«ДУХОВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ БОГАТСТВО НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
методическая разработка (младшая группа)
В дошкольных учреждениях игровая деятельность являющаяся ведущей для детей, в настоящее время вытеснена учебной. И если предметная среда в группе поддерживает возможность свободных сюжетно-ролевых игр между детьми, то народные подвижные игры можно, наблюдать только на некоторых праздничных досугах. Игра – источник усвоения важных социальных смыслов и ценностей. Таким образом, игра является своеобразной репетицией взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palagina_statya_1.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДУХОВНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ БОГАТСТВО НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
В дошкольных учреждениях игровая деятельность являющаяся ведущей для детей, в настоящее время вытеснена учебной. И если предметная среда в группе поддерживает возможность свободных сюжетно-ролевых игр между детьми, то народные подвижные игры можно, наблюдать только на некоторых праздничных досугах. Игра – источник усвоения важных социальных смыслов и ценностей. Таким образом, игра является своеобразной репетицией взрослой жизни.
Ключевые слова: социальные ценности; моральные качества; народные подвижные игры
!Мироощущение которым пронизана эта жизнь, во многом было сформировано православной верой. Отношение к трудолюбию и праздности, к щедрости и жадности, к богатству и бедности, передаваемое текстами многих подвижных народных игр – отражение христианского взгляда на мир и человека в нем:
Ой, спасибо тебе, Боже,
Что и на поле пригоже,
В огородах и полях,
Что созрело – в закромах! –
пропевается в завершении одной из календарных осенних игр.
!Содержание фольклорных игр в основном подаются не как тяжкое бремя, а как источник радости жизни, служения – притягивающий и манящий. Встречающиеся в ролевых играх такие персонажи как ленивцы, воришки и прочая братия, рисуются в сатирических красках. К ним играющие могут обращаться с наставлением и укором:
Кто спину не гнет,
На работу не идет,
Кто спит с утра,
Того прочь со двора!
Игра – инструмент освоения социально приемлемого поведения.
Игра наставляет и учит ценностно-значимым качествам, она помогает развитию различных человеческих способностей: сообразительности и наблюдательности, ловкости и выносливости, музыкальности и пластичности.
!Особенное влияние игра оказывает на формирование таких значимых черт характера, как умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам – что, безусловно, необходимо для жизни в человеческом сообществе. Игра – это обучение жизни по определенным правилам, и, как уже говорилось выше, не что иное, как репетиция взрослой жизни через усвоение и примеривания на себя образцов поведения, требуемых содержанием игры и черпаемых из реальных социальных взаимоотношений.
!Еще один значительный опыт, который дается в народной подвижной игре – это возможность публичного переживания личных побед и поражений. Подобный опыт традиционно играл важнейшую роль в личностном становлении ребенка. Это публичное переживание побед и поражений в коллективе представляет прямую антитезу тому, что являет собой игра сейчас, игра, которая вся сосредоточена за компьютерным столом, где единственный свидетель твоих побед и поражений только компьютер. Перед компьютером не может быть ни стыдно, ни отрадно. Не требуется ни выдержка в переживании обид и неудачи, ни упорство в их преодолении.
Переживая же удачи и неудачи в игре — перед миром — человек учится определенной стойкости, выносливости, терпимости, незаносчивости. Заносчивость, кстати, в детской субкультуре всегда решительно подавлялась, и до сих пор подавляется в любом детском коллективе. Для этого существуют свои методы, и, в частности, дразнилки , тоже почерпнутые из фольклорных «фондов» для сдерживания негативных проявлений товарищей. Верный способ влияния на задавак — отточенная словесная формула, с помощью которой дети в игре ставят гордеца на место.
Таким образом, мы обнаруживаем еще одну грань значения игры. !Игра является не только репетицией взрослой жизни на основе нравственных устоев, но и замечательный способ регуляции отношений в детском коллективе, инструментов освоения социально-приемлемого.
!Игра и возможность отождествления себя с героем.
