Значение ТЕМП
методическая разработка
Проект в рамках реализации региональной концепции «ТЕМП»
по программе "Наш дом - Южный Урал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_temp.docx | 312.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 "Буратино"
Проект в рамках реализации региональной концепции «ТЕМП»
по программе "Наш дом - Южный Урал"
Воспитание человека труда с дошкольной ступени.
Южноуральск, 2016г
Работа - вот начало всех начал,
Трудиться должен всяк - и стар и мал.
Не пропадёт работник никогда,
А много ль добьёшься без труда?
Усердному работнику - хвала!
Отрадны для страны его дела.
Трудись до пота, не теряй ни дня!
Жизнь без труда - что угли без огня.
Челябинская область является одной из индустриально развитых в стране. В области развиты такие отрасли промышленности как: сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, топливно-энергетическая и др. А значит, вопрос о подготовке квалифицированных кадров является всегда актуальным. Тем более что, в настоящее время происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное нивелирование значимости рабочих специальностей. Поэтому в обращении Губернатора Б.А. Дубровского «Стратегия 2020» отражены все направления жизни области и поставлены первостепенные задачи.
Сфера образования не является исключением. Мы понимаем, что перед педагогическим сообществом определены приоритетные направления деятельности, от решения которых возможен успех и в экономике и политике всей области. Мы педагоги понимаем всю ответственность возложенных на нас задач в деле воспитания современного человека, который мог бы быстро адаптироваться в мире взрослых и стать компетентным работником. "Для того, чтобы наша область развивалась, экономика в регионе процветала, необходимо готовить обучающихся таким образом, чтобы они выбирали для дальнейшей своей профессиональной деятельности именно те специальности и профессии, которые востребованы на Южном Урале," - отметила заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.
В 2014 году, по поручению Бориса Дубровского, Минобразования региона разработало образовательный проект «ТЕМП» в рамках Стратегии развития региона. Его основная цель – развитие творческого технического потенциала среди детей. Программа «ТЕМП» ориентирована на повышение квалификации профобразования и мотивации школьников к выбору инженерных специальностей, -" и работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада" — подчеркнул министр образования Челябинской области Александр Кузнецов.
Период от рождения до школы является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребенка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребенка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека. Педагоги знают, что знакомство дошкольников с рабочими профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Итак, важность и необходимость ознакомления детей с рабочими специальностями, формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей этих профессий, и с другой стороны – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Для реализации проекта используется парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» (автор Бабунова Е.)
Цель проекта:
При ознакомлении детей с рабочими профессиями, воспитать достойную смену старшему поколению.
Задачи проекта:
1. Расширять знания детей о мире рабочих профессий, которые востребованы на Южном Урале.
2. Пополнять знания детей о профессиях прошлого на территории Южного Урала.
3. Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда, приучать преодолевать трудности и препятствия.
Для выполнения поставленных задач необходимо:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую освоению знаний и становлению устойчивого интереса к разным профессиям.
2. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно- трудовой процесс.
3. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса в осознании и понимании нужности трудовой подготовки, как ценности, надёжности жизни.
Тип проекта: долгосрочный /с 2 младшей группы до подготовительной/
Разработчики и участники проекта: Воспитатель, дети , родители группы "Солнышко" и сотрудники детского сада.
Система работы по реализации концепции ТЕМП.
Система и последовательность работы по реализации концепции ТЕМП представлена тематическими неделями, т.е. затрагивается всеми образовательными областями.
Каждый неделя включает в себя разнообразные виды деятельности:
- специально организованные занятия;
- беседы;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
- тематические праздники;
- целевые прогулки;
- экскурсии.
Также большое внимание уделяется таким видам деятельности как конструирование, трудовое воспитание дошкольников.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи, в воспитании у детей чувства надёжности жизни, через уважительное отношение к труду, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- расширение представлений о труде взрослых, условиях, в которых он осуществляется
- пробуждение чувства гордости за труд родителей;
- уважение и чтение семейных, трудовых традиций;
- ценностное отношение к собственному труду;
- бережное отношение к природе родного города, края;
- знакомство с русскими народными пословицами о труде;
У родителей
- возрождение и сохранение семейных, трудовых традиций;
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
- проявление позиции активных участников воспитательно- трудовом процессе, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- содействие возрождению лучших трудовых традиций семейного
воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
- разработка комплекса совместных трудовых мероприятий с родителями;
- разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов.
