"Организация профилактической работы в дошкольном учреждении"
материал (подготовительная группа) по теме

Король Елена Викторовна

Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни предполагает включение в работу всех субъектов образовательного процесса (воспитанник-педагог-родитель).  

Напечатано в ежемесячном журнале НаркоНет №3 (124) 2015 март

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrednye_privychki.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

 "Организация профилактической работы в дошкольном учреждении"

Сегодня реальность такова, что организация профилактической работы в образовательном комплексе требует грамотного психолого-педагогического сопровождения.

Основное направление работы по данному вопросу в дошкольном подразделении  является формирование потребности в здоровом образе жизни не только у дошкольников, но и у родителей и педагогов.

В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения дается следующее определение понятия «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни – гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни:

  1. Укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой;
  2. Физическая культура и занятия спортом;
  3. Рациональное питание;
  4. Гармонические отношения между людьми;
  5. Правильное сексуальное поведение;
  6. Личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;
  7. Негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами).

Современные исследования показывают, что склонность к вредным привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами) закладывается уже в дошкольном возрасте. В связи с этим задача разработки и внедрения эффективных методов профилактики требует не только участия медицинских работников, но и привлечения специалистов иного профиля – воспитателей, психологов. Пресечение вредных привычек в дошкольном возрасте требует создания современных программ профилактики приобщения детей к вредным привычкам и грамотного поведения соответствующего санитарного просвещения в образовательных учреждениях.

Такая профилактическая работа проводится в нашем дошкольном структурном подразделении. Поскольку сейчас детям в связи с неразвитой коммуникативной стороной трудно выражать свои чувства и эмоции, сложно строить общение со сверстниками и близкими взрослыми. Таким образом, они автоматически попадают в группу риска по возникновению и закреплению вредных привычек.

С этим учетом была внедрена система работы по профилактики вредных привычек.

Данная работа предполагает такие этапы:

  1. Диагностика. На примере - курение.

 С помощью анкетирования выявляются представления родителей о причинах курения (как вредной привычки, формы зависимости) и способах борьбы с ним. Также родителям предлагается опросник, выявляющий факторы риска возникновения зависимости у детей 6-8 лет (авт.- канд. психол. Наук Е.Ю. Федоренко). Этот опросник позволяет обнаружить социально- психологические дефициты развития ребенка на ранних стадиях, которые могут привести к формированию зависимых форм поведения ( табакокурению, алкоголизму, нарко- и игромании и т.п.).

Опросник заполняется родителями индивидуально.

Опросник содержит три шкалы:

1-я шкала «Зависимый тип поведения» позволяет обнаружить уже имеющиеся у ребенка несвободы от определенного состояния как показатель дефицита его ресурса

Низкий показатель -17%

Средний- 58%

Высокий- 25%

2-я шкала «Эмоционально- волевые задержки» предназначена для выявления дефицита в эмоциональной сфере- нарушений функции приспособления, отсутствия ресурса для эмоционального «отыгрывания»(превращения ситуации в смешанную или нелепую), дефицита сознательной регуляции собственной деятельности.

Низкий показатель -25%

Средний- 75%

Высокий- 0%

3-я шкала «Психопатологические расстройства» позволяет определить наличие комплекса предпосылок к формированию патохарактерологического развития личности вследствие влияния перинатального поражения центральной нервной системы и неблагоприятной социальной ситуации развития.

Низкий показатель -92%

Средний- 8%

Высокий- 0%

Дети, набравшие высокие баллы по первой и второй шкалам, нуждаются в психолого- педагогическом наблюдении и коррекции; набравшим высокие баллы по третьей шкале требуется консультация психоневролога.

  1.  Следующий этап в системе работы по профилактике:

Применения технологий игровой коррекции.

Проводится игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми используются адекватные их возрасту методические приемы, которые учитывают особенности их эмоционального реагирования, например диалог на тему «Хорошо это или плохо и почему?», разыгрываются сказочные сюжеты. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы»- нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Таким образом, создание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст взрослого или под его давлением.

  1. Заключительный этап.

Исходя из анализа проведенной диагностики, родители приглашаются на индивидуальные консультации. При необходимости изучаются внутрисемейные отношения, взаимодействие родителей и ребенка, самочувствие ребенка в семье.

Кроме того, эффективность профилактической работы будет максимально достигнута путем тесного взаимодействия педагога и психолога. Для этого применяются следующие методы и приемы работы:

- включение данной проблематики в образовательный процесс (занятия);

- проведение досугов и праздников («Нет наркотикам!», «Будь здоров!», «Всемирный день отказа от курения!)

- Презентации

-Акции (родитель-ребенок-взрослый «Здоровая семья»)

Вывод:

Данный системный подход, при решении данной проблемы способствует эффективности профилактической работы:

- раннее выявление признаков неблагополучия;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- овладение необходимыми практическими навыками и умениями воспитания и обучения детей;

- психологическое сопровождение детей, включающее просвещение и обучение навыками конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. При этом необходимо делать акцент на формировании отрицательного отношения к вредным привычкам (любое упоминание, особенно первое, о наркотическом, психоактивном веществе должно быть негативным).

Таким образом, профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста, имеет целенаправленный и системный характер. Формирование осознанного отношения к «здоровому образу жизни» предполагает включение в работу всех субъектов образовательного процесса: воспитанник, педагог, родители. Развитие «хороших» привычек, забота о своем здоровье, как физическом, так и психологическом, в дошкольном возрасте – первая ступенька совершенствования личности в сообществе «здоровой нации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие: ·  государственная политика в сфере образова...

Доклад "Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении"

Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте представлена система работы ДОУ по профилактике ДДТТ, организованная по  четырем направлениям: методическая работа, работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников и структурами с...

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте описана система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в МБДОУ....

Консультация для воспитателей "Организация оздоровительной работы в дошкольном учреждении "

Консультация для воспитателей "Организация оздоровительной работы в дошкольном учреждении "...

Организация тренинговой работы в дошкольном учреждении.

Технология тренинга с одной стороны, обеспечивает формирования психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны обеспечивает формирование основных новообраз...

Инновационные подходы к организации методической работы в дошкольном учреждении

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очеви...