Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
методическая разработка
Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практическое обоснование проблемы формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Констатирующий эксперимент. Диагностика базового уровня представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная база нашего исследования: ГБДОУ Детский сад №6 Московского района г. Санкт-Петербурга компенсирующего вида. Данное дошкольное учреждение использует в своей практике программу «От рождения до школы» (под ред. М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой).
В экспериментальном исследовании принимали участие 6 дошкольников старшего возраста, составляющих контрольную группу и 6 дошкольников старшего возраста – экспериментальную группу. Список детей (Приложение А).
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап: Диагностика уровня базовых представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста;
2 этап: Проведение формирующих мероприятий по развитию представлений о временах года посредством художественной литературы у детей, входящих в экспериментальную группу;
3 этап: Диагностика уровня представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, после проведения формирующих мероприятий.
На констатирующем этапе нами использовалась диагностика, выявляющая уровень экологической воспитанности старших дошкольников и степень овладения программным содержанием.
Целью констатирующего эксперимента являлось: определение уровня базовых представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Определить критерии базового уровня представлений о временах года у старших дошкольников
2. Изучить состояние работы ДОО по изучаемой проблеме, определить уровень знаний педагогов по развитию представлений о временах года в учебном процессе детей старшего дошкольного возраста. Выявить заинтересованность родителей в данном вопросе.
3. Подобрать диагностический материал и оборудование;
4. Провести диагностику уровня представлений о временах года в экспериментальной и контрольной группах.
На первом этапе исследования использовалась диагностическая методика, разработанная И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой.
Серия 1.
Описание диагностической методики
Цель | Оценка общей осведомленности ребенка о временах года, с указанием их признаков и последовательности | |
Процедура обследования | Ребенку предлагается ответить на вопросы по серии картинок «Времена года» | |
Вопросы | 1. Что изображено на картинках? 2. Какие времена года ты знаешь? (ребенок должен назвать и показать соответствующее время года на картинках) 3. Почему ты решил, что это зима (лето)? Ребенок должен объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, соответствуют о том, что на данной картинке показано именно это, а не какое-либо другое время года. 4. А теперь разложи картинки по порядку, начиная с зимы. | |
Уровень развития/баллы | Ребенок самостоятельно правильно назвал и показал на картинках все времена года, указав на каждой картинке не менее 8 признаков (всего не менее 8 признаков), свидетельствующих о том, что на картинке изображено данное время года и правильно выложив все картинки по порядку | 5 |
Ребенок самостоятельно правильно назвал и показал на картинках все времена года, указав при этом только 5-7 признаков, подтверждающих его мнение на всех картинках, вместе взятых и правильно выложив все картинки по порядку с помощью наводящих вопросов взрослого | 4 | |
Ребенок самостоятельно правильно назвал и показал на картинках все времена года, указав при этом только 3-4 признака, подтверждающих его мнение на всех картинках вместе взятых и правильно выложив все картинки по порядку с помощью наводящих вопросов взрослого. | 3 | |
Ребенок правильно определил время года только на 1-2 картинках из 4-х и указал только 1-2 признака, подтверждающих его мнение на всех картинках вместе взятых и правильно выложив все картинки по порядку с помощью наводящих вопросов взрослого | 2 | |
Ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, не смог выложить картинки по порядку даже с помощью наводящих вопросов взрослого | 1 |
Серия 2.
Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года.
Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений, карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12.
Задание 1. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День Знаний. Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц».
Оценка:
Высокий уровень: все выполнено правильно - 3 балла.
Средний: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла.
Низкий: более половины ответов не верны – 1 балл.
Задание 2. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку».
Оценка:
Высокий уровень: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла.
Средний уровень: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого – 2 балла.
Низкий: нет ни одного правильного ответа – 1 балл.
