Опыт работы.Развитие эмоциональной сферы дошкольников
материал
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
(опыт работы)
1.Введение ,актуальность.
Одним из основных задач на ------уч.год в нашем ДОУ было « продолжение работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников».Так как эта тема стало очень актуальной в последние годы. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении.
2.Диагностика
Эту работу я начала с диагностики ,т.е. с изучения развития эмоциональной сферы. Так же меня интересовала уровень базовых знаний детей об эмоциях. Для этого я использовала следующие задания:
1.Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций
Ребенку предлагались карточки с графическим изображением радости ,грусти, страха, гнева, удивления. Они должны были ответить на вопрос : «Какое это лицо?»
С этим заданием в подготовительных группах справились 81 % детей ,а в старших -76%.
2.Изучение выразительности речи.
Использовалась игра «Попугай». Я говорила ребенку фразу «У меня есть собака» и просила произнести ее радостно ,грустно ,испуганно ,удивленно и сердито. Последние три варианта получались не у большинства .Было ощущение ,что дети не понимают и не могут дифференцировать эти чувства.
В подготовительных группах смогли показать эмоциональную речь 51 % детей,а в старших-44%
3.Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
Здесь детям нужно было ответить на ряд вопросов, и оказалось ,что только 71% детей подготовительных групп и 64% детей старших групп могут понять в связи с чем ,и в каких ситуациях возникают те или иные чувства у людей.
3.Задачи по возрастам
При работе над развитием эмоций были поставлены следующие задачи:
Средняя группа:
- дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, спокойствие.
- учить различать эмоции по схематическим изображениям.
-учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.
Старшая группа:
- продолжать знакомство детей с эмоциями.
- расширять представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.
- учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
- учить контролировать свои эмоции.
Подготовительная группа:
- закреплять у детей полученные знания об эмоциях.
- продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
4.Методы и приемы работы с детьми по развитию эмоциональной сферы.
Для решения поставленных задач в своей работе я использовала следующие методы и приемы:
1.Иллюстративный материал(изображение реального лица ,сказочных персонажей ,пиктограмм, сюжетные картинки).Этот прием ведет к накоплению и систематизации знаний о внешних признаках настроения человека в конкретных ситуациях ,об эффективных способах поведения и их использования в реальной жизни.
2.Ролевая гимнастика(предполагает принятие ребенком на себя разных ролей).
3.Решение проблемных ситуаций.
4.Работа у зеркала ( мимическая тренировка со зрительным контролем самого ребенка).
5.Беседы о реально совершаемых детьми поступках по иллюстрациям.
6.Психотерапевтические эмоциональные сказки в аллегорической форме.
7.Обучение технике саморегуляции (этот прием способствует тренировке контроля за телом и обучению умения самопомощи в состоянии эмоционального дискомфорта).Для этой цели используем подвижные игры ,формулы самовнушений ,психотехнические упражнения. Расслабление тела способствует изменению представлений о себе ,снижает уровень тревожности у детей. Эти приемы способствуют и изменению внутреннего мира ребенка -его чувств по поводу себя. Всем известно ,что когда чувства по поводу себя дурные ,то и весь мир вокруг дурной. Если ребенок не любит себя, то он не может любить других. И наоборот, способный уважать себя ребенок способен уважать и других людей.
8.Настольные и дидактические игры . Здесь очень полезной и интересной для детей оказалось методическое пособие «Цветное дерево эмоций».При знакомстве с которым я раскрыла детям секрет ,что каждое настроение имеет свой цвет.
«Цветное дерево эмоций» -это методическая разработка ,который представляет собой макет дерева высотой 80 см с цветными ветками и набором карточек с различными иллюстрациями для игр и упражнений с ним. Предпосылками его создания стало обогащение материально-технической базы и развивающей среды кабинета педагога-психолога. Предназначено для детей 5-7 лет для коррекции и развития эмоциональной сферы .С помощью этого пособия можно решить многие задачи, поставленные при развитии эмоциональной сферы дошкольников, научить детей «раскрашивать» настроение в разные цвета ,чувствовать цвет ,что поможет им правильно подбирать цвета в своих рисунках ,а в будущем –в одежде ,в цветовом решении любого интерьера. На начальных этапах работы не нужно детям знать значение каждого цвета ,достаточно того ,что отрицательные эмоции ребенок будет ассоциировать с темными цветами ,а положительные –с яркими.
