайте с вами подуем на ладошку!
Что вы чувствуете? ( Легкое дуновение ветерка)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Подскажите, ребята, в зависимости от погоды, какой бывает воздух? ( холодный, теплый, сухой, влажный…)
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физкультминутку. Она называется «Ветер».
Физкультминутка « Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках.
Опыт 4: Ветер- это движение воздуха
Представьте, что в тазике –море, а вы ветер. Попробуйте подуть на воду. Что получается? (Волны.)
Чем сильнее дуть, тем выше будут волны.
Возьмите кораблики и опустите их на воду. Подуйте на них. Что с ними происходит? (Они плывут)
Что произойдет с корабликом, если не будет ветра? (Он будет стоять на месте)
А если подуть очень сильно, то что произойдет? (Начнется буря и, может произойти кораблекрушение.
Опыт 5: Воздух имеет вес.
Ребята, а как вы думаете, сколько весит воздух? Попробуем взвесить.
(На середине палки длиной около 60 см закреплена веревка, к обоим концам которой привязаны 2 одинаковых воздушных шарика, палка подвешена за веревочку и висит в горизонтальном уравновешенном положении.)
Подумайте, что произойдет, если мы лопнем один из шариков?
(протыкаем шарик зубочисткой)
Почему конец палки, к которому был привязан шар, поднялся вверх? (из шарика вышел воздух, шарик без воздуха стал легче.
Вывод: Воздух имеет вес.
Что произойдет, когда мы лопнем и второй шарик? Равновесие опять восстановится. Шарики без воздуха весят одинаково, так же
Как и надутые.
Опыт 7: Что легче- воздух или вода?
Ребята, чем наполнены воздушные шарики? (Воздухом)
Попробуйте «утопить» воздушные шарики.
Почему они не тонут. (Воздух легче воды)
Где человек использует это свойство воздуха? ( надувные матрацы, спасательные жилеты, круги)
Опыт 8: Можно ли услышать воздух?
Ребята, вы слышали воздух? (Нет)
Хотите услышать? (Да)
Возьмите трубочку и подуйте в нее. Что вы слышите? (Свист)
Воздух дрожит и получается звук. Звуки распространяется по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать, звуки не передаются.
Подумайте, а как еще люди используют «голос» воздуха? (Гудок тепловоза, парохода, духовые инструменты).
Опыт 9: Имеет ли воздух запах?
-Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (нет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму апельсин и очищу его. Что почувствовали? (запах апельсина).
-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 10: Воздух всем необходим, без него нет жизни.
А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)
Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла. (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Вывод: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи.
Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Показ картинок пожар, машины…)
Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….
Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздухом дышат люди и животные.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Человек не может жить без воздуха.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета.
Воздух легче воды.
Воздух можно почувствовать.
Воздух можно услышать.
Воздух имеет вес.
Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Какие вы молодцы.
- Воздух в помещении в среднем в тридцать раз грязнее, чем на улице, даже если речь идёт о не слишком-то экологически чистом городе.
- Страна с самым чистым воздухом — Швейцария, а с самым грязным — Китай.
- Как вы думаете, где воздух чище, в помещении или на улице?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)
МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...
Конспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествКонспект занятия в подготовительной группе На тему « путешествие в лес осенью»ие в лес осенью»
Конспект занятия в подготовительной группе ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.
Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День ПобедыКонспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: 9 мая - День Победы...
- Мне нравится (1)