№ п/п | ФИО ребенка | Серия 1 | Серия 2 | Всего баллов (по результатам 2 серий) | Уровень представлений детей о временах года | |
1 | Яков М. | 5 | 3 | 3 | 11 | высокий |
2 | Катерина Л. | 1 | 1 | 2 | 4 | низкий |
3 | Дмитрий М. | 3 | 2 | 3 | 8 | средний |
4 | Светлана М. | 3 | 2 | 3 | 8 | средний |
5 | Лизавета Т. | 2 | 1 | 2 | 5 | средний |
6 | Александр Г. | 3 | 2 | 2 | 7 | средний |
Таблица 1. Результаты диагностики по методикам (экспериментальная группа)
Таблица 2. Результаты диагностики по методикам (контрольная группа)
№ п/п | ФИО ребенка | Серия 1 | Серия 2 | Всего баллов (по результатам 2 серий) | Уровень представлений детей о временах года | |
1 | Анастасия М. | 4 | 3 | 3 | 10 | высокий |
2 | Виолетта Р. | 3 | 2 | 3 | 8 | средний |
3 | Даниэль Б. | 4 | 3 | 4 | 11 | высокий |
4 | Валера С. | 2 | 1 | 1 | 4 | низкий |
5 | Дарья К. | 3 | 2 | 2 | 7 | средний |
6 | Екатерина Л. | 3 | 2 | 2 | 7 | средний |
В соответствии с характеристикой ответов была определена уровневая шкала:
0-4 баллов – низкий уровень
5-8 баллов – средний уровень
9-11 баллов –высокий уровень
В соответствии с выделенными критериями оценки и требованиями, предъявляемыми образовательными программами дошкольного образования к детям старшей группы, были составлены уровневые характеристики.
Низкий уровень – Представления о временах года и месяцах у ребенка носит бессистемный характер. Ребенок знает времена года, но путает их последовательность, затрудняется в названии месяцев в порядке их следования, не может перечислить их, начиная с любого месяца; не может находить «соседей» месяца. Дошкольник не может соотнести месяц с определенным временем года. У ребенка не сформированы представления о характерных признаках каждого времени года. Он выборочно отмечает их, не различает или с трудом определяет времена года по природным явлениям, праздникам и деятельности человека; не имеет представления о влиянии солнечного света, светового дня, тепла на время года, не может аргументировать свое мнение. Дошкольник не знает народные приметы.
Средний уровень – Представления о временах года и месяцах у ребенка носит ситуационный характер. Ребенок путает времена года, их последовательность, с помощью педагога называет месяцы года в порядке их следования, с затруднением перечисляет их, начиная с любого месяца; с трудом находит «соседей» месяца. Дошкольник допускает ошибки в соотнесении месяцев с определенным временем года. У ребенка недостаточно сформированы представления о характерных признаках каждого времени года. Он с помощью наводящих вопросов отмечает их, затрудняется различать и определять времена года по природным явлениям, праздникам и деятельности человека; имеет неполные представления о влиянии солнечного света, светового дня, тепла на время года, не может аргументировать свое мнение. Дошкольник плохо знает народные приметы, не может объяснить их смысл. У ребенка не в полной мере сформирована способность самостоятельно мыслить и получить результат, владеет медленной реакцией и ориентировкой в новых условиях.
- Высокий уровень – Представления о временах года и месяцах у ребенка носят постоянный систематический характер. Ребенок знает времена года, их последовательность; может назвать месяцы года в порядке их следования и начиная с любого месяца, легко находит «соседей» месяца. Дошкольник владеет умением соотнесения месяцев с определенным временем года. У ребенка сформированы представления о характерных признаках каждого времени года. Он различает и определяет времена года по природным явлениям, праздникам и деятельности человека; имеет представления о влиянии солнечного света, светового дня, тепла на время года. Дошкольник знает народные приметы, может объяснить их смысл.
Диагностическое обследование каждого из детей проводилось в индивидуальном порядке продолжительностью 15-20 минут. Во время проведения диагностического обследования поддерживалась доброжелательная атмосфера: экспериментатор поддерживал ребенка. Отсутствовал оценочный фактор ответов ребенка, что обеспечило выполнение главной задачи – констатации уровня развития личности ребенка, а не воспитательного процесса.
При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, экспериментатор оказывал небольшую помощь, использовал наводящие вопросы
Таблица 3. Уровень развития представлений о временах года (экспериментальная группа)
Уровень развития представлений о временах года | Количество детей |
Низкий | 1 |
Средний | 4 |
Высокий | 1 |
Рис.1 Уровень базовых представлений о временах года в экспериментальной группе
Таблица 4. Уровень развития представлений о временах года (контрольная группа)
Уровень развития представлений о временах года | Количество детей |
Низкий | 1 |
Средний | 3 |
Высокий | 2 |
Рис.2 Уровень базовых представлений о временах года в контрольной группе
Таблица 5. Сравнительный анализ итогового уровня представлений о временах года в экспериментальной и контрольной группе.
