"Театрализованная деятельность в детском саду. проблемы и позитивный опыт внедрения (из опыта работы)."
статья
Театрализованная деятельность используется в музыкальном воспитании дошкольников очень давно. Но в своей работе я столкнулась с рядом проблем, связанных, на мой взгляд, с неготовностью взрослых приобщать воспитанников к тому виду деятельности. В статье анализируются возможные пути решения этой проблемы и описывается личный опыт работы в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovleva_tn_statya.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Головлева Татьяна Николаевна
Музыкальный руководитель
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1
«Образовательный центр» имени 21 армии вооруженных сил СССР
пгт Стройкерамика СП ДС «Солнышко»
Самарская обл. Волжский р-он
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. ПРОБЛЕМЫ И ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ (из опыта работы).
Аннотация
Театрализованная деятельность используется в музыкальном воспитании дошкольников очень давно. Но в своей работе я столкнулась с рядом проблем, связанных, на мой взгляд, с неготовностью взрослых приобщать воспитанников к тому виду деятельности. В статье анализируются возможные пути решения этой проблемы и описывается личный опыт работы в данном направлении.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, дошкольный возраст, универсальность
Театрализованная деятельность в работе педагогов-дошкольников не новшество и используется в педагогике очень давно. Но, несмотря на известную «обкатанность», она остается не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. В своей книге «Театр всевозможного» А.И. Буренина пишет о том, что «с точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра». А самое главное, что эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым (педагогам, родителям). В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате – спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему. [1]
Так почему же не все педагоги, несмотря на универсальность театрализованной деятельности и обязательного присутствия в группах уголка театрализации используют его в своей работе?
На этот вопрос, наверное, нет одного четкого ответа. Причин, на мой взгляд, несколько. Первой причиной я бы назвала собственную незаинтересованность. Незаинтересованность самого педагога приводит к тому, что и детям он не сможет дать вариативности использования всех (или хотя бы части) средств какого-либо вида театра. Ведь не секрет, что если педагог чем-то увлекается, то в этой группе этим же увлекаются и дети.
Какой же существует выход? Я, как музыкальный руководитель, вижу его в приобщении к театру самих педагогов, делаю это намеренно и сценарии стараюсь подбирать так, чтобы задействовать педагога не просто в роли ведущего (хотя сама по себе это очень сложная сценическая задача – провести праздник), но и в роли того или иного героя. Часто педагоги испытывают очень серьезные затруднения в передаче образа или эмоции героя, много зажатости и комплексов по поводу своей музыкальности или даже внешнего вида. И получается так, что героями отрабатывают те педагоги, у кого это хорошо получается. С одной стороны, такой подход конечно оправдан, но с другой стороны мой опыт работы показал, что, дав человеку даже маленькую роль мы даем ему возможность перевоплотиться и в другом образе что-то пережить. Такая возможность выйти на сцену для некоторых становится своего рода терапией. И хочу заметить – всегда с положительным результатом. Ведь даже те, кто уже уверено чувствует себя на сцене когда-то начинали первый раз, и не всегда все у них получалось.
Вторая причина непопулярности театрализованной деятельности на мой взгляд связана с малым опытом (или даже вовсе с его отсутствием) создания спектакля. Кто-то с легкостью и энтузиазмом берется за это дело, а кто-то ждет, когда скажут, что и как надо делать. Ничего плохого в этом нет, ведь среди вторых есть хорошие ответственные исполнители. Ведь театрализованная деятельность – это не только сценарий и герои, это еще и декорации, костюмы, свет, музыка, атрибуты и всякие мелочи. И если человек поучаствует в создании спектакля, что называется изнутри, то он неизбежно приобретет бесценный опыт и скорее всего в следующий раз возьмется за более ответственное дело.
Еще одной причиной нежелания заниматься театральной деятельностью хотелось бы назвать отсутствие творческого подхода. Есть педагоги, которым нужна четкость и организованность, им очень сложно находиться в процессе работы над спектаклем, потому что первые занятия уходят на то, что мы кричим, хрюкаем, ползаем, то есть творчески самовыражаемся через задания и этюды. Это никак не вписывается в их картину правильного поведения и организации детей. На главные роли такие педагоги выбирают только ответственных, «проверенных, удобных» детей, оставляя всегда одних и тех же «за кадром». Такая ситуация порождает разобщение в группе детей, снижению самооценки и потере интереса к совместной деятельности.
Проводя постоянную (скажу сразу, довольно напряженную) работу по предотвращению таких случаев, прихожу к выводу, что постоянная смена ролей, постановка на роли второго и даже первого плана детей, которым почти никогда их не давали, ни разу не разочаровала меня, ни разу эти дети никого не подвели. Да, я проводила больше работы с такими детьми, но и они проводили колоссальную работу над собой. Какие восторженные эмоции слышали мы от родителей и руководства по поводу того, как раскрывались эти дети, сколько потенциала еще есть в них!
