Конспект "Моя семья"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект по социально-коммуникативному развитию "Моя семья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_skr_moya_semya.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 9
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие
для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Моя семья»
Воспитатель
Андреева О.И.
Используемые технологии:
- Технология деятельностного подхода;
- Здоровьесберегающие педагогические технологии;
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- Игровые технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии.
Санкт-Петербург
2018
«Моя семья»
- Цель: создание условий для формирования эмоционально-положительного отношения к близким людям.
- Задачи:
- Образовательные задачи: создать условия для формирования элементарных представлений о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом. Способствовать обогащению первоначальных представлений о функциях людей разного пола и возраста в семье. Создать условия для формирования представлений о способах проявления заботы по отношению к членам семьи.
- Воспитательные задачи: создать условия для возникновения чувства сопричастности к общим делам своей семьи; способствовать возникновению у детей чувства гордости, любви, уважения и заботы о членах семьи; обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы через недирективную помощь детям.
- Развивающие задачи: способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Содействовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Способствовать возникновению у детей желания рассказать о детско-родительских отношениях в семье, поделиться своими мыслями и чувствами. Создать условия для развития диалогической речи и умения развернуто отвечать на вопросы.
Предварительная работа: рассматривание фотографий из альбомов «Моя семья»; беседа «Я и моя семья»; составление рассказов о членах своей семьи; беседа с использованием наглядного материала «Мои домашние обязанности»; чтение стихотворений А.Барто «Его семья» и «Младший брат», Т.Агибаловой «В семейном кругу», Я.Акима «Моя родня», О.Бундура «Семья», «Про любовь» «Маму с папой берегу», Е.А.Благининой «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка», Л. Квитко «Бабушкины руки», Р.Гамзатова «Мой дедушка», Е.Серовой «Папа дома»; чтение произведения М.Дружининой «Девочка наоборот»; прослушивание и разучивание песен: «Песня о бабушке» (муз. и слова Е.Шаламоновой), «Мамочка у каждого самая прекрасная» (сл. А.И.Пилецкой, муз. Д.А.Трубачев и В.Н.Трубачева), «Лучше папы друга нет» (сл. М.Пляцковского, муз. М.Савельева); разучивание пословиц и поговорок о семье; разучивание индивидуальных стихотворений о маме; рисование «Я и моя семья»; сюжетно-ролевая игра «Семейные хлопоты».
Материалы к совместной непрерывно-образовательной деятельности: кукла би-ба-бо Аленушка; настольно-печатная игра «Семейные обязанности»; карточки с изображением мальчика, девочки, того, как они выполняют домашние дела; альбомы с семейными фотографиями «Моя семья»; мультимедийное оборудование: компьютерная презентация «Семейные обязанности», компьютерная презентация с четырьмя слайдами (1 - семья Аленушки (Аленушка, ее мама, папа, бабушка, дедушка), 2 - одна Аленушка, 3 – Аленушка с мамой, 4 – ее папа).
Организация детей: совместная деятельность педагога с детьми.
Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия, вопросы поисково-исследовательские | Действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций… |
Воспитатель обращает внимание на Аленушку, которая держит в руках красивую коробку. Ребята! Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости. Это Аленушка. Давайте поздороваемся. Здравствуй, Аленушка! | ответы детей (Здравствуй, Аленушка! Доброе утро!) |
Аленушка: Здравствуйте, ребята! (Здесь и далее от лица Аленушки говорит воспитатель.) Воспитатель: Аленушка, что это у тебя в руках? Аленушка: Мне подарили новую игру, которая называется «Семейные обязанности», но я не знаю, как правильно разложить картинки. Воспитатель: Аленушка, какую замечательную игру тебе подарили! Она поможет тебе хорошо запомнить мужские и женские обязанности в семье. Аленушка: А что такое семья? Воспитатель: Аленушка, наши ребята сначала расскажут тебе все, что они знают о семье, а потом мы тебя обязательно научим играть в эту игру. Посмотри на эти альбомы. Здесь находятся семейные фотографии детей нашей группы. Аленушка внимательно рассматривает альбомы с семейными фотографиями. Аленушка: Ребята, почему на этих фотографиях все улыбаются и сидят близко друг к другу? | ответы детей (наверное, потому что в семье все любят друг друга. Потому что заботятся друг о друге. Всем хорошо вместе.) |
Аленушка: Я тоже принесла с собой фотографии. (Слайд презентации с изображением Аленушки.) Это моя фотография. Я здесь улыбаюсь. (Слайд презентации с изображением Аленушки с мамой.) Аленушка: На этой фотографии мы с мамой улыбаемся и сидим близко друг к другу. (Слайд презентации с изображением её папы.) Это – мой папа. (Слайд презентации с изображением всей её семьи.) А на этой фотографии мы все вместе: я, мама, папа, дедушка, бабушка. Ребята, я не знаю, какую из моих фотографий можно считать семейной: здесь везде улыбающиеся лица и все сидят близко друг к другу. | ответы детей (На которой есть бабушка и дедушка. Там, где сфотографирована вся семья. Ту фотографию, которая была последней.) |
Воспитатель: Ребята, почему вы выбрали именно эту фотографию? Можно ли сказать, что это семья? Почему это семья? | ответы детей (Потому что есть папа, мама, дочь, бабушка, дедушка. Потому что все любят друг друга. Это семья. Все заботятся друг о друге.) |
Воспитатель: Аленушка, расскажи нашим детям о своих родственниках. Аленушка: Ребята, а кто такие родственники? | ответы детей (В семье есть много родственников. Папа, мама, сестры, братья – это родственники. Еще дяди и тети, бабушки и дедушки.) |
Аленушка: И они живут вместе? | ответы детей (Тети, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах. Могут жить на других улицах.) |
Аленушка: В моей семье все родственники разного возраста: я – ребенок, папа и мама – взрослые, бабушка и дедушка – пожилые люди. Воспитатель: Ребята, расскажите о том, кто живет в вашей семье. | ответы детей (В моей семье живут: я, мама, папа, бабушка и брат. А у меня – я, мама Люда, бабушка Ира, дедушка Коля. А у меня – я, Лиза сестра, Надя сестра, Никита брат, Катя мама и Сережа папа…) |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все рассказали Аленушке о том, кто живет в вашей семье. А теперь немного поиграем. Игра называется «Веселая семья». Повторяйте за мной. Пальчиковая игра «Веселая семья»: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья! | сжимают левую руку в кулак, а правой постепенно разгибают каждый палец левой руки, повторяя текст за воспитателем |
Аленушка: Ребята, вы не могли бы мне рассказать о том, кто чем занимается в вашей семье? | ответы детей (Моя мама учитель. А моя продавец. Мой папа шофер. Мой папа зубной врач. Моя бабушка повар. А моя бабушка на пенсии – она готовит нам блинчики. Мой брат первоклассник. А моя сестра балерина. Мой дедушка уже не работает.) |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы верно сказали, каждый в семье занимается своим делом: дети ходят в детский сад, учатся в школе, а взрослые – работают, пожилые люди – отдыхают, занимаются домашними делами. Аленушка, наши дети знают пословицы и поговорки о семье, послушай их. | дети (по желанию) рассказывают пословицы и поговорки (Вся семья вместе – так и душа на месте. В недружной семье добра не бывает. Коли в семье лад – не нужен и клад.) |
Аленушка: Спасибо, ребята, за интересные рассказы, пословицы и поговорки. Теперь я знаю, что такое семья! А сейчас, научите меня, пожалуйста, играть в игру «Семейные обязанности». Научите? | ответы детей (Научим. Конечно научим. Давайте скорее играть.) |