Уровень представлений о временах года | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Низкий | 1 ребенок | 2 ребенка |
Средний | 4 ребенка | 3 ребенка |
высокий | 2 ребенка | 1 ребенок |
Рис.3 Сравнительный анализ итогового уровня представлений о временах года в экспериментальной и контрольной группе
Таблица 6. Уровень сформированности представлений
о времени года у детей старшего дошкольного возраста (в процентном отношении, экспериментальная группа)
Уровень | % | Количество детей |
высокий | 16,6 | 1 |
средний | 66,6 | 4 |
низкий | 16,6 | 1 |
Рис. 4 Уровень сформированности представлений о времени года у детей старшего дошкольного возраста (в процентном отношении, экспериментальная группа)
У детей не было выявлено значительных затруднений в определении времени года.
16,6% детей (1 человек) полностью самостоятельно справился со всеми заданиями. Ребенок называл времена года и показывал соответствующие картинки правильно, выделял признаки времен года (не менее двух по каждой из картинок), верно воспроизвел их последовательность.
66,6% детей (4 человека) самостоятельно назвали и показали на картинках все времена года, но указывали меньше признаков данных времен года. У них возникли сложности в раскладывании картинок по порядку: они смогли выполнить задание только при помощи наводящих вопросов взрослого.
16,6% детей (1 человек) называл только по одному признаку данных времен года и раскладывал картинки по порядку только при помощи наводящих вопросов взрослого. Один ребенок смог определить время года только на двух картинках (зима и лето) и назвал по одному признаку этих времен года; картинки выложил по порядку только при помощи взрослого.
Таблица 7. Уровень сформированности представлений
о времени года у детей старшего дошкольного возраста (в процентном отношении, контрольная группа)
Уровень | % | Количество детей |
высокий | 33,3 | 2 |
средний | 50 | 3 |
низкий | 16,7 | 1 |
Рис. 5 Уровень сформированности представлений о времени года у детей старшего дошкольного возраста (в процентном отношении, контрольная группа)
33,3% детей (2 человека) полностью самостоятельно справились со всеми заданиями. Дети называли времена года и показывали соответствующие картинки правильно, выделяли признаки времен года (не менее двух по каждой из картинок), верно воспроизвели их последовательность.
50% детей (3 человека) самостоятельно назвали и показали на картинках все времена года, но указывали меньше признаков данных времен года. У них возникли сложности в раскладывании картинок по порядку: они смогли выполнить задание только при помощи наводящих вопросов взрослого.
16,7% детей (1 человек) называл только по одному признаку данных времен года и раскладывал картинки по порядку только при помощи наводящих вопросов взрослого. Один ребенок смог определить время года только на двух картинках (зима и лето) и назвал по одному признаку этих времен года; картинки выложил по порядку только при помощи взрослого.
Полученные данные диагностического обследования сформированности у испытуемых представлений о времени года зафиксированы в сводной таблице.
Таблица 8. Сравнительный анализ итогового уровня представлений о временах года в экспериментальной и контрольной группе (в процентном отношении)
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
высокий | 16,6% | 33,3% |
средний | 66,6% | 50% |
низкий | 16,6% | 16,7% |
Также на базе исследования было проведено анкетирование воспитателей о возможности использования жанров детской художественной литературы для развития представлений о временах года.
Для решения третьей задачи констатирующего эксперимента мы провели анкетирование педагогов, целью которого было выявление круга проблем, с которыми сталкиваются воспитатели в работе с детьми по развитию представлений о временах года, и состояние работы по проблеме в ДОО. В анкетировании приняли участие 10 педагогов. Им были заданы следующие вопросы:
- Часто ли планируете занятия по развитию представлений о временах года? – Педагоги единогласно ответили: 1 раз в квартал – согласно смене времени года по календарю.
- Какие методы и приемы Вы используете в своей практике для развития представлений о временах года у детей Вашей группы? – Педагоги перечислили различные методы и приемы развития представлений о временах года у детей. 100% воспитателей назвали – беседа, чтение художественной литературы, показ картин, иллюстраций; 50% - игровые ситуации, наблюдение в природе (на улице); 20% - вопросы проблемного характера, моделирование.
- Есть ли в Вашей группе уголок природы и ведется ли работа в нем по развитию представлений о временах года? – Педагоги единогласно заявили о наличии уголка природы и календаря погоды. Лишь 50% воспитателей отметили последовательную систематическую ежедневную работу в данном уголке в часы утреннего приема детей, задания выполняются полностью самостоятельно детьми; 40% - работа ведется либо в утренние часы, либо после сна, т.е. бессистемно, эпизодически, проводится беседа с детьми, но педагог сам заполняет календари погоды и природы; 10% - чаще всего педагог сам все отметит.