По-моему, каждый ребенок (и взрослый), хотя бы однажды обязательно должен себя попробовать в роли артиста, не смотря на плохую память (мы подскажем), на дефекты в речи (мы поработаем со специалистами над ролью), не смотря на неразвитость вокальных или сценических данных (мы покажем много вариантов, мы будем работать над их развитием). Ведь наша задача дать дошкольнику кучу возможностей проявить себя, чтобы в будущем дать ему уверенность в себе, и сохранить желание пробовать себя в том, к чему тянется душа.
У детей нет еще жизненного опыта и мал багаж накопленных знаний о поведении человека и животных, о проявлении переживаний. Театрализация дает уникальный шанс без угрозы и ущерба для других стать злым или милым, кричать что есть мочи и топать ногами. И в театре это будет социально одобрено и оценено, человек получит позитивный опыт и переживет свои сомнения.
Как я использую средства театрализованной деятельности в своей работе? Театрализованные игры начинаю вводить, начиная с младшего возраста. Взрослые здесь оказывают помощь в роли рассказчика или ведущего. Далее, в более среднем возрасте это будут уже сценки и инсценировки, где главную роль (к примеру мамы Козы) будут исполнять взрослые. Если такая работа проведена в течение 2 х лет, это очень облегчает работу в старшем возрасте. Детям под силу и мюзикл и водевиль.
Театрализованная деятельность тесно связана с музыкальной. Сколько музыкальных произведений, образов, созданных музыкой будет обсуждаться на занятиях, сколько песен, музыкальных тем будет звучать при каждой постановке! Я стараюсь озвучивать спектакль высокохудожественными, классическими произведениями, или музыкой, написанной для детей. Главный принцип воспитания «Не навреди!» здесь очень важен!
Работу по подготовке спектакля конечно начинается с обсуждения сюжета, характеров героев. Затем вся группа на протяжении 2-3х занятий выполняет все предложенные роли. По ходу таких массовых этюдов можно увидеть очень много полезных моментов – кто-то придумает движение или интонацию, за которую можно «уцепиться», кто-то проиграет образ так, что более робкий или застенчивый обязательно захочет сделать так же, кто-то сможет передать характер героя как никто другой.
Дальше решается сложная задача – утверждение ролей. Здесь повторюсь, что очень важно не пропустить желание так называемых «неудобных» детей и не пойти на поводу у общественности. Ведь у театрализованных постановок - в отличии от традиционных праздников – есть еще один плюс - в постановке всегда участвуют все дети. В сценариях обязательно есть главные роли, второстепенные и массовка. Приведу пример: постановка по произведению Катаева «Цветик-семицветик». Помимо роли Жени, Вити, белых медведей и мальчиков во дворе есть замечательная возможность задействовать в роли игрушек большую часть детей, при чем, они будут все разные: куклы, мягкие игрушки, солдатики и т.д. И даже самые застенчивые дети будут играть отдельную роль! Замечательные сценарии Л.А. Олифировой «Как избушка стала дворцом» и «Наши добрые соседи» - это просто выход из положения для групп с большим количеством детей. Каждому найдется занятие и роль.
Для меня работа над театрализованным представлением гораздо интереснее, чем над традиционным сценарием праздника с перестроениями, стихами и песнями. Даже если я повторяю постановку через какое-то время - это все равно новый продукт, новые находки, новые детали, новые декорации, новые костюмы, новая музыка, новые талантливые дети. Этот увлекательный процесс занимает много времени и отнимает много сил, но результат – эмоциональный комфорт и удовлетворенность от работы, аплодисменты и радостные лица маленьких артистов, благодарные родители и всеобщий праздник!
Список литературы:
- Буренина А.И. «Театр всевозможного» вып.1: От игры до спектакля. Учеб.-метод. Пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – СПб., 2022. – 114с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей...
Опоздания в детском саду - проблема и варианты решения.
Проблема: Несвоевременный приход детей в детский сад. Срыв занятий.Цель: Родители приводят детей всегда вовремяПричины: почему не приходят вовремя?1. Не было систем...
Математика в детском саду. Проблема формирования и развития математических способностей детей. Логика и математика для дошкольника.
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...
Физическая культура в современном детском саду - проблемы, пути решения
Реализация стандарта меняет представление педагога о современном занятии: ребенок выступает не объектом, а субъектом образовательной деятельности; он активно участвует в педагогическом процессе; преоб...
Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения»
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без сп...
"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отра...
«Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в детском саду: проблемы, пути решения»
Тезисы к выступлению на семинаре городского методического объединения. Необходимо не только развивать физические способности наших воспитанников, но и формировать у детей и родителей представление о к...