Круглый стол: «Эмоциональное выгорание: ищем выход»
методическая разработка
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».
Профессиональное (или эмоциональное) выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Профессии воспитатель, педагог – одни из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_sev.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол: «Эмоциональное выгорание: ищем выход»
Цели: - познакомить с понятием «синдром профессионального выгорания»;
- научить выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
- показать методы и приёмы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
Приветствие. Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я очень рада приветствовать вас сегодня на нашей встрече. А начать хотелось начать ее с того песни «Мы идем по кругу». (Педагоги встаю в круг)
Мини-лекция «Эмоциональное выгорание»
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».
Профессиональное (или эмоциональное) выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.
Профессии воспитатель, педагог – одни из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе
На развитие эмоционального выгорания влияют внешние и внутренние факторы:
Внешние факторы: специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)
Организационный фактор: напряженный характер работы; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; работа с тяжелыми людьми; необходимость внешне проявлять эмоции, несоответствующие реальным; неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе, наличие конфликтов .
Внутренние факторы: коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации.
Ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
К симптомам эмоционального выгорания относится:
• эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
• напряженность в отношении к людям;
• заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
• частая раздражительность;
• психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т. д.) ;
• снижение активности.
Упражнение «Жил-был педагог»
Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.
1.По утрам он просыпался и думал ___________________________________
2.Собираясь на работу, он ________________________________________
3. Весь рабочий день он мечтал _____________________________________
4. Придя домой, он _______________________________________________
5. Засыпая, он думал ________________________________________________
Интерпретация: проективная методика.
Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы.
Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось.
Переведите все на позитив.
Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.
Вот несколько упражнений, которые можно использовать в качестве «скорой помощи» при стрессовых ситуациях часто возникающих в вашей работе.
Психомышечное упражнение «Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе. Необходимое время: 3с.Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.Дыхательное упражнение для быстрого снятия стресса Сделать вдох на 4 счета, задержать на 4 счета дыхание, затем сделать выдох на 4 счета, снова задержать дыхание на 4 счета. Просто попробуйте подышать подобным образом хотя бы 3-4 цикла. Тело само по себе распрямляется и повышается настроение! Не поленитесь, проведите этот маленький эксперимент.Упражнение «Владей собой среди толпы смятенной...» 1.Сложите руки в «замок» за спиной, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. 2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» -эндорфин. 3. Улыбнитесь! 4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется Ваше тело от улыбки!Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.
«Притча про осла»
«Однажды осел, упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками -ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей -все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Так вот...Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».
Игра “Волшебная шкатулка”
А закончить нашу с вами встречу хочется игрой “Волшебная шкатулка”
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.
Создание позитивного настроя. Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека.
Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное —это установка на радость и позитив.
Педагогам раздается памятка по профилактики эмоционального выгорания
Литература
http://190detsad.org.ru/wp-content/uploads
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тенинги, упражнения / авт.-сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
Приложение 1
Рекомендации педагогам
по профилактике эмоционального выгорания
1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
8. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
9. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзями, коллегами.
11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
12. Не забывайте хвалить себя!
13. Улыбайтесь! Даже если не хочется.
14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!
15. Станьте энтузиастом собственной жизни!
16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
20. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.
22. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
23. Музыка – это тоже психотерапия.
24. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
25. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
26. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
26. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
Успехов Вам и внутреннего равновесия!
Приложение 2
Игра “Волшебная шкатулка”
Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.
Создание позитивного настроя. Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
-В ближайшее время тебе особенно повезет!
-Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!
-Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!
-Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!
-Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!
-Что бы ты не делала, радость, и спокойствие всегда будут рядом!
-Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!
-Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
-Не веришь в сказку? А зря...что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!
-Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!
-Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!
-Не бойся своих желаний, их исполнение даёт новые жизненные ресурсы!
-А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!
-Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так импонирует в других людях!
-Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся...дорожи этим!!!
-Внутри каждого человека, есть хотя бы одно малюсенькое, но позитивное качество...рассмотри его!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для педагогов и родителей "Эмоциональное благополучие - залог здоровья воспитанников"
в ходе круглого стола разъясняется значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья...
круглый стол для педагогов "Профилактика синдрома "профессионального выгорания""
Цель: предупреждение синдрома профессионального и эмоционального «выгорания» педагогов-психологов.Задачи: 1. Способствовать сплочению педагогов-психологов, желанию поддержать друг друга.2. П...
Родительское собрание "Круглый стол "Детско-родительские отношения как фактор, влияющий на эмоциональное благополучие детей "
Родительское собрание адресовано для родителей детей старшего дошкольного возраста. Форма проведения круглый стол с элементами тренинга....
Сценарий круглого стола с родителями воспитанников "Эмоциональное благополучие ребенка"
Сценарий круглого стола с родителями воспитанников "Эмоциональное благополучие ребенка"...
«Эмоциональное «выгорание» педагога: причины, пути решения, профилактика.» Круглый стол
Психопросветительское направление для педагогов по предупреждению синдрома эмоционального выгорания...
Круглый стол для родителей «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ»
Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, эмоциональное благополучие. Остановимся подро...
Круглый стол для родителей на тему: «Создание комфортных условий, влияющих на эмоционально – благополучное состояние детей»
Эмоциональное благополучие является одним из основных качеств жизни человека и закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакц...