Конспект занятия « Металлические загадки»
опыты и эксперименты (старшая группа)
Конспект занятия по эксперементированию в старшей группе " Металлические загадки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интересные опыты и эксперименты | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия « Металлические загадки»
Программное содержание: Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качества ( структура поверхности, цвет) и свойства ( теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Закреплять умения классифицировать предметы по материалу, из которых они изготовлены, формировать умение отбирать предметы с заданными признаками.
Развивать речь, активизировать словарь за счет новых слов, используемых в ходе опытов. Развивать умение ставить цель, находить пути решения задач, доводить дело до конца. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Закреплять умение работать в коллективе.
Материал: металлические предметы, магниты, емкость с водой, спиртовка, спички.
Ход:
В.: Ребята, послушайте загадки:
1.Деревянная шея, железный клюв,
Кричит: « тук-тук-тук».
2. Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю.
3. Сам деревянный, а голова железная?
В.: Скажите о каком предмете эти загадки? (о молотке). А как вы думаете, из чего интересно он сделан? (из железа, металла).
- А как про него еще сказать? Какой он? (железный, металлический ).
- А для чего он нужен нам? ( чтобы забивать гвозди).
В.: Ребята это сейчас молоток используют только для того, чтобы забивать гвозди, а
когда – то, в далеком прошлом его использовали еще в виде сигнала о пожаре. Например, если где-то пожар и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Его стук разносится далеко вокруг, и люди, услышав его спешили на помощь. (воспитатель стучит по метал-му предмету).
В.: А хотите узнать еще что-нибудь про металл, и о его свойствах (да). Тогда
приглашаю в нашу лабораторию.
Опыт № 1
На столе лежат разные металлические предметы: скрепки, гайки, шурупы, гирьки.
В.: Ребята как вы думаете, из чего они сделаны? (из железа, металла).
- А как вы об этом узнали? ( они твердые, не гнутся, блестят)
- Чем они отличаются? ( формой, размером).
В.: А теперь возьмите любой предмет в середине стола, потрогайте его на ощупь, определите какая у него поверхность? ( гладкая, шероховатая, пупырчатая, ребристая).
- А чем они похожи? ( все немного блестят).
В.: Да ребята для металла характерен серо- серебристый цвет и они имеют металлический блеск.
В.: Дети, а вы знаете, что можно сделать из металла? ( да: машины, качели…).
- А как вы думаете, стул можно сделать из металла? ( да).
- Как вы думаете каким он будет тяжелым или легким? ( тяжелым).
- А давайте мы сейчас это и проверим?
Опыт № 2
Дети берут два шарика одинаковые по размеру, но разные по материалу ( металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее. Далее в емкость с водой по очереди опускают сначала деревянный, потом металлический шарики, смотрят, что произошло.
В.: Ребята, что произошло? ( деревянный шарик плавает, а железный утонул).
- Почему утонул? (металлический шарик тяжелее деревянного).
Опыт № 3, 4
В.: Интересно, а нагреваются ли металлические предметы на солнышке?
Иди Степа, поставь детали из металла на подоконник на солнышко, а мы посмотрим дальше.
В.: А сейчас я покажу вам фокус, смотрите у меня есть волшебная рукавичка и магнит ( воспитатель одевает рукавичку и проводит магнитом над мелкими предметами из металла).
-Что произошло? ( все предметы прилипли к ней). А как вы думаете почему?
( вместе с воспитателем рассматривают магниты).
- Может они к чему- то прилипли? ( к магниту).
В.: Значит сделаем вывод какой? ( что металлические предметы притягиваются магнитом).
В.: Саша принеси металлические предметы, которые лежали на солнышке, давайте потрогаем их и посмотрим, что же с ними стало. Что произошло? ( они стали теплыми, нагрелись на солнышке, изменили температуру).
В.: Значит, какой вывод можно сделать вывод, что металл может нагреваться
и проводить тепло, по другому, можно сказать имеет свойство, которое называется теплопроводность. Ребята мы познакомились для вас с новым словом : теплопроводность.
-Маша повтори это новое свойство:
-Теплопроводность.
-Миша, ты повтори…
(Далее все повторяют вместе это слово).
В.: Ребята, а хотите узнать как из металла делают различные предметы, детали? ( да). Тогда смотрите и слушайте.
Опыт № 5
Воспитатель демонстрирует нагревание металлического предмета ( пластина).
В.: Чтобы сделать что-то из металла, его нужно сначала накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. А людей, которые этим занимаются, называют кузнецами ( показ картины из серии « Знакомство с профессиями»).
В.: Скажите, что вы увидели? (пластина стала красного цвета). Да, она наколилась. Это свойство называется ковкость.
-Давайте все вместе повторим это слово « ковкость» ( вместе произносят).
Далее воспитатель приглашает детей на стулья, на доске расположен алгоритм описания металла.
-В.: Ребята, а теперь расскажем о металле все, что мы о нем сегодня узнали,
а поможет нам карточка – подсказка.
-Начинай, Варя ( указывает указкой на алгоритм).
- Металл бывает гладким и шершавым.
В.: Сережа продолжай.
- Он тонет в воде, потому что тяжелый.
В.: - Оля дальше…
-На солнышке он нагревается.
-Влад: если металл нагреть на огне и сильно постучать по нему, то можно из него сделать разные предметы, потомучто он плавиться.
Дима: а еще для него характерен металлический блеск.
Юля: он притягивается магнитом.
Далее воспитатель обращает внимание детей на рядом стоящий со столом сундучок, и высыпает предметы на пол, при этом роняя ключик в стеклянный стакан с водой.
В.: Ребята у меня есть сундучок, в котором много всякого добра, сделанного из металла, и не только. Давайте наведем порядок в нем, разберем металлические от неметаллических предметов.
Игра « Наведем порядок в сундуке»
Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его, и проговаривают из чего он сделан.
В.: Молодцы, все предметы разобрали правильно. Можно закрыть сундучок, да вот проблема ключик выронила в стакан с водой, как же нам теперь его достать не промочив руки? ( дети предлагают свои варианты ответов: достать каким либо предметом). В качестве подсказки я предлагаю вам посмотреть мультфильм « Фикси – советы: Фиксики рассказывают, как действует магнит на разные металлы», возможно, он вам поможет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знайкины загадки"
Занятие поможет развить в ребёнке наблюдательность, быстроту и логичность мышления, научит делать выводы из имеющихся знаний....
Конспект занятия. Аппликация "Загадки"
Аппликация...
Презентация занятия по конструированию из металлического конструктора "Самокат для смешариков" + конспект занятия + самоанализ занятия
Фотоотчёт открытого занятия по конструированию из металлического конструктора + конспект занятия + самоанализ занятия...
Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа Тема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»
Конспект занятия по развитию речиподготовительная группаТема : «Кто загадку отгадает, тот с загадкой поиграет»...
Конспект занятия "Зимние загадки лесника"
В ходе занятия ребятам предлагается вспмнить свойства снега, угадать следы на снегу, вспомнить как зимуют дикие животные и птицы....
Конспект занятия "Голуби - загадка природы"
Занятие по познавательному развитию...
Старшая группа Конспект занятия Рисование "Загадки с грядки"
НОД в старшей группе.Рисование Тема: «Загадки с грядки»Цели: Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении, развитие воображенияОборудование и материалы:Гуашевы...