План работы кружка «Светофорчик» В старшей группе на 2018-2019 учебныйгод
план-конспект занятия (старшая группа)
План работы кружка «Светофорчик»
В старшей группе
на 2018-2019 учебныйгод
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_svetoforik_averyanova_t.v.docx | 101.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д\с «Колосок» ст. Красноярской
План работы кружка «Светофорчик»
В старшей группе
на 2018-2019 учебныйгод
Воспитатель: Аверьянова
Татьяна
Викторовна
Содержание.
| 4 |
| 6 |
| 25 |
| 26 |
| 31 |
| 46 |
|
Список детей: 1.Кравцова Вика
2.Крутова Алиса
3.Михаленко Артём
4.Нефёдов Кирилл
5.Полуданова Марина
6.Полуданова Настя
7.Аверьянова София
8.Волк Вероника
9.Дегтяренко Маша
10.Тиц Аня
Данная программа разработана в силу особой актуальностипроблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости движения являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
Проблемы роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей направило нас на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 4-6 лет с правилами дорожного движения.
Программа по ПДД реализуется по двум направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками;
- взаимодействие с родителями.
Программа содержит тематический план, примеры организации непосредственно организованной образовательной деятельности, методические рекомендации,диагностический материал,приложение. Она поможет воспитателям научить дошкольников элементарным навыкам поведения на улице, осознанным поступкам в той или иной обстановке.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальноеразнобразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Система деятельности детского сада по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представлена в программе «Светофорчик», отражающей творческие подходы к решению данной проблемы, и представляет собой целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.
Цель программы - совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, педагогов, родительской общественности.
Задачи:
- обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
- с помощью разнобразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей среднего и старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы образовательной деятельности дошкольников;
- активизация пропагандистской деятельности среди родителей по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Программа « Светофорчик»реализуется по двум направлениям:
- образовательная деятельность с воспитанниками
- взаимодействие с родителями.
Реализация образовательной деятельности предполагает выполнение алгоритма:
Непосредственно организованная образовательная деятельность (НОД) реализуется интегрировано по образовательным областям «Познавательное», «Социаль-Коммуникативное», «Художественно - эстетическое» - 1 раз в месяц.
Организованная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Самостоятельная деятельность.
Продолжительность НОД:
25 мин — старшая группа.
Перспективный план по ПДД старшая группа сентябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | ||
№ 1 Цель: «Познание» Развивать пространственные представления в процессе прочтения и изображения плана открытого пространства. « Безопасность» Закрепить представления детей об улице ее составных частях. №2 Цель: «Познание» Развивать умение детей ориентироваться на макете близлежащего микрорайона. « Безопасность» Дать представление об одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе. | Наблюдение «Мы знакомимся с улицей» Цель: Формировать представления об улице и ее основных частях: тротуар, проезжая часть;закрепить понятия о средствах передвижения: грузовой, легковой транспорт, автобус, троллейбус | Беседа с детьми о средствах передвижения с использованием иллюстраций | И. Серяков «Дорожная грамота» | Средства передвижения Грузовая машина легковая троллейбус автобус | Родителям во время прогулок закреплять с детьми понятия о средствах передвижения | Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации |
Ручной труд: изготовление дорожных знаков, светофора. | Анкетирование | |||||
Прогулка на улицу «Татарстан» Цель: закреплять понятия о двустороннем движении, проезжей части, дорожных знаках: пешеходный переход, остановка запрещена. | Рисование «Улицы нашего города» Закрепить понятие о движении машин по сигналам светофора | И. Серяков «Дорожная грамота» СМихалков «Дядя Стёпа – милиционер» | Светофор Дорожные знаки Проезжая часть Улица города Двустороннее движение Дорожные знаки | Буклеты, информационные листы | Материал для продуктивной деятельности |
Перспективный план по ПДД старшая группа октябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | ||
