Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Поможем Незнайке исследовать свойства мыльных пузырей» для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель занятия: Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и процессом их изготовления.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_neznayke.docx47.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с № 59 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

        

План-конспект

Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Поможем Незнайке исследовать свойства мыльных пузырей»   для детей старшей группы

Воспитатель высшей категории: Григорьева Надежда Николаевна

                                                2018 г.


Тема: «Поможем Незнайке исследовать свойства мыльных пузырей»

Цель: Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и процессом их изготовления.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

  1. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды («мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена»).
  2. Закрепить правила безопасного проведения опытов с мылом и мыльной пеной.
  3. Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей.
  4. Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями.

Развивающие задачи:

  1. Развивать у детей умения познавательно-исследовательской деятельности: принимать познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых действий и явлений, замечать противоречия в суждениях, проводить опыты с целью проверки предположений, анализировать результаты опытов.
  2. Развивать речь-доказательство детей.

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать развитию в детях уверенности в себе посредством достижения ребёнком результатов познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений в совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Использование современных педагогических технологий:

  1. Экспериментирование.
  2. Технология личностно-ориентированного взаимодействия.

Предварительная работа:

1. обследование и сравнение твёрдого и жидкого мыла с использованием моделей.

Оборудование: белые халаты и шапочки для каждого ребёнка, окрашенные мыльные растворы, тазик с водой, мыло твёрдое и жидкое, акварельные кисти, предметы для выдувания мыльных пузырей (трубочки для коктейлей, обрезанное горлышко пластиковой бутылки, воронка), резинка для скрепления трубочек, ракетка для бадминтона, шерстяной шарф, картинки с правилами безопасного использования мыла и мыльных растворов («Нельзя брать мыло/мыльный раствор в рот» и «Нельзя касаться глаз мыльными руками»), тарелка, маленькая игрушка.


Описания опытов:

  1. «Выдувание мыльных пузырей и исследование их свойств»
  2. «Пузырь из бутылки»
  3. (Обрезать пластиковую бутылку. Обмакнуть горлышко в мыльный раствор, опустить бутылку в сосуд с водой. Из горлышка получится мыльный пузырь.)
  4. «Цепочка из пузырей»

Несколько трубочек связать вместе или закрепить резинкой (5 шт), опустить в раствор, подуть. Должна получиться цепочка из пузырей.

  1. Выдуть пузырь на ракетку, попробовать поиграть - не получается. А если обернуть ракетку шерстяным шарфом, выдуть пузырь, то можно будет поиграть мыльным пузырём. (Объяснение: поверхность пузыря очень упругая, пузырь опускается на ворсинки шарфа и как бы парит в воздухе.)
  2. «Игрушка под колпаком»

Положить маленькую игрушку на тарелку и выдуть на неё мыльный пузырь из воронки. Игрушка окажется внутри.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Дети занимаются свободной совместной деятельностью. Заходят гости, здороваются, дети здороваются с гостями.

Мотивация

Раздаётся стук в дверь. Появляется Незнайка (кукла).

  • Здравствуйте, ребята!
  • Узнали меня? Кто я?
  • Все говорят про меня Незнайка и думают, что я ничего не знаю. А на самом деле я самый- самый «кам - пу - тент-ный» малыш на свете!

Воспитатель переспрашивает: - Какой ты малыш Незнайка?

Незнайка: - Кампутентный!

Воспитатель: - Кампутентный?! Это что за слово такое? Что значит кампутентный? Незнайка: - Ну, это значит, что я самый умный, самый знающий, самый умелый! Воспитатель:- Я поняла Незнайка! Ты хотел сказать, что ты самый компетентный (утрированно проговаривает слово) малыш на свете?

Незнайка:- Ой, немножечко перепутал! Компетентный. Конечно, я самый компетентный малыш на свете! Воспитатель:- Незнайка, а почему ты себя считаешь компетентным, то есть самым умным, самым знающим и умелым? По- моему, это очень нескромно. Со стороны кажется, что ты просто хвастаешься.

Дети здороваются.