Игра 1. «Листья разлетелись»
Посмотрите ,на наше дерево налетел сильный ветер и сорвал все листья с веток. Это дерево не простое ,а цветное. Здесь у каждого листика своя ветка, давайте мы их снова разместим на своих местах. На каждом листике изображена определенная эмоция ,нужно узнать эмоцию и повесить на подходящий по цвету ветке.
Игра 2. «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния ,настроения
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение .Открою вам такой секрет, оказывается , каждое настроение имеет свой цвет .Посмотрите ,у меня разноцветные карточки .Каждый цвет означает какое-либо настроение .Сейчас каждый из вас выбирит карточку такого цвета ,который сейчас ему нравится и повесит на веточку такого же цвета и мы узнаем настроение каждого из вас .
О чем говорит красный цвет (бодрость),синий (спокойствие),желтые (веселое),черный (грусть) зеленый(желание общаться),серый(скучно)?
Игра 3. «Сказочные герои»
Сейчас мы вспомним наших любимых сказочных героев и определим их настроение .И вывесим их на веточках нашего дерева.
Красная шапочка- добрая ,какой цвет ей подойдет ?(синий)
Серый волк –злой (коричневый)
Буратино (веселый)
Карабас-Барабас-злой (коричневый ,черный)
Буратино –веселый (желтый)
Пьеро –грустный ( серый ,черный)
Мальвина –добрая (зеленый,синий).
Игра 4. « Что случилось с колобком?»
Карточки с изображением колобка с различными эмоциями.
-Какое настроение у колобка?
-Как вы думаете что с ним случилось?
-На какой ветке будет этот колобок? и.т.д.
Игра 5 . «Природные явления»
Мы уже замечали и говорили ,что погода в разные времена года влияет на наше настроение .Сейчас мы будем рассматривать картинки с разными природными явлениями и постараемся представить какое настроение они у нас могут вызвать.
-солнце
-радуга
-осенний дождь
-идет снег
-сверкает молния.
У каждого ребенка определенный набор карточек с пиктограммами ,показывают ту карточку ,которая ,по их мнению ,подходит к этому явлению.
Игра 6 . «Ассоциации»
Детям показываем карточки с изображением определенных предметов и явлений и спрашиваем какое чувство и эмоции они у них вызывают. Также можно повесить эти карточки на дереве эмоций ,на соответствующую ветку.
(солнце, подарок, новогодняя елка ,дракон ,разбитое окно ,одинокий котенок).
5.Работа с родителями.
Учитывая ,что во многом на эмоциональное состояние и развитие эмоционального интеллекта влияют родители было проведено ряд мероприятий с ними по этой теме.
В старшей группе №6 родителям был предложен «Тест на эмоциональную грамотность»,где были выявлены родители ,которым стоит поработать над собой и немного повысить свою эмоциональную компетентность .Отрадно было то.что у многих родителей эмоциональная грамотность была достаточно высока. В последующем родители получили консультацию по данному вопросу.
Родители младшей группы№4 и средней группы №5 участвовали в тренинге под названием «Моя галактика»,что позволило уделить внимание очень серьезной проблеме –эмоциональному состоянию взрослых и его влиянию на ребенка.
6.Заключение.
За время такой работы ,как показала вторичная диагностика ,количество детей, имеющих низкий уровень развития эмоциональной сферы сократилось на 16 % в целом. Это значит ,что мы идем по верному пути и в будущем необходимо продолжать эту работу, включая и работу с педагогами, проводить тренинги и консультации с ними.
7.Литература
Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы Н. Григорьева// Дошкольное воспитание, №2, февраль 2010г.
Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они? Н. Горлова// Обруч, №1, январь 2009г.
Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника И.А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009г.
Фопель, К. Психологические технологии для образования К. Фопель// Обруч,№3, март 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы:"Развитие навыков безопасного поведения дошкольников и приобщение их к ЗОЖ"
Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, г...
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Опыт по формированию эмоциональной сферы дошкольников.
Психологическое сопровождение по эмоциональному развитию воспитанников детского сада....
Опыт работы «Развитие творческих способностей у дошкольников в процессе использования различных средств изобразительной деятельности»
Опыт работы воспитателя...
Опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей подготовительной группы. Представлен опыт работы по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы: «Развитие познавательной активности у дошкольников через игры – путешествия в прошлое предметов».
Нам необходимо развивать положительное отношение ребенка к познаниям уже в дошкольном возрасте. Основная задача взрослых помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный м...
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие интересов и способностей дошкольников в ходе занятий оригами и лепкой из соленого теста»
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются искон...