№ 3 -Цель: «Познание» Развивать пространсные представления в процессе прочтения и изображения плана открытого пространства. « Безопасность» Совершенствовать знания детей о правилах перехода улицы по сигналам светофора и по пешеходному переходу. № 4 Цель «Познание» Развивать пространственные представления в процессе прочтения и изображения плана открытого пространства. « Безопасность» Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи Совершенствовать знания детей о правилах перехода улицы по сигналам светофора и по пешеходному переходу. Закрепить понятия перекресток, одностороннее и двустороннее движение № 5Цель «Познание» 1 часть. Развивать пространственные представления в процессе изображения ограниченного пространства по памяти. « Безопасность» 2 часть. Дать представиеоб особенностях движения троллейбуса и автобуса | Знакомство с улицей. Цель уточнить представления детей об улице, о проезжей части, о движении пешеходов по тротуару, по правой стороне улицы Целевая прогулка к перекрёстку Цель: уточнить понятие «перекрёсток» | Рассматривание картины: «Улица города» Показать детям, что пешеходы и транспорт движутся по правой стороне улицы. Дидактическая игра «Учим дорожные знаки» | В.Э. Рублях «ПДД» | Улица Проезжая часть Тротуар Правая сторона Пешеходный переход | Консультация для родителей по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения: «Детям о ПДД» Родительское собрание Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице. | Обогащение предметно-развивающей среды по ПДД в группе. Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации, сюжетно-ролевые игры |
И. Серяков «Дорожная грамота» С. Прокофьев. Закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах перехода через улицу | ||||||
Перспективный план по ПДД старшая группа ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями . | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | ||
№6 Цель «Познание» Развитие пространственных представлений в процессе прочтения готового поэтажного плана помещения детского сада. « Безопасность» Закреплять знания детей о ПДД и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге №7 Цель: «Познание» Развитие пространственных представлений в процессе прочтения готового поэтажного плана помещения детского сада. «Безопасность» Закрепить знания о дорожных знаках: «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду) | Познакомить детей с работой и основными жестами регулировщика. Закрепить знания детьми ПДД. | Беседа на тему: Сравнение грузовой и легковой машины. Формировать умения точно подбирать слова в стветствии с особенностью машин. Закрепить знания о строении грузовой и легковой машинах. | Н. Носов рассказ «Автомобиль» И. Серяков «Милиционер с полосатой палочкой» | Магистраль Регулировщик Жезл Кузов для перевозки грузов Салон Символ Шины | Понаблюдать за работой регулировщика | Материал для продуктивной деятельности |
Тротуар Грузовой и легковой транспорт. | Совместное развлечение | Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Милиционер». | ||||
Рисование «Машины на нашей улице» Цель. Закреплять понятия: тротуар, проезжая часть, разметка дорог | И. Серяков «Дорожная грамота» | Пешеходный переход Наземный, подземный переход | Консультация на тему: «Ты – велосипедист» | |||
Беседа на тему: «Транспорт» Цель: Углубить знания о разных видах транспорта, учить делать выводы, активизировать речь детей. | В.Г. Лиходеев «Пожарная машина» | Станция Железнодорожный транспорт Железнодорожный переезд Шлагбаум |
Перспективный план по ПДД старшая группа декабрь
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | ||
№8 - 9Цель: «Познание» Развитие пространственных представлений при прочтении плана другого открытого пространства. «Безопасность» Рассмотреть опасные различные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. №10 - 11 «Познание» Развитие пространственных представлений при прочтении плана другого открытого пространства. «Безопасность» Научить детей правилам поведения на улице, где можно и где нельзя играть. | Прогулка к пешеходному переходу. Цель: закрепить знания правил поведения на улице | Беседа с детьми о правилах поведения на улице. Цель приучать детей соблюдать ПДД | И. Серяков «зебра на мостовой» В.Э Рублях «Правила дорожного движения» | Пешеходный переход пешеходы Светофор Сигналы светофора Регулировщик Дорожные знаки Проезжая часть Улица города Двустороннее движение Дорожные знаки | Консультация для родителей по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. | Обогащение предметно-развивающей среды карточками «опасные ловушки». |
В.Э Рублях «Правила дорожного движения» | Наблюдение совместно с детьми за работой светофора | Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Улицы нашего города». | ||||
Рисование «Улицы нашего города» Закрепить понятие о движении машин по сигналам светофора | И. Серяков «Дорожная грамота» | Выставка рисунков «Я и светофор» | ||||
Развлечение для детей «Красный, желтый, зелёный» Цель. Закрепить знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице» | И. Серяков «Зебра на улице» | Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации. |
Перспективный план по ПДД старшая группа январь
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе реж. моментов | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | ||
№12 -13 Цель: « Познание» Развитие пространственных представлений при изображении открытого пространства. « Безопасность» Закреплять правила поведения в общественном транспорте. | Прогулка к месту нахождения дорожных знаков. Цель. Учить узнавать дорожные знаки, понимать их значение. | Беседа «Указательные знаки» Цель. Познакомить детей со знаками Ручной труд. Изготовление дорожных знаков для использования в играх | Е.Боровой «Красный, желтый, зелёный» | Предупреждающие Запрещающие знаки «Дети» «Двустороннее движение» «Пешеходный переход» «Въезд запрещён» «Пешеходное движение запрещено» «Медицинский пункт» «Место стоянки» «Пункт питания» «Заправочная станция» | Обращать внимание детей на указательные, предупреждающие, запрещающие | Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации. |