В педагогическом арсенале современной семьи и детского сада могут быть разные игры: и с предметами, и с конструктивным материалом, и настольно-печатные, и обучающие, и, безусловно, народные. И особенно нужны подвижные народные игры в детском коллективе. !Внимательный взгляд родителей и педагогов должен найти и подарить современному ребенку те игры, в воспитательных возможностях которых не приходится сомневаться. В них, как правило, ценностное содержание облечено в увлекательную, благоприятную для восприятия ребенка форму, благодаря чему ребенок усваивает не формальное знание о том, что хорошо и что плохо, а получает живое впечатление через отклик сердца на игровую встречу с разными персонажами, действующими в игре: ленивцами и котишками-плутишками, удалыми добрыми молодцами, красными девицами, пахарями, жнецами, ткачихами, боярами, кузнецами и т.д.
Ребенку в игре свойственно отождествлять себя с определенным героем. Это имеет очень важное психологическое значение для становления личности. Огромную роль здесь играет выбор образца для подражания, т. е. каков герой, увлекающий ребенка. Позитивные образы, с которыми можно встретится в игровых правилах и текстах, овеяны романтикой подлинной мужественности, чарующей женственности. Возможность вживания в роль — это необходимый сегодняшнему ребенку ответ на его жажду романтики, героики, а с тем и «взрослости».
!Увлекательность, мелодичность подвижных народных игр по-прежнему притягательна для любого ребенка. Взрослых же зачастую смущает вот какой вопрос: героями традиционных игр бывают жнецы, пахари, кузнецы, пряхи – такие-то слова не вполне понятны могут быть современному ребенку. Какое отношение эта своеобразная «архаика» имеет к той реальной жизни, в которую ему предстоит вступать? Зачем ему сегодня погружаться в процессы старинных земледельческих трудов, примерять на себя роль пахарей и прях?
Да, язык народной игры может показаться архаичным. Но нельзя не заметить, что на этом языке говорит, по сей день, и сказка. Этот язык звучит в напевах, сопровождающих дитя с первых дней жизни: в колы бельных – своеобразным материнским напутствием на жизнь:
…Будешь в поле – пахарек,
На лужайке – косарек,
В темном лесе – лесничок,
В синем море – рыбачок,
Будешь рыбку ловить,
Да родителей кормить!..
В пестушках, потешках и прибаутках – нежным или озорным введением дитя в семейно-бытовую культуру своего народа:
Наша – то хозяюшка сметлива была,
К празднику работушку всем в дому дала:
Половичку курочка лапочкой скребет,
А кошечка хвостиком пол в дому метет…
!Нельзя не заметить, что детская игровая культура в век технического прогресса не создала таких текстов, в которых действовали бы, скажем, физики-атомщики или программисты. Даже про комбайнеров и трактористов сложены только хорошие песни, но не игры.
!Нельзя не отметить и то, что народная игра, со всем своим своеобразием, по-прежнему желанна и любима в любом детском коллективе. Дети по-прежнему с увлечением играют и в кузнецов, и в жнецов, и в богатырей, и в радушных хозяек и в искусных рукодельниц. Традиционные игры запечатлели в своём содержании такое необозримое богатство воспитательного потенциала народной педагогики, благодаря которому они неизменно становятся достоянием различных поколений. За исторически обусловленными особенностями языка в играх скрывается многообразие социальных позиций, человеческих отношений, этических норм и оценок. Потребность в их освоении не только не теряется сегодня, но, напротив, лишь возрастает.
Список литературы
1.Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор [Текст] /В.П. Аникин. – М., - 1957. – 165 с.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе [Текст] / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт [Текст] / Г.С. Виноградов. - Иркутск, 1925. - С. 54.
4. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. [Текст] - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
Палагина Ирина Валерьевна, воспитатель МБДОУ БГО ЦРР – детский сад №19, г. Борисоглебск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
Приобщение к духовным богатствам народной культуры
Разработка комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе русского народного творчества. Комплекс рассчитан на один год с детьми младшего дошкольного возраста (3 &nda...
НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....
Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...
развлечение по сказке "Гуси-лебеди" с использованием русских народных подвижных игр подвижными играми
развлечение по приибщению к социокультурным истокам...
Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет молодым педагогам детского сада познавательно и интересно организовать и провести народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....