Опыт работы: «Развитие познавательной активности у дошкольников через игры – путешествия в прошлое предметов».
материал на тему

Эйдензон Алла Михайловна

Нам необходимо развивать положительное отношение ребенка к познаниям уже в дошкольном возрасте. Основная задача взрослых помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный мир. Мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

        

                Опыт работы:

«Развитие познавательной активности у дошкольников через игры – путешествия в прошлое предметов».

Воспитатель:

Эйдензон А. М.

Актуальность выбранной темы.

Мы хорошо знаем, как любознательны дети. Мир перед глазами ребенка, огромен многолик.

Дошкольников интересует все: люди, предметы, животные, растения, явления природы и т. д. Мы постоянно сталкиваемся с детскими вопросами «Почему..?» Поэтому в шутку детей называют «почемучками».

Все чаще и чаще, все смелее и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которое человечество приобрело на пути своего развития, Дети смело «пересекают пространство и время», им все интересно, все привлекает их внимание. Они с одинаковым интересом пытаются освоить и то, что уже доступно их пониманию на данном возрастном этапе, и то, что пока они не в состоянии глубоко осознать.

Однако имеющиеся у детей возможности для переработки, упорядочивания информации еще не позволяют им справиться с потоком сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями детей и их способностью переработать информацию может привести к перегрузке различными разрозненными сведениями и фактами, что наносит вред процессу формирования целостной картины мира, может привести к угасанию познавательных интересов и даже к изменениям в психике.

Поэтому нам необходимо развивать положительное отношение ребенка к познаниям уже в дошкольном возрасте. Основная задача взрослых помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный мир. Мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.

Для удовлетворения познавательных потребностей в арсенале детей имеются различные способы познания. К ним относятся: - действия и собственный практический опыт; - слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых.

Большое значение для познавательного развития детей имеют знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т. п.)

Чтобы не привести детей к угасанию познавательных интересов 'Необходимо выделить основные задачи познавательного развития дошкольников:

-обогащать познавательную среду информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринемаемой действительности. Передавать информацию новым способом познания словом;

-обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами явлениями, с другими людьми;

-помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его

целостности;

-формировать бережное и созидательное отношение к миру и в том числе к рукотворному миру;

-создавать условия проявлению самостоятельной познавательной активности; - создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности.

Решение этих задач, можно осуществить через игры-путешествия в прошлое предметов окружающих нас. Только с помощью игры мы можем рассказать о преобразующей деятельности взрослых. Как меняется один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей.

Такой ретроспективный подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающий мир. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу; как еще можно изменить предмет, сделать его красивее, полезнее.      

Благодаря развитию познавательной активности через игры-путешествия в прошлое предметов у ребенка должно быть желание получать образование. Развиваться, совершенствоваться - потребность получать образование, открывать для себя мир, наполнять его смыслом, постигать происходящее в нем и благодаря этому расширять свой мир, совершенствовать его, раздвигать границы собственных действий в нем, жить полнее, чувствовать себя свободнее, ощущать радость творчества, полет мысли и фантазии, по меткому выражению Ф Фребеля.

 Анализ личного опыта.

На начало работы по результатам собеседования с детьми выявила низкий уровень развития познавательной активности. Поэтому необходимо начать работу, направленную на развитие познавательной активности дошкольников. И поэтому мы вместе с детьми стали отправляться в прошлое; и настоящее любого предмета (гвоздь, стул, одежда. Часы, игрушки и т. д.)

Выбор зависит от непосредственного окружения, в котором живут дети, от возраста. Игры - путешествия строятся в основном форме диалога между детьми и воспитателем, либо рассказа воспитателя о рассматриваемых предметах.

Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие в прошлое и настоящее ложки, стула, тарелки, посуды. Одежды, вилки, кресла, часов. Волшебной палочки. Занятия - игры вызвали у детей живой интерес к рукотворному миру и к людям его создающим.

В занятии «Путешествие в прошлое стула» дали детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни. Научили понимать назначение предметов домашнего обихода, научили выделять некоторые особенности предметов, узнавать дерево, опираясь на его признаки (твердое, прочное, гладкое, шершавое).

Занятие проходило в виде обследования предметов, наглядно-образными методами.

На занятии « Путешествие в прошлое посуды» дети попали в чудесный
мир посуды, вместе со сказочным персонажем Федорой, выяснили, почему
же нельзя обращаться плохо с посудой.

Целью этого занятия было познакомить детей с историей посуды,
процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную
деятельность детей; выявить интерес к предметам рукотворного мира
прошлого.

На занятии «Путешествие в царство часов» познакомились с королем часов, которому помогли понять, что без часов в нашем мире нельзя  обойтись.

Целью  этого  занятия  было  познакомить  детей   с  видами  часов; сформировать у детей знания о том, какими часы были в древности.

На занятии «Путешествие в прошлое одежды волшебница Виолетта рассказала о происхождении одежды, дети научились узнавать вещи из ткани, меха, опираясь на признаки этих материалов.

На занятии «Чудесные превращения волшебной палочки» дети узнали о создании швейных принадлежностей. Это удивительное путешествие дети провели вместе со сказочными персонажами Буратино и Карлсоном.

На занятиях по играм - путешествиям в прошлое предметов, чаще всего использовали настоящие предметы, ведь такие образы помогают детям лучше усваивать материал. Так же создаю игротеку по играм - путешествиям в прошлое предметов.

Наибольший интерес у детей на занятиях вызывает использование дополнительного материала - это стихи, загадки, песни. Этот прием вызывает эмоциональное настроение на занятиях.

Все   занятия    по   играм-путешествиям   проходили    на   высоком эмоциональном уровне. Каждое занятие требует огромной, подготовки, видя в глазах детей радость. Огонек хочется провести занятие интересней эмоциональней.

 Выводы

После первого года использования игр-занятий «Путешествие в прошлое..» отмечается повышение уровня развития познавательной активности дошкольников. Занятия-игры «Путешествие в прошлое...» благоприятно влияет на развитие познавательного мышления.

В процессе работы у большинства детей сформировалось; самостоятельность мышления. Все чаще они задают целенаправленно вопрос «А что было до...?»

Следует сказать, о развитии настойчивости в поиске решения проблем; «А что было до..?», о стремлении доводить начатое дело до конца.

В дальнейшем планируй: - продолжить формировать познавательную активность детей; - формировать навыки самостоятельной познавательной работы; - создавать совместно с детьми игротеку по «Играм-путешествиям в прошлое предметов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы" Развитие познавательной активности детей через использование математического моделировния и занимательных дидактических игр математического содержания"

В данном опыте работы представлено математическое моделирование через кодирование геометрических фигур, классификация, сериация....

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности».

Представляю вашему вниманию опыт работы «Развитие познавательной  активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»....

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку  взгля­нуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов.    Поиск новых методов обу...

Опыт работы:"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен...