Значение ТЕМП
методическая разработка
Проект в рамках реализации региональной концепции «ТЕМП»
по программе "Наш дом - Южный Урал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 312.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 "Буратино"
Проект в рамках реализации региональной концепции «ТЕМП»
по программе "Наш дом - Южный Урал"
Воспитание человека труда с дошкольной ступени.
Южноуральск, 2016г
Работа - вот начало всех начал,
Трудиться должен всяк - и стар и мал.
Не пропадёт работник никогда,
А много ль добьёшься без труда?
Усердному работнику - хвала!
Отрадны для страны его дела.
Трудись до пота, не теряй ни дня!
Жизнь без труда - что угли без огня.
Челябинская область является одной из индустриально развитых в стране. В области развиты такие отрасли промышленности как: сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, топливно-энергетическая и др. А значит, вопрос о подготовке квалифицированных кадров является всегда актуальным. Тем более что, в настоящее время происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное нивелирование значимости рабочих специальностей. Поэтому в обращении Губернатора Б.А. Дубровского «Стратегия 2020» отражены все направления жизни области и поставлены первостепенные задачи.
Сфера образования не является исключением. Мы понимаем, что перед педагогическим сообществом определены приоритетные направления деятельности, от решения которых возможен успех и в экономике и политике всей области. Мы педагоги понимаем всю ответственность возложенных на нас задач в деле воспитания современного человека, который мог бы быстро адаптироваться в мире взрослых и стать компетентным работником. "Для того, чтобы наша область развивалась, экономика в регионе процветала, необходимо готовить обучающихся таким образом, чтобы они выбирали для дальнейшей своей профессиональной деятельности именно те специальности и профессии, которые востребованы на Южном Урале," - отметила заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.
В 2014 году, по поручению Бориса Дубровского, Минобразования региона разработало образовательный проект «ТЕМП» в рамках Стратегии развития региона. Его основная цель – развитие творческого технического потенциала среди детей. Программа «ТЕМП» ориентирована на повышение квалификации профобразования и мотивации школьников к выбору инженерных специальностей, -" и работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада" — подчеркнул министр образования Челябинской области Александр Кузнецов.
Период от рождения до школы является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребенка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребенка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека. Педагоги знают, что знакомство дошкольников с рабочими профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Итак, важность и необходимость ознакомления детей с рабочими специальностями, формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей этих профессий, и с другой стороны – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Для реализации проекта используется парциальная программа «Наш дом – Южный Урал» (автор Бабунова Е.)
Цель проекта:
При ознакомлении детей с рабочими профессиями, воспитать достойную смену старшему поколению.
Задачи проекта:
1. Расширять знания детей о мире рабочих профессий, которые востребованы на Южном Урале.
2. Пополнять знания детей о профессиях прошлого на территории Южного Урала.
3. Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда, приучать преодолевать трудности и препятствия.
Для выполнения поставленных задач необходимо:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую освоению знаний и становлению устойчивого интереса к разным профессиям.
2. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно- трудовой процесс.
3. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса в осознании и понимании нужности трудовой подготовки, как ценности, надёжности жизни.
Тип проекта: долгосрочный /с 2 младшей группы до подготовительной/
Разработчики и участники проекта: Воспитатель, дети , родители группы "Солнышко" и сотрудники детского сада.
Система работы по реализации концепции ТЕМП.
Система и последовательность работы по реализации концепции ТЕМП представлена тематическими неделями, т.е. затрагивается всеми образовательными областями.
Каждый неделя включает в себя разнообразные виды деятельности:
- специально организованные занятия;
- беседы;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
- тематические праздники;
- целевые прогулки;
- экскурсии.
Также большое внимание уделяется таким видам деятельности как конструирование, трудовое воспитание дошкольников.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи, в воспитании у детей чувства надёжности жизни, через уважительное отношение к труду, а также способствует повышению активности родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- расширение представлений о труде взрослых, условиях, в которых он осуществляется
- пробуждение чувства гордости за труд родителей;
- уважение и чтение семейных, трудовых традиций;
- ценностное отношение к собственному труду;
- бережное отношение к природе родного города, края;
- знакомство с русскими народными пословицами о труде;
У родителей
- возрождение и сохранение семейных, трудовых традиций;
- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ;
- проявление позиции активных участников воспитательно- трудовом процессе, выход на позиции партнеров.
У педагогов
- содействие возрождению лучших трудовых традиций семейного
воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
- разработка комплекса совместных трудовых мероприятий с родителями;
- разработка консультативно-практического материала для родителей и педагогов.