Да, узнали. Ты - Незнайка.

Незнайка: - Потому что не только Знайка может построить воздушный шар и полететь на нём в Цветочный город. Я тоже могу такое придумать, такое придумать! Я сделаю себе летательный аппарат из мыльного пузыря и полечу на нём не только в Цветочный город, даже на Луну на нём полечу! Вот какой я компетентный малыш! Воспитатель: - Незнайка, твоя идея может быть и неплохая. А ты уверен, что у тебя получится?

Незнайка:- Да, уверен. Я знаю, как делать мыльные пузыри.

Воспитатель: - А у наших ребят ты не хочешь спросить, получится ли у тебя полететь на мыльном пузыре в Цветочный город?

Незнайка: - Хорошо, спрошу. Ребята, как вы думаете, получится ли у меня полететь? Незнайка не верит и спорит: Получится- получится. Вот выдую болыной-болыной пузырь, сяду на него сверху и полечу, куда захочу! Вы со мной не спорьте. Лучше мне помогите сделать такой мыльный пузырь. Я тогда и вас с собой возьму в путешествие. Воспитатель:- Ребята, почему у Незнайки не получится полететь на большом пузыре?

Не получится. Дети пытаются доказать Незнайке, почему не получится.

Он далеко не летит. Мыльные пузыри быстро лопаются. Мыльные пузыри высоко вверх не поднимаются.

Целеполагание

  • Ребята, а давайте поможем Незнайке разобраться в свойствах мыльных пузырей?
  • Как мы докажем Незнайке, что мыльный пузырь, даже очень большой, далеко не улетит, он быстро лопнет?

Давайте.

Предложения детей.

Планирование будущей деятельности

  • Ребята, как мы можем доказать Незнайке, что на мыльном пузыре нельзя полететь?
  • Очень хорошее предложение!
  • Давайте сделаем опыты с мыльными пузырями и познакомим Незнайку со свойствами мыльных пузырей!
  • Где мы это будем делать?
  • Что сначала нужно сделать для того, чтобы проводить опыты?
  • Когда мы делаем опыты, что-нибудь исследуем в нашей лаборатории, кем мы становимся?
  • Давайте пригласим Незнайку в нашу лабораторию.

Надо сделать мыльный пузырь и посмотреть на него.

Дети соглашаются.

В нашей лаборатории.

Надеть халаты и шапочки.

Дети надевают халаты и шапочки.

Исследователями, учёными

Незнайка, проходи, пожалуйста, в лабораторию и посмотри, как мы делаем опыты с мыльными пузырями.

Реализация плана

  • Кто-нибудь раньше делал мыльные пузыри? Как вы это делали?

  • Хорошо, что вы почти все играли с мыльными пузырями и знаете, как они делаются. Значит, вы знаете, что сейчас что для опытов нам надо? Какие материалы и инструменты или предметы?
  • Правильно.
  • Здесь, в нашей лаборатории, есть всё для опытов необходимо.
  • Учёные, исследователи при проведении опытов и экспериментов всегда соблюдают правила безопасности.
  • Какие правила безопасности нужно соблюдать при проведении опытов с мылом и мыльными растворами? (Воспитатель показывает картинки «Нельзя брать мыло/мыльный раствор в рот» и «Нельзя касаться глаз мыльными руками» и закрепляет правила безопасности).

1 опыт: «Выдувание мыльных пузырей и исследование их свойств»

  • Займите свои места вокруг стола.
  • Что надо сделать, чтобы получились пузыри?
  • Правильно, но для начала возьмите трубочку и подуйте на ладошку. Пока только на ладошку, не опуская в мыльный раствор. Покажите мне, как вы будете дуть. Воспитатель проверяет, как дети держат трубочку при выдувании.
  • А теперь опустите трубочку в раствор и несильно подуйте в неё.
  • Ребята, получились у вас мыльные пузыри?
  • А для чего вы делаете мыльные пузыри?
  • Давайте скажем Незнайке, какие пузыри получились?

