«Мой любимый город – Москва»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №281» (ДО №4)
«Мой любимый город – Москва»
Воспитатель: Федосова И.А.
Теплова О.В.
Москва, 2015 г.
Содержание
Общие положения | с.3 |
Актуальность проекта | с. 3-4 |
Цель проекта | с.4 |
Задачи проекта | с.4 |
Характеристика проекта | с.4-5 |
Предполагаемый результат | с.5 |
Принципы реализации проекта | с.5 |
Формы реализации проекта | с.5-6 |
Этапы и содержание проекта | с.6-10 |
Результативность проекта | с.10 |
Список литературы | с.10 |
Общие положения
Особое внимание в последние годы уделяется гуманитарной составляющей содержания общего образования, и на первое место поставлены проблемы исторического, краеведческого образования. В связи с этим возрастает интерес к истории и современности Москвы, мегаполиса, столицы России, отражающей все тенденции развития общества на современном этапе.
Актуальность изучения Москвы, как малой родины в ДОУ усиливается также за счет объективно сложившейся полиэтнической среды, большого количества детей не только из других регионов России, но и ближнего зарубежья. Таким образом, проектная деятельность, посвященная изучениюМосквы, как малой Родины, может и должно, прежде всего, решать проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, социокультурной адаптации детей дошкольного возраста.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Москва в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Актуальность проекта.
Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького москвича – это, прежде всего, его
3
семья, дом, детский сад, неповторимая природа, которая его окружает, памятники, культурные и исторические центры города, улицы. Беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные. Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению родного края. Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного города, его культуре, традициях и обычаях москвичей.
Цель проекта:
Формировать, систематизировать представления детей о Москве, ее истории, национально-культурных традициях, достопримечательностях, символах Москвы., воспитывать любовь и привязанность к Москве, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем, расширять кругозор детей .
Задачи проекта:
-Формирование интереса к прошлому и настоящему Москвы, чувство сопричастности к родному краю.
-Расширение представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
-Обучение детей ориентироваться на улицах города, соблюдению правил безопасного передвижения по городу.
-Повышение компетентность родителей по данной теме, способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи.
-Развитие у детей коммуникативных качеств, памяти, мышления, творческого воображения.
-Воспитание любви к своей малой Родине, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Характеристика проекта:
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Время реализации проекта: сентябрь 2014–май 2015гг.
Участники проекта: воспитатели гр.№5, дети старшей группы №5, родители воспитанников.
4
Формы продуктов проектной деятельности:
Фотографии, рисунки, поделки, презентации, макеты зданий и улиц города.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Обогащенные и систематизированные знания о нашем городе, его истории, о природе нашего края, культурной жизни города, достопримечательностях, о героическом прошлом наших горожан, расширенные представления о мероприятиях, направленных на сохранение культуры и истории города, отражение впечатлений в продуктивных видах деятельности, творческая реализация.
Для родителей:
Повышенная компетентность родителей по данной теме, избрание родителями нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско0родительских взаимоотношений, самореализация.
Для педагога:
Повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта:
- Принцип развития - ориентация на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
- Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
- Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
- Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы реализации проекта:
Формы работы детьми:
5
-Просмотр познавательных видеофильмов, электронных презентаций для детей
-Экскурсии, тематические прогулки
-Беседы с рассматриванием иллюстраций
-Придумывание творческих рассказов
-Оформление фотовыставок и фотоальбомов
-Творческая конструктивная деятельность
-Выполнение заданий в рабочих тетрадях
-Театрализованная деятельность
-Игровая деятельность детей
-Организованная деятельность
-Досуги и праздники
-Чтение художественной литературы
Формы работы с родителями:
-Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, опрос
-Семейные экскурсии, целевые прогулки
-Наглядные информационные материалы
-Выполнение творческих заданий (выпуск книжек-самоделок, альбомов, стенгазет, макетов)
-Создание презентаций, развивающей среды
-Праздники, досуги, дни открытых дверей
-Конкурсы, тематические выставки
Этапы и содержание проекта
1 этап – установочный:
-диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-анкетирование родителей;
-определение целей, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
6
2 этап - подготовка к внедрению проекта:
-подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
-составление плана работы над проектом.
-оформление уголка для родителей о проведении проекта.
3 этап - реализация проекта:
Сентябрь «История возникновения родного города»:
-беседы «Кто основал Москву», «Древний Кремль»;
-досуг «День города»;
-организованная деятельность «Прогулка по Кремлю»;
-экскурсия по детскому саду;
-семейные прогулки по городу,посещение Красной площади;
-конструирование «Макет детского сада»;
-д/и «Где ты живешь», домино «Наш город».
Октябрь «История России»:
-организованная деятельность «Герб, флаг и гимн России»;
-беседы «Модель земли – глобус», «Какие люди живут в нашей стране»
-д/и «Выложи герб и флаг из фрагментов», «Парные картинки»;
-игра «Путешествие на Красную площадь»;
-творческие рассказы детей «Где я отдыхал летом»;
-оформление фотоальбома «Где мы летом побывали»;
Ноябрь «Москва-столица России»:
-беседы «Герб Москвы», «Улицы Москвы», «Москва славится трудом людей»;
-просмотр презентации «Что такое город»;
-организованная деятельность «Наш район Бабушкинский»;
-семейные прогулки по улицам города;
7
-сюжетно-ролевые игры «Почта», «Магазин игрушек»;
-продуктивная деятельность: рисование «Наша улица вечером», конструирование «Улица города», составление карты-схемы «Дорога из дома в д/с».