- Диагностируете ли Вы детей на выявление уровня знаний по развитию представлений о временах года? – 100% педагогов ответили «Да».
- Испытываете ли Вы трудности при подготовке (проведении) занятий по развитию представлений о временах года? – 60% педагогов трудностей не отмечают; 40% - испытывают трудность в наглядном обеспечении.
- Имеется ли в наличии наглядный демонстрационный материал, схемы, модели? – Воспитатели отметили низкий уровень используемых дидактического и наглядного материалов, чаще всего, демонстрационный материал – это картинки формата А4. Схемы и модели рисуются воспитателями самостоятельно. Всем педагогам хотелось бы видеть более современное оснащение.
- Проявляют ли дети активный интерес к знаниям о временах года и чем он выражен? – Все педагоги ответили, что дети замечают происходящие изменения в погоде (холодно, ветер, солнечно), изменения в природе отмечаются лишь самые яркие (опали листья, появились одуванчики), на такой показатель осени, как отлет птиц на юг, дети не обращают внимание.
- Хотели бы Вы получить консультацию по развитию представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста? – Все педагоги ответили согласием и выступили с просьбой о необходимости в предложенном практическом материале.
Анализ результатов анкетирования позволил нам выявить и обозначить круг проблем в работе с детьми по развитию представлений о временах года. Воспитатели планируют занятия по развитию представлений о временах года 1 раз в сезон, что не является достаточным. Следовательно, нужно отметить, что у детей не сформировано представление о ранней, золотой и поздней осени и др. Интегрированные занятия не практикуются ввиду отсутствия времени в сетке деятельности.
В процессе развития представлений о временах года воспитатели используют различные методы и приемы: наглядные (наблюдение, показ картин художников, рассматривание книжных иллюстраций), словесные (беседы, объяснение, проблемные ситуации, чтение художественной литературы).
Недостаточно в практике педагогов используются игровые приемы, чтение природоведческой литературы, детских журналов и др.
Воспитатели замечают смену сезонов (не по календарю) и прививают эту наблюдательность детям. Во время наблюдений за погодными и природными изменениями у детей сохраняется положительный эмоциональный настрой и высокая активность. Однако, наблюдения за сезонными изменениями часто носят констатирующий характер, представляющий собой традиционную работу по ознакомлению с временами года, не уделяя внимание установлению взаимосвязей и закономерностей в природе, причинно-следственных связей. Детей дошкольного возраста не учат делать выводы, анализировать и прогнозировать. На этой основе у детей формируются обобщенные представления о временах года.
Дидактические пособия и наглядные материалы представляют собой набор картин по разным временам года, создана шикарная подборка картин художников-пейзажистов по всем сезонам года согласно возрасту детей, схемы и модели, изготовленные воспитателями. Отмечается низкий уровень используемого демонстрационного материала и отсутствие современного оснащения (в данном ДОО не используются информационно-коммуникационные технологии ввиду их отсутствия).
В каждой возрастной группе имеется уголок природы с наличием календаря погоды, но заполнения в нем выполняются не всегда самостоятельно детьми, некоторым требуется помощь в условном обозначении. Отмечено, что многие дети не умеют пользоваться схемами, моделями. Наблюдается незначительная динамика развития представлений о временах года у детей.
Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что педагоги владеют знаниями по развитию представлений о временах года у детей, заинтересованы в развитии детей, создают условия, планируют занятия и наблюдения. Однако, воспитатели не всегда способны подобрать и эффективно применить инструменты развития представлений о временах года у детей, в том числе рассмотреть влияние разных жанров детской художественной литературы.
С целью повышения развития представлений о временах года у детей в дошкольной образовательной организации создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, которая является обязательным условием развития ребенка. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечение ему самостоятельности, активности в деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда в данном ДОО строится с учетом ФГОС ДО. В каждой возрастной группе имеется уголок природы, уголок детского творчества, книжный уголок. С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используется оформление уголков чтения в группах детского сада. В детском саду проводятся конкурсы на лучшее оформление данных уголков, целью которых является обогащение знаний детей об окружающем мире, создание в группе обстановки для творческой активности детей, развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста, побуждение педагогов к творческой активности.
Проведенный анализ развивающей предметно-пространственной среды с целью обеспечения развития представлений о временах года детей дошкольного возраста показал:
- соответствие уголков природы, детского творчества и книжных уголков возрасту и требованиям ООП ДО;
- грамотное расположение зоны уголков природы, творчества и книжных уголков: доступность, эстетичность, подвижность;
- разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям.