«ПДД» В.Э. Рублях | Семейные творческие проекты « Что я знаю о ПДД» | Материал для продуктивной деятельности | ||||
№ 14 - 15 Цель: « Познание» Развитие пространственных представлений при изображении открытого пространства. « Безопасность» Продолжать знакомить детей с улицей, её особенностями; закрепить правила поведения на улице | Знакомить детей с предупреждающими и запрещающими знаками на наглядном материале | Домашнее чтение С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер» | Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры «Улицы нашего города». | |||
С/р игра «Улица города» с использованием дорожных знаков | С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер» |
Перспективный план по ПДД старшая группа февраль
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе реж. моментов | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | ||
№16-18 Цель «Познание» Развитие пространственных представлений при прочтении готового плана открытого пространства и изображение направлений на нём. « Безопасность» Закрепить с детьми знания правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора; уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей. | Ц/п к остановке общественного транспорта. Цель. Закрепить знания детей о правилах поведения пассажиров во время входа и выхода из транспорта. Заходить с задней площадки, выходить с передней. | Беседа с детьми на тему: «Правила поведения пассажиров в общественном транспорте». Цель. Расширять знания детей. | В.Э. Рублях «Правила дорожного движения» | Общественный транспорт правила поведения пассажиров задняя площадка передняя площадка остановка вежливый внимательный уступи место старшим желтый красный зелёный | Рекомендации родителям старших дошкольников по ПДД «Правила поведения в общественном транспорте» | Материал для продуктивной деятельности |
Рассматривание иллюстраций о правилах поведения в общественном транспорте. | И. Серяков «Дорожная грамота» Как ребята в зпарк ходили. | Выставка транспорта изготовленного родителями и детьми | Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры « Транспорт» | |||
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мы пассажиры» | Е. Боровой «Красный, желтый, зелёный» | Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации. | ||||
С/р игра. «Мы пассажиры». Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. | Загадки по теме |
Перспективный план по ПДД старшая группа март
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | ||
№ 19 – 20 Цель: «Познание» Прочтение карты. « Безопасность Совершенствовать представления детей о транспорте разного вида; закрепить правила поведения на улицах города №21-22 Цель: «Познание» Прочтение карты. « Безопасность Совершенствовать представления детей о транспорте разного вида; закрепить правила поведения на улицах города | Прогулка к перекрёстку Цель: уточнить знания о перекрёстке – пересечении двух улиц, самом опасном месте для движения транспорта и пешеходов | Рассматривание плакатов о правильном переходе улицы, соблюдения ПДД. Что может произойти, если пешеходы и водители не будут соблюдать ПДД. | В.Э Правила дорожного движения | Перекрёсток пересечение двух улиц правила дорожного движения дорожные знаки город движение машин водитель транспорт грузовые и легковые машины ответственность. | Памятка по безопасности на дороге. | Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации. |
Беседа с детьми о ПДД и правильном переходе улицы. Закрепить с детьми имеющиеся знания. | В.Э Правила дорожного движения | Закрепить с детьми ПДД, во время прогулок по городу. | Материал для продуктивной деятельности | |||
С/р игра «Едем мы по городу» Закрепить знания о назначении разных машин. Закрепить знания о дорожных знаках и правильном их использование в игре. | В.Э Правила дорожного движения Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек» | Закрепить с детьми знания о назначении указательных, запрещающих знаках. | Обогащение предметно-развивающей среды карточками «опасные ловушки». | |||
Беседа с детьми о работе водителя и обязанностях пешеходов. Рассказать о сложности работы водителя, правилах перехода улицы и поведения на улице. | И. Серяков «Горят огни на перекрёстках» «Бегут , бегут машины» |
Перспективный план по ПДД старшая группа апрель
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | ||
№ 23 – 27 Цель «Познание» Прочтение карты. « Безопасность» Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра». | Игры на площадке по ПДД. Цель: закрепить ПДД. | Д/и «Безопасность на дорогах» | И. Серяков «Горят огни на перекрёстках» | Макет Улица Проезжая часть Дорожные знаки Светофор «зебра» дорожная грамота транспорт легковой и грузовой правила дорожного движения | Закрепить с детьми ПДД во время прогулок по городу | Игры на учебно-тренировочном перекрестке. |