Проводится игра «Семейные обязанности. Воспитатель помогает при затруднении. Воспитатель: В семье все заботятся друг о друге, каждый выполняет свои обязанности. Кто в доме следит за порядком, чистотой и красотой? (показ слайдов с изображением женских обязанностей в семье из презентации «Семейные обязанности») | дети на одном столе раскладывают картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, а на другом столе – картинки с изображением мужских обязанностей в семье. ответы детей (Женщины и девочки.) |
Воспитатель: Кто в доме выполняет тяжелую работу (приносит домой тяжелые сумки с продуктами) и ту, с которой трудно справиться (ремонтирует технику, передвигает мебель, строит дом)? (показ слайдов с изображением мужских обязанностей в семье из презентации «Семейные обязанности») | ответы детей (Мужчины и мальчики.) |
Воспитатель: Молодцы! Понравилась вам игра? А чтобы вы лучше запомнили мужские и женские обязанности в семье, предлагаю вам поиграть в еще одну игру. Проводится игра «Где бывали – мы не скажем, а что видели – покажем». | ответы детей (Да. Понравилась.) Выбирается водящий, стоящий в центре круга, - если водящий - мальчик, он изображает мужские обязанности, а если девочка – женские обязанности. Дети, стоящие в кругу, точно копируют показываемое движение и отгадывают, что задумал водящий. |
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, Аленушке о том, какие обязанности в семье есть у вас. | ответы детей (Помогаю убирать посуду после еды. А я подметаю пол. Выношу мусор с папой. Помогаю бабушке лепить пельмени…) |
Воспитатель: Молодцы, помощники! Давайте с вами сейчас покажем, как мы помогаем дома мамам. Физкультминутка «Мамам дружно помогаем»: Мамам дружно помогаем: Сами в тазике стираем. И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. Через двор растянем ловко Для одежды три веревки. Светит солнышко-ромашка, Скоро высохнут рубашки. | Становятся в круг и повторяют движения по показу воспитателя: наклоняются вперед, двигают руками, имитируя полоскание потягиваются – руки в стороны потягиваются – руки вверх |
Воспитатель проводит дидактическую игру «Как я помогаю дома?»: Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами две большие карточки – на одной изображен мальчик, а на другой – девочка. И есть еще много карточек поменьше, на которых изображено то, как мальчики и девочки помогают по дому. Нужно к карточке изображающей мальчика подобрать маленькие карточки, изображающие то, как мальчики помогают по дому. А к карточке изображающей девочку подобрать маленькие карточки, изображающие то, как девочки помогают по дому. | играют в игру - подбирают карточки |
Воспитатель: Молодцы! Вы все сделали правильно! Вам понравилась игра? А скажите, почему нужно помогать маме и папе, бабушке и дедушке по дому? | ответы детей (чтобы мама и папа могли отдохнуть; чтобы мама успела со мной поиграть; и погулять; почитать мне книжку) |
Воспитатель: Правильно, ребята! Нужно чаще помогать мамам и папам, бабушкам и дедушкам! Аленушка: Ребята, благодарю вас за интересные рассказы о семье, за то, что вы научили меня играть в новую замечательную игру. Мне было с вами очень интересно. До свидания! | ответы детей (до свидания, Аленушка! До встречи!) |
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, чем мы сегодня занимались? | ответы детей (учили Аленушку играть в игру «Семейные обязанности»; говорили о том, как нужно помогать дома; о том, как заботиться о маме с папой) |
Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали? | ответы детей (что нужно чаще помогать по дому; что в семье есть мужские и женские обязанности) |
Воспитатель: Что на сегодняшнем занятии вам особенно понравилось? | ответы детей (играть в игру; подбирать карточки) |
Ребята, давайте все дома сфотографируемся, выполняя какую-нибудь работу по дому. Например, кто-то будет помогать маме мыть посуду, кто-то готовить ужин, кто-то будет помогать папе делать мелкий ремонт или что-нибудь другое. Эти фотографии мы повесим на выставке в нашей группе. (Работа с родителями - воспитатель просит родителей принять участие в организации выставки фотографий «Маленькие помощники».) | ответы детей (Я буду мыть посуду; я с бабушкой буду печь пирог; я помогу папе в гараже; я подмету пол) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....