Декабрь «Музеи родного города»:
-беседы «Что такое музей», «Правила поведения в музее»;
-организованная деятельность «Музеи родного города»;
-семейные презентации «В музеях города»;
-оформление стенгазеты «Как встречают Новый год в других странах»;
-д/и «Как проехать по Москве», «Узнай памятные места»;
-продуктивная деятельность: конструирование из бумаги «Елочные игрушки и украшения для группы», аппликация «Письмо Деду Морозу».
Январь «Театры нашего города»:
-беседы «Культура и традиции русского народа», «Народные игрушки»;
-просмотр презентации «Что такое театр»;
-организованная деятельность «Московские театры для детей. Театр кукол С.Образцова. Музыкальный театр им. Н.Сац»;
-творческие рассказы детей «Как мы ходили в театр»;
-продуктивная деятельность: рисование по мотивам городецких, дымковских гжельских мастеров, конструирование «Театр»;
-сюжетно-ролевые игры: «Кукольное представление», «Театр зверей».
Февраль «Защитники Отечества»:
-организованная деятельность «Недаром помнит вся Россия (1812г.);
-беседа «Памятники защитникам родного города», «Русские богатыри»;
-составление творческих рассказов «О Российской армии»;
-рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков;
-досуг «День защитников Отечества»;
-продуктивная деятельность: аппликация «Богатырь», рисование «Портрет папы»;
8
-игровые упражнения: «Военные учения», «Кто дальше», «Снайперы»;
-чтение былин и рассказов о богатырях.
Март «Встреча с прекрасным»:
-организованная деятельность «Художественные музеи города. Третьяковская галерея»;
-беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Праздник Масленицы»;
-сюжетно-ролевая игра «Семья», «Парикмахерская»;
-продуктивная деятельность: рисование «Любимые цветы моей мамы», «Портрет мамы», аппликация «Поздравительная открытка»;
-творческие рассказы детей «Моя мама».
Апрель «Путешествие в космические дали»:
-беседа о Ю.А.Гагарине, «Памятник покорителям космоса на ВВЦ»;
-продуктивная деятельность: аппликация «Ракета летит в космос», рисование «Космические дали», конструирование «Космический корабль»;
-п/и «Космонавты», д/и «Угадай, на чем я путешествую»;
Май «Памяти героев посвящается…»:
-рассказ-беседа о Дне Победы, «Места отдыха горожан»;
-досуг «Этот День Победы»;
-продуктивная деятельность: аппликация «Военная техника», оригами «Голубь мира», рисование мелками на асфальте «Мы за мир», конструирование «Детская площадка»;
-д/и «Кто помогает сохранить красоту цветов», игры с военно-патриотическим содержанием: «Перевяжи раненого», «Доставь пакет», «Полоса препятствий»;
-семейные презентации фотоальбомов «На поклонной горе».
4этап – обобщающий:
-оформление уголка «Моя любимая Москва»;
-проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада;
-подведение итогов работы (по результатам диагностики);
9
-презентация проекта (представление и защита на педагогическом совете).
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Родители вместе с детьми представили интересные презентации по теме «Прогулки по Москве», интересно вели рассказ, сопровождая показом фотографий.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
Литература
1.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова Мы живем в России, М.2004г.
2.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста. Пособие для реализации государственной программы. М.20004г.
3.Здравствуй, мир! (Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова, А. А. Вахрушев, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова). Пособие для дошкольников, ч. 3-4, М.2010г.
4.Методические рекомендации для педагогов к пособию « Здравствуй, мир!». А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова., М.2010г.
5.Подосѐнова И.П. История Москвы. Московский институт повышения квалификации работников образования. Москва,1996г.
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Москва наш любимый город"
Дать детям начальное представление об истории возникновения и развития Москвы. Воспитывать в детях любовь к русской национальной культуре.1. Познакомить с образом жизни людей в древней Москве.2...
Призентация по самообразованию Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Тема Москва- мой любимый город
Особенности взаимодействия педагога с родителями в ДОУ. Нравственно-патриотичкское воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с р...
ПРОЕКТ «Мой любимый город – Москва»
Проект « Мой любимый город – Москва» позволяет детям ближе познакомиться с городом, в котором они живут, воспитывает патриотизм – любовь, преданность и гордость, желание ...
Конспект занятия "Битва под Москвой" в рамках проекта "Москва - мой любимый город" в подготовительной группе
Цель: Познакомить с битвой под Москвой 5 декабря 1941 года и подвигом героев И.В.Панфилова и В.Г.Клочкова...
Проект "Мой любимый город - Москва"
Актуальность изучения Москвы, как малой родины в ДОУ усиливается за счет объективно сложившейся полиэтнической среды, большого количества детей не только из других регионов России, но и бл...
Мой любимый город Москва
На тематическом занятии "Мой любимый город Москва" дети расширили свой кругозор о своем городе. Наше путешествие прошло по достопримечательностям Масквы : Кремль, Красная площадь, Третьяковс...
Конспект ООД. Формирование элементарных представлений на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника» «Моя страна Россия, любимый город Москва»!
quot;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стр...