Комплексно-тематическое планирование
по ознакомлению детей с профессиями
во 2 младшей группе
Месяц | Тема | Содержание | Цели | Работа с родителями |
Сентябрь | Труд помощника воспитателя | 1.Наблюдение за трудом помощника воспитателя. 2. Посильная помощь помощнику воспитателя.. 3. Чтение художественной литературы: », Н. Кашнина «Первый день в детском саду" | Воспитывать интерес и уважение к труду помощника воспитателя | 1.Проведение общего родительского собрания по популяризации образовательного проекта "ТЕМП" и мерах по его реализации. |
Октябрь | Труд воспитателя | 1.Наблюдение за работой воспитателей других групп в детском саду. 2. Сюжетно ролевая игра "Детский сад" 3. Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», Е. Благинина «Ясочкин садик», 4.НОД: Познавательное развитие. «Хорошо у нас в детском саду!». | Воспитывать у детей стремление подражать взрослым, работающим в детском саду. | 1.Привлечь родителей к оформлению группы. |
Ноябрь | Работа дворника на территории детского сада | 1.Наблюдение за работой дворника в течение всего времени года. 2.Рассматривание иллюстраций по теме. 3.Рассказ воспитателя о труде дворников в городе. 4. Посильная помощь в уборке территории детского сада | Расширять представления детей о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы дворника. | Предложить родителям понаблюдать со своим ребёнком за работой дворника в своём дворе, рассказать о пользе его работы. |
Декабрь | Значение труда повара в детском саду | 1.Экскурсия на кухню. 2. Наблюдение за трудом повара (варит манную кашу, закладывает макароны, шинкует овощи). 3. Игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп». 4.НОД "Приготовим булочки" | 1.Формировать целостные представления дошкольников о профессиях, более конкретно о работе повара. 2. Учить испытывать радость от совместной деятельности со взрослым и сверстником. | Анкетирование родителей «Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий». |
Январь | Работа прачки детского сада. | 1.Экскурсия в прачечную детского сада. 2.Наблюдение за процессом глажения белья. 3.Рассматривание иллюстраций. 4.Помощь няне в стирке кукольного белья. 5. Рисование: «Какие чистые и красивые полотенца». | 1.Объяснить детям о значении труда прачки, о ее трудовых действиях. 3.Воспитывать уважение к труду прачки. | Привлечь ребёнка к посильной стирке дома. (носовой платочек) |
Февраль | Труд медицинской сестры | 1.Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост). 2. Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит». 3.Сюжетно ролевая игра "Больница" | 1. Продолжать знакомить детей с трудовыми действиями, совершаемых взрослыми в детском саду, а именно с трудом медицинской сестры 2.Продолжать накапливать и расширять словарь детей (предметы необходимые в работе врача); | 1.Привлечь родителей к пошиву халатов к сюжетно ролевой игры "Больница" 2.Подбор пословиц о здоровье |
Март | Труд мамы: | 1 Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа «Как работает мама». 2.Фотовыставка «Наши мамы». 3.Чтение: Я. Аким «Мама», М. Ивенсон «Кто поможет». 4.Сюжетно-ролевая игра «Семья». НОД: 1. Познавательное развитие. Тема «Мамы всякие нужны». 2. Рисование «Клетчатое платье для мамы». 3. Речевое развитие. Заучивание стихотворения «Мама» Я. Акима. | 1.Познакомить детей с государственным праздником 8 Марта; воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать. 2. Учить переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно – ролевые игры. 3. Воспитывать уважение к труду мамы. | Предложить родителям привлекать своего ребёнка к посильной помощи дома. |
Апрель | Работа шофера | 1.Наблюдение за работой шофера. 2.Рассматривание иллюстраций по теме "Транспорт" 3.Рассказ воспитателя о видах транспорта 4.Чтение художественной литературы: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер». 5.Сюжетно ролевая игра "Автобус" | 1.Учить детей проявлять внимание к работе шофёра. 2.Дать конкретные представления о труде взрослых, об общественной значимости труда. 3.Воспитывать уважение к труду взрослых. | Показать и рассказать своим детям о правилах поведения в машине. |
Май | Труд парикмахера | 1.Рассказ с использованием иллюстраций. 2. Сюжетно -ролевая игра «Парикмахерская». | 1. Знакомить с трудом парикмахера, расширять впечатления детей о роли парикмахера, о значении его труда, влияющего на каждого человека и общество в целом. 2. Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о труде взрослых в сюжетно – ролевых играх. | 1. Предложить родителям сводить ребёнка в парикмахерскую, сделать стрижку. |
Июнь - Август. | Закрепление знаний о знакомых профессиях: действия, предметы для труда. | 1.Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий. 2.Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Назови профессию и подбери предметы». 3.Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт», «Семья». | 1.Закреплять имеющиеся представления детей о труде взрослых: о трудовых действиях, совершаемых ими. 2.Закрепить у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий. 3.Продолжать формировать представления детей о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям. | Предложить родителям принять активное участие в оформлении сюжетно ролевых игр и дидактических. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.
Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....
Консультация для родителей "Нормализация темпа речи"
Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над цел...
Предупреждение нарушений темпа речи у дошкольников с ОНР.
В сообщении раскрывается работа по предупреждению нарушений темпа речи....
Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств.
Работа по оценке эффективности системы работы по физическому воспитанию....
советы для родителей "Упражнения для отработки темпа и ритма речи на материале имен"
небольшая подборка игр в помощь родителям...
«Определи темп музыки» Музыкально – дидактическая игра на определение темпа в музыке
Музыкально - дидактическая игра очень любима детьми разного возраста. Она привлекает детей яркими иллюстрациями, красивой музыкой. Дети, играя незаметно для себя соприкасаются с удивительным миром муз...