В ДОО создана организованная среда, насыщенная разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами по развитию представлений о временах года, а именно:
1) Наглядный материал с понятием «времена года»: тематические картинки; 2) Картины художников-пейзажистов по временам года;
3) Разные виды календарей (настенный, отрывной);
4) Наличие разных жанров детской литературы;
5) Рисунки детей по временам года.
В группе собран альбом иллюстраций, тематических картинок и загадок по временам года.
Таким образом, в ДОО создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, способствующая эффективному развитию у старших дошкольников представлений о временах года.
Анализируя перспективный план образовательной работы стоит отметить недостаточное количество занятий, посвященных формированию у дошкольников представлений о временах года. В ДОО используется тематическое планирование, следовательно, мы смогли проследить 4 занятия по временам года.
Качественный анализ календарных планов учебного процесса показал, что педагогами проводится работа по ознакомлению с окружающим, уделяется внимание развитию представлений о временах года у детей, также имеет место быть индивидуальная работа.
На прогулке планируются наблюдения чаще за живой природой: изменение окраски листьев деревьев, наблюдение за цветами на клумбе, наблюдение за птицами и др. Наблюдение за погодой планируется значительно реже: ветрено, похолодало, выпали осадки (дождь, снег). Наблюдение за природными явлениями (радуга, иней, туман и др.) в календарном плане не отмечено.
В совместной деятельности воспитатели планируют рассматривание картин И.И. Левитан «Золотая осень. Слободка», А.А. Пластов «Первый снег», И. Грабарь «Зимний вечер», И.И. Шишкин «Зима», К.А. Коровин «Зимой», К.Ф. Юон «Волшебница-зима», И. Грабарь «Внешний поток». Следует отметить, что воспитатели углубленно развивают представления о зиме и очень мало отводят наблюдений о весне и осени.
Таким образом, не всегда работа ведется в системе, мало используется методов проблемного обучения и, как следствие, знания у детей обрывочны и не систематизированы.
Продолжая решать третью задачу констатирующего эксперимента, нами было проведено анкетирование родителей, целью которого было выявить заинтересованность родителей в развитии детей. В анкетировании участвовало 20 родителей. В анкету были включены следующие вопросы:
- Сформированы ли у Вашего ребенка представления о временах года? – 50% родителей считают, что представления о временах года у ребенка сформированы; 25% считают, что представления не сформированы; 25% родителей затрудняются с ответом.
- Знаете ли Вы, что нужно делать для формирования представлений о временах года у детей? – 25% родителей уверены, что знают, как следует развивать ребенка в данном направлении; 55% полагают, что частично знают о том, как развивать представления о временах года у ребенка; 20 % не знают.
- Откуда Вы получаете знания о развитии представлений о временах года у детей? – 70% родителей ответили, что в дошкольной образовательной организации; 30% родителей – из специальных книг, из средств информации.
- Проявляет ли ребенок интерес к изменениям в смене времен года? – 45% родителей считают, что ребенок проявляет интерес, замечает изменения, происходящие в природе и погоде; 30 % затрудняются с ответом; 25% родителей считают, что у ребенка нет интереса.
- Проявляет ли Ваш ребенок знания о временах года в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации)? – 30% родителей ответили, что ребенок рисует пейзажи; 70% - ребенок свои знания не проявляет. Никто из родителей не отметил желание детей лепить и создавать аппликации.
- Какую помощь ДОО в формировании представлений ребенка о временах года Вы хотели бы получить? – 40% родителей хотят получить консультацию; 30 % предпочли бы получить задания; 20% родителей помощь ДОО не требуется.
По анкетным данным можно проследить, что не все родители заинтересованы в развитии представлений о временах года и не представляют в полной мере, что входит в это понятие. Родители часто не знают, каким образом действовать, чтобы помочь в развитии представлений о временах года у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мероприятий по формированию представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Предсталвены методы, приёмы по правовому воспитанию детей...
Методическая разработка "Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста"
Знакомство детей с временным эталоном 1 минута....
Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста
Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы
Условия для развития формирования представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы...
Консультация для родителей : "Формирования временных представлений детей старшего дошкольного возраста, посредством художественной литературы"
При формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток, ориентироваться во времени, они могут опаздыват...
методическая разработка : ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая разработка...
Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп о формировании финансовой грамотности детей...