Статья на тему: "Формирование интеллектуальных умений старших дошкольников с учетом особенностей их психофизиологического развития"
статья

Нечаева Анна Олеговна

Развитие человеческого организма происходит постоянно, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуального развития человека, как и любого биологического организма, можно выделить ряд периодов (этапов), каждый из которых имеет свои характерные черты.

В детском возрасте выделяют несколько этапов и периодов, одним из которых является дошкольный период (с 3 до 6-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_nechaeva.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интеллектуальных умений старших дошкольников с учетом особенностей их психофизиологического развития

Одной из важнейших проблем в дошкольном возрасте является подготовка детей к школе, успешное обучение в которой во многом зависит от его физической, психологической и умственной подготовки. Все обучающие мероприятия, проводимые в детском дошкольном учреждении по подготовке к школе, направлены на обеспечение максимальной готовности ребенка к занятиям в школе.

Старший дошкольник – это человек в период детства, в период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости (именно к этому периоду относится ребенок как старший дошкольник); ребенок, мальчик или девочка (дети во множественном числе). В различных культурах, теориях и юридических системах, возрастные границы детства разнятся.

Развитие человеческого организма происходит постоянно, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуального развития человека, как и любого биологического организма, можно выделить ряд периодов (этапов), каждый из которых имеет свои характерные черты.

В детском возрасте выделяют несколько этапов и периодов, одним из которых является дошкольный период (с 3 до 6-7 лет).

Для дошкольного периода (от 3 до 7 лет) характерным является очередное ускорение темпов роста, при этом нарастание массы тела несколько замедляется. Активно развиваются интеллектуальные способности ребенка. Дети в этот период свободно говорят на родном языке, многие начинают читать, появляются навыки письма и рисования, что связано с развитием и совершенствованием тонких координированных движений. Значительно улучшается память, что способствует хорошему запоминанию стихов, рассказов, усвоению чужого языка. Постепенно совершенствуются функциональные возможности детского организма.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Головной мозг человека (лат. encephalon) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Масса головного мозга к концу дошкольного возраста составляет 1200-1290 г, а относительная масса продолжает уменьшаться.

Система анализаторов в дошкольном периоде продолжает интенсивно развиваться, что связано, в том числе и с развитием мозга. Это касается прежде всего органа зрения: масса глаза достигает к 5-летнему возрасту 6 г, что в два раза больше массы глаза новорожденного. После этого периода процесс роста глаза замедляется.

Улучшается острота зрения, достигающая максимума к 3-5 годам: в этом возрасте острота зрения ребенка становится такой же, как у взрослых. Еще раньше формируется осознанное ощущение цветов, таким образом, после 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением, а после 4 лет – совершенствуется восприятие цветовых оттенков.

В дошкольном периоде мышцы глаза еще слабы, быстро утомляются, и хотя ребенок готов к начальному чтению, важно правильно выбрать режим зрительного напряжения .

Слух у дошкольников хорошо развит. Ребенок воспринимает не только громкость, но и высоту, мелодичность звука. Появляется способность воспроизводить мелодию сначала голосом, а затем и на музыкальных инструментах.

Процесс психического развития характеризуется неравномерностью и скачкообразностью, т.е. в определенном возрастном периоде ребенок не знает и не умеет того, что ему доступно в следующем возрастном периоде. На каждом этапе детства есть свои ведущие линии развития, воздействуя на них можно развить соответствующие психические, интеллектуальные качества и процессы, которые трудно или даже невозможно сформировать в более поздние возрастные периоды, поэтому дошкольный период исключительно важен для психического, интеллектуального, социального развития ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок получает и осваивает массу информации, готовится к посещению школы. Для дошкольного возраста определяющими линиями являются умственное развитие, игровая деятельность, поведение.

Таким образом, опираясь на степень развития той или иной ведущей линии, можно ориентировочно определить общий уровень психического развития, гармоничность развития ребенка.

В дошкольном возрасте у ребенка продолжают формироваться представления о простейших явлениях природы и общественной жизни, значительно расширяется кругозор, повышается культура восприятия, развивается любознательность.

Уже к 4 годам дети умеют сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине, различают величины — выше, ниже, тоньше, толще. Появляются элементарные математические представления: дети различают геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг), пытаются считать до 5. Ориентируются в пространстве, пользуются временными понятиями: утро, вечер, день, ночь; различают времена года.

Происходит дальнейшее совершенствование речи, ребенок переходит от отдельных предложений к построению фраз, рассказов, у него улучшается произношение. В этом возрасте дети задают массу вопросов типа «Что я должен делать?», рассказывают выдуманные истории.

К 5 годам ребенок уверенно считает до пяти, умеет сравнивать цифровые величины, складывать, учится работать на компьютере, играет в компьютерные игры. Определяет предметы по величине путем сравнивания.

К этому возрасту еще больше развивается фантазия, но дети не всегда способны понимать образные выражения. Могут составлять из картинок группу предметов, классифицируя их, однако абстрактные понятия и логическое мышление еще не развиты.

Шестилетний ребенок практически готов к школе: он способен понимать поставленную задачу, выполнять ее самостоятельно или в сообществе с другими детьми, все большее значение для ребенка приобретает отношение к нему сверстников. В этом возрасте ребенок умеет читать, считать, считает двойками, тройками прямым и обратным счетом, может делать умозаключения, выводы. Детям доступно понимание общих связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если родители и педагоги создают для этого специальные условия.

Важным моментом, определяющим степень готовности дошкольника к школе, является его интеллектуальная готовность, умственная развитость, которая подразумевает не только некую сумму знаний, умений, но и способность размышлять, обобщать, рассуждать, быть ориентированным в окружающем мире.

Таким образом, в понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка, так и сформированность его мыслительных умений, которые могут быть проверены с помощью специальных тестов. Важным является и умение ребенка осознавать те признаки, по которым он отличает (или объединяет) различные предметы, животных, действия, ситуации. Интеллектуальную готовность можно развить, используя всевозможные виды занятий, игры, чтение книг, задавая ребенку вопросы по сюжету прочитанной книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».

Статья на тему: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Статья на тему: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Статья написана о необходимости формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

Статья на тему: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое оно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажиг...

Статья на тему: «Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников».

laquo;Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает с...

Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=

В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....

Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"

В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...