Статья "Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств, которые способствовали бы умственному развитию детей дошкольного возраста и учитывали возрастные индивидуальные особенности ребенка.
Л.А. Венгер отмечал, что в познавательно- практической деятельности, как и в других видах деятельности, необходимо наличие познавательного интереса. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. На протяжении дошкольного возраста вкус к познанию окружающего мира у ребенка возрастает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время актуальна проблема поиска эффективных средств, которые способствовали бы умственному развитию детей дошкольного возраста и учитывали возрастные индивидуальные особенности ребенка.
Л.А. Венгер отмечал, что в познавательно- практической деятельности, как и в других видах деятельности, необходимо наличие познавательного интереса. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. На протяжении дошкольного возраста вкус к познанию окружающего мира у ребенка возрастает. Следует содействовать этому интересу, путем детского экспериментирования. Пусть ребенок получит возможность ко всему прикоснуться, попробовать, понюхать. Пусть он получит удовольствие от ощущений теплого и холодного песка, от «приготовления пирожков», «палаток» из мокрого песка и т.д. Следует предоставить возможность прикоснуться и к глине, пластилину, чтобы выявить их свойства, возможности. Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.
Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид - наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (например, «Намагничивание предметов» и др.), второй вид - наблюдение за изменением и преобразованием объектов (например: опыт «Вода и пар» и др.). Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно; педагог должен учитывать возрастные возможности детей и способствовать проявлению их активности и самостоятельности.
Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами (например, игра «Ветер и зайка» и др.). Метод элементарных опытов - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. (например, «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).
Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Педагог должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы.
Для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации широко применяются беседы. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Что такое воздух?» и др.).
Поэтому, можно с уверенностью сказать, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания детей старшего дошкольного возраста и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе проведения элементарных опытов.
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные опыты, педагогу необходимо лишь создать условия для опытнической деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к проведению опытов в групповой комнате при активном участии родителей мною был создан уголок познавательно-практической деятельности в котором детям предоставлены возможности для дальнейшего самостоятельного изучения предметов.
При организации предметно - развивающей среды я учитывала деятельностно - возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребности, как актуального, так и перспективного развития ребенка и соответствовать его индивидуальным способностям. Я организовала среду таким образом, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса, инициативы к воздействию с окружающим, удовлетворению потребности в познании окружающего мира.
Старший дошкольный возраст - это период любознательности, дети приобретают способность проводить элементарные опыты, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога.
В ходе своей работы я пришла к выводу: чем больше опыта тем больше ребёнок способен мыслить и рассуждать. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на время проведения всего опыта и затем необходимо следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность опытов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах опытнической деятельности. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении опытов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Использование познавательно-практической деятельности эффективно способствует развитию способов познания, психических процессов и, соответственно, умственному развитию детей дошкольного возраста.
Важно поддерживать интерес воспитанников, к ней и это позволит не только удовлетворить их познавательную потребность, но и самоутвердиться многим из них, повысить представления о собственном «я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".
Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....
"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...
Беседа с детьми на тему «Игровые интересы детей старшего дошкольного возраста»
Беседа, как диагностическая методика.Цель: выявить игровые интересы детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.Беседа проводится в индивидуальной форме в утреннее время или после днев...
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста....
Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку поз...
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Описание системы работы....