Комплексно-тематическое планирование
по ознакомлению детей с профессиями
во 2 младшей группе
Месяц | Тема | Содержание | Цели | Работа с родителями |
Сентябрь | Труд помощника воспитателя | 1.Наблюдение за трудом помощника воспитателя. 2. Посильная помощь помощнику воспитателя.. 3. Чтение художественной литературы: », Н. Кашнина «Первый день в детском саду" | Воспитывать интерес и уважение к труду помощника воспитателя | 1.Проведение общего родительского собрания по популяризации образовательного проекта "ТЕМП" и мерах по его реализации. |
Октябрь | Труд воспитателя | 1.Наблюдение за работой воспитателей других групп в детском саду. 2. Сюжетно ролевая игра "Детский сад" 3. Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», Е. Благинина «Ясочкин садик», 4.НОД: Познавательное развитие. «Хорошо у нас в детском саду!». | Воспитывать у детей стремление подражать взрослым, работающим в детском саду. | 1.Привлечь родителей к оформлению группы. |
Ноябрь | Работа дворника на территории детского сада | 1.Наблюдение за работой дворника в течение всего времени года. 2.Рассматривание иллюстраций по теме. 3.Рассказ воспитателя о труде дворников в городе. 4. Посильная помощь в уборке территории детского сада | Расширять представления детей о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы дворника. | Предложить родителям понаблюдать со своим ребёнком за работой дворника в своём дворе, рассказать о пользе его работы. |
Декабрь | Значение труда повара в детском саду | 1.Экскурсия на кухню. 2. Наблюдение за трудом повара (варит манную кашу, закладывает макароны, шинкует овощи). 3. Игра-инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп». 4.НОД "Приготовим булочки" | 1.Формировать целостные представления дошкольников о профессиях, более конкретно о работе повара. 2. Учить испытывать радость от совместной деятельности со взрослым и сверстником. | Анкетирование родителей «Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий». |
Январь | Работа прачки детского сада. | 1.Экскурсия в прачечную детского сада. 2.Наблюдение за процессом глажения белья. 3.Рассматривание иллюстраций. 4.Помощь няне в стирке кукольного белья. 5. Рисование: «Какие чистые и красивые полотенца». | 1.Объяснить детям о значении труда прачки, о ее трудовых действиях. 3.Воспитывать уважение к труду прачки. | Привлечь ребёнка к посильной стирке дома. (носовой платочек) |
Февраль | Труд медицинской сестры | 1.Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост). 2. Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит». 3.Сюжетно ролевая игра "Больница" | 1. Продолжать знакомить детей с трудовыми действиями, совершаемых взрослыми в детском саду, а именно с трудом медицинской сестры 2.Продолжать накапливать и расширять словарь детей (предметы необходимые в работе врача); | 1.Привлечь родителей к пошиву халатов к сюжетно ролевой игры "Больница" 2.Подбор пословиц о здоровье |
Март | Труд мамы: | 1 Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа «Как работает мама». 2.Фотовыставка «Наши мамы». 3.Чтение: Я. Аким «Мама», М. Ивенсон «Кто поможет». 4.Сюжетно-ролевая игра «Семья». НОД: 1. Познавательное развитие. Тема «Мамы всякие нужны». 2. Рисование «Клетчатое платье для мамы». 3. Речевое развитие. Заучивание стихотворения «Мама» Я. Акима. | 1.Познакомить детей с государственным праздником 8 Марта; воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать. 2. Учить переносить знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно – ролевые игры. 3. Воспитывать уважение к труду мамы. | Предложить родителям привлекать своего ребёнка к посильной помощи дома. |
Апрель | Работа шофера | 1.Наблюдение за работой шофера. 2.Рассматривание иллюстраций по теме "Транспорт" 3.Рассказ воспитателя о видах транспорта 4.Чтение художественной литературы: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б. Заходер «Шофер». 5.Сюжетно ролевая игра "Автобус" | 1.Учить детей проявлять внимание к работе шофёра. 2.Дать конкретные представления о труде взрослых, об общественной значимости труда. 3.Воспитывать уважение к труду взрослых. | Показать и рассказать своим детям о правилах поведения в машине. |
Май | Труд парикмахера | 1.Рассказ с использованием иллюстраций. 2. Сюжетно -ролевая игра «Парикмахерская». | 1. Знакомить с трудом парикмахера, расширять впечатления детей о роли парикмахера, о значении его труда, влияющего на каждого человека и общество в целом. 2. Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о труде взрослых в сюжетно – ролевых играх. | 1. Предложить родителям сводить ребёнка в парикмахерскую, сделать стрижку. |
Июнь - Август. | Закрепление знаний о знакомых профессиях: действия, предметы для труда. | 1.Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий. 2.Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Назови профессию и подбери предметы». 3.Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин», «Транспорт», «Семья». | 1.Закреплять имеющиеся представления детей о труде взрослых: о трудовых действиях, совершаемых ими. 2.Закрепить у детей знания материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий. 3.Продолжать формировать представления детей о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям. | Предложить родителям принять активное участие в оформлении сюжетно ролевых игр и дидактических. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/20/picture-49675-1563648976.jpg)
Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.
Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-90909-1360492106.jpg)
Консультация для родителей "Нормализация темпа речи"
Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над цел...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-196130-1443264829.jpg)
Предупреждение нарушений темпа речи у дошкольников с ОНР.
В сообщении раскрывается работа по предупреждению нарушений темпа речи....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-135317-1351708637.jpg)
Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств.
Работа по оценке эффективности системы работы по физическому воспитанию....
советы для родителей "Упражнения для отработки темпа и ритма речи на материале имен"
небольшая подборка игр в помощь родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-430157-1396378734.jpg)
«Определи темп музыки» Музыкально – дидактическая игра на определение темпа в музыке
Музыкально - дидактическая игра очень любима детьми разного возраста. Она привлекает детей яркими иллюстрациями, красивой музыкой. Дети, играя незаметно для себя соприкасаются с удивительным миром муз...