Д/и «Прогулка по городу» | И. Серяков «Дорожная грамота» | Продолжать знакомить детей с указательными, предупреждающими и запрещающими знаками во время прогулок. | Выполнений заданий в рабочих тетрадях.. | |||
Прогулка к светофору. Цель: расширить знания детей о 3-х секционном светофоре | Строительные игры. Цель: построить улицу, используя макеты домов, дорожные знаки. | В.Э. Рублях «Правила дорожного движения» | Прослушание аудиозаписей по ПДД. | Материал для продуктивной деятельности | ||
Вечер досуга «Светофория» | Загадки и стихи о транспорте и ПДД |
Перспективный план по ПДД старшая группа май
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Работа с родителями | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. | ||
Диагностические задания | Организация самими детьми игр по ПДД. Цель: развитие самостоятельности в организации игр. | Самостоятельные рассказы детей о правилах дорожного движения. | И. Серяков «Дорожная грамота» | Средства передвижения Грузовая машина легковая троллейбус Автобус Транспорт Перекрёсток Светофор Дорожные знаки Проезжая часть Улица города Двустороннее движение Дорожные знаки | Беседы с детьми о правилах ПДД, разных видах знаков. | Материал для продуктивной деятельности |
Рисование: «Я выхожу на улицу» | Загадки и стихи о транспорте и ПДД | Игры на учебно-тренировочном перекрестке | ||||
Р/и «Большая прогулка» | И. Серяков «Горят огни на перекрестках» | Совместное развлечение | ||||
Р/и «Лото осторожностей» |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
В старшей группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Знания и умения, которыми может овладеть ребенок к концу учебного года:
- свободно ориентируется в помещении и на участке детского сада;
- имеет представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном;
- знает некоторые дорожные знаки и их назначение (информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»);
- имеет чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Использование возможностей развивающей среды:
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице мы проводим в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение воспитанников.
Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
В детском саду мы также оборудовали специальную комнату по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В комнате разместили макеты домов, транспорт, дорожные знаки, настольные игры, художественную литературу, действующий макет части города. На макете в миниатюре представлена улица. Используя макет мы знакомим детей с темами «Улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.
Во время проведения игр расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все качества, которые необходимы для предупреждения опасностей.
Оборудование площадки
Дорогу вокруг здания на территории детского сада мы рассматриваем как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, напротив прогулочных веранд наносится разметка «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.
На территории детского сада мы создали специальнуюавтоплощадку, которая включают 4-сторонний перекресток со светофором, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.
Для развития сюжетно-ролевых игр мы выносим на площадку (участки) макеты автомобиля, автобуса, трамвая.
Экскурсии
Необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами территории детского сада. Целью экскурсии может быть как ознакомление с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта. Во время проведения экскурсии воспитатель рассказывает детям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, закрепляет представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объясняет, что означает тот или иной дорожный знак. Воспитатель совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает поведение людей на улице.
Экскурсия должна проводится с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с письменного разрешения родителей.
Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отмечаются «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.).
Можно дать задание – дома с родителями составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.
Взаимодействие с семьей:
Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается. Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным. Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости.
Все это должны знать и родители.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов) рассказывает об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Содержание уголков для родителей
по изучению правил дорожного движения:
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
«Внимание – мы ваши дети!»
«Ребёнок имеет право жить!»
«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
1.Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
2.Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
3.Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
4.Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Наша задача в первую очередь собственным примером научить малыша.
Только совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей могут быть созданы условия для ознакомления детей с правилами безопасности. Здесь требуется систематическая и кропотливая работа.
.
Уровень знаний, умений определяю и в ходе наблюдения за свободной игровой деятельностью группы, отмечаю наличие сюжетно-ролевой игры по ПДД, её сюжет, содержание.
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка..
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).
И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.
Старшая группа:
- свободно ориентируется в помещении и на участке детского сада;
- имеет представление о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном;
- знает некоторые дорожные знаки и их назначение (информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»);
- имеет чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Подготовительная группа:
- пользуется планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц;
- соблюдает правила дорожного движения и техники безопасности;
- знает дорожные знаки и их назначение.
Использование возможностей развивающей среды
Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей.
Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
Набор транспортных средств
Иллюстрации с изображением транспортных средств
Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
.
В детском саду мы также оборудовали специальную комнату по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В комнате разместили макеты домов, транспорт, дорожные знаки, настольные игры, художественную литературу, действующий макет части города. На макете в миниатюре представлена улица. Используя макет мы знакомим детей с темами «Улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт, светофор» и т.д.
Во время проведения игр расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все качества, которые необходимы для предупреждения опасностей.
Оборудование площадки
Дорогу вокруг здания на территории детского сада мы рассматриваем как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, напротив прогулочных веранд наносится разметка «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.
На территории детского сада мы создали специальнуюавтоплощадку, которая включают 4-сторонний перекресток со светофором, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.
Для развития сюжетно-ролевых игр мы выносим на площадку (участки) макеты автомобиля, автобуса, трамвая.
Экскурсии
Необходимо проводить с детьми экскурсии за пределами территории детского сада. Целью экскурсии может быть как ознакомление с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д., так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта. Во время проведения экскурсии воспитатель рассказывает детям (на наглядном примере), как следует переходить дорогу, закрепляет представления детей о предназначении светофора и его сигналах, объясняет, что означает тот или иной дорожный знак. Воспитатель совместно с детьми наблюдает, анализирует и обсуждает поведение людей на улице.
Экскурсия должна проводится с соблюдением всех требований и инструкций по охране жизни и здоровья детей, а также с письменного разрешения родителей.
Например, можно провести экскурсию вокруг детского сада с последующим коллективным составлением плана дороги. На плане отмечаются «опасные» места (яма, люк, лужа и т.д.).
Можно дать задание – дома с родителями составить подобный индивидуальный план дороги от дома (остановки) к детскому саду.
Взаимодействие с семьей
Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается. Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным. Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости.
Все это должны знать и родители.
В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов) рассказывает об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.
Содержание уголков для родителей
по изучению правил дорожного движения
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
«Внимание – мы ваши дети!»
«Ребёнок имеет право жить!»
«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
1.Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
2.Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
3.Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
4.Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Наша задача в первую очередь собственным примером научить малыша.
Только совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей могут быть созданы условия для ознакомления детей с правилами безопасности. Здесь требуется систематическая и кропотливая работа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастюкова Л.П. Жизнь без опасностей. – М., 1996.
2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице. // Дошкольное воспитание, №3, 1981.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
4. Асташкина. Дошкольникам о Правилах дорожного движения. // Дошкольное воспитание, №4, 1993.
5. Беляев Б. Ребенок у дороги. – «За рулем». – 2002. №7.
6. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание, №2, 1980.
7. Волков С.Ю. Про правила дорожного движения. М., 2006.
8. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольно воспитание, №6, 1985, №7, 1986, №7, №9, 1987.
9. Добрая дорога детства: Науч.-метод. Журнал 2011 – 2012.
10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М., 2008.
12. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2010 г.
14. Пантелеев Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. – М.: Просвещение. 1988.
15. Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений – дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал / Составитель Саулина Т.Ф. – М.: Просвещение. 1989.
16. Серия «Мир в картинках». Автомобильный транспорт: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011.
17. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие. М., 2007
18.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
19.Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
20.Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.
21.Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.
22.Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в средней группе на 2018-2019 учебный год
Перспективный план работы с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста...
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2018-2019 Г.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2018-2019 Г.МЕСЯЦНАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯОТВЕТСТВЕН- НЫЕСЕНТЯБРЬСовместная подготовка к учебному году Фотовернисаж «Воспомин...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2018-2019 учебный год.
Разработка представляет план работы по установлению сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников....
Программа работы кружка во второй младшей группе на 2018-2019 учебный год
quot;Маленькие Фанртазеры"...