-Незнайка утверждал, что можно выдуть большой пузырь, сесть сверху на него и полететь, куда хочешь. Давайте понаблюдаем за мыльными пузырями и ответим, получится ли у Незнайки его план с мыльным пузырём?

Ещё раз попробуем выдуть мыльные 

Дети рассказывают о своём личном опыте.

Мыло, мыльная вода, мыльная пена, трубочки

Дети рассказывают, что и почему нельзя делать при проведении опытов с мылом и мыльными растворами.

Взять трубочку, опустить кончик трубочки в мыльный раствор и подуть.

Дети дуют на ладошку.

Дети выдувают из мыльного раствора мыльные пузыри.

Да.

Чтобы посмотреть на них и рассказать Незнайке о том, какие они, можно ли на них летать.

Большие, маленькие, прозрачные.

Дети выдувают мыльные пузыри, наблюдают за ними и рассказывают о своих


пузыри и ответим на вопросы:

  • Пузыри поднимаются высоко в воздух?
  • Когда их выдуваешь, куда они летят?
  • Долго ли они летают?
  • Что происходит с мыльными пузырями, когда они касаются чего-нибудь?

наблюдениях.

  • Пузыри поднимаются невысоко.
  • После выдувания мыльный пузырь может полететь наверх, но потом снижается и падает на стол или на пол.
  • Мыльные пузыри летают недолго.
  • Они лопаются.
  • Можно ли поймать мыльный пузырь на ладошку?
  • Ребята, а я знаю секрет, как можно это сделать.

Проводится опыт «Поймать пузьшь на ладошку» (намочить ладошку в мыльном растворе и выдуть на ладошку мыльный пузырь. Он будет держаться.)

Физкультминутка

- Нет.

- Как показать Незнайке, что у него не получится сесть сверху на пузырь?

«Пробуем посадить Незнайку сверху на мыльный ПУЗЫРЬ»

2 опыт: «Пузьшь из бутылки»

(Обрезать пластиковую бутылку. Обмакнуть горлышко в мыльный раствор, опустить бутылку в сосуд с водой. Из горлышка получится мыльный пузырь.)

- Попробовать посадить его на мыльный пузырь.

  • У нас есть оборудование для выдувания большого пузыря. Это горлышко от пластиковой бутылки. Его можно использовать вместо трубочки.
  • Как вы думаете, большой или маленький пузырь получится, если выдуть его из этого горлышка?

А вот сейчас это и проверим.

Дети предполагают. Воспитатель не исправляет неправильные ответы.

Сначала сама выдувает пузырь. Он получается большой.

А теперь попробуем выдуть большой пузырь и посадить на пузырь Незнайку. Один ребёнок постарается выдуть большой пузырь, а ещё один ребёнок попробует посадить Незнайку сверху на пузырь.

Получился большой пузырь. Наблюдают за его полётом.

- Кто хочет выдуть пузырь? Кто хочет посадить Незнайку?

Дети проводят опыт с Незнайкой.

(Можно опыт провести 2 раза. Второй раз выдувать из воронки.)

Нет.

  • Получилось ли посадить Незнайку сверху на пузырь?
  • Почему не получилось?

Мыльный пузырь очень непрочный, быстро лопается.

Чтобы доказать Незнайке, что на мыльном

- Для чего мы делали этот опыт?

пузыре не улететь.

  • Незнайка, ребята тебя убедили?
  • Незнайка: (огорчённо) - Да, убедили. Я так надеялся на мыльные пузыри, а они такие, такие!

Воспитатель:- Какие?

  • Незнайка: - Ненадёжные! Вот какие! Воспитатель: - Не расстраивайся, Незнайка! Ребята, тебе покажут, какие удивительные мыльные пузыри!
  • Ребята, давайте еще проведём интересные опыты с мыльными пузырями?

Проводятся 3 опыта с мыльными пузырями

Давайте.

(«Цепочка из пузырей», «Выдуть пузырь на ракетку», «Игрушка под колпаком»).

Незнайка присутствует при проведении каждого опыта.

В конце опыта «Игрушка под колпаком» Незнайка весело говорит:

- Как интересно получилось! Теперь (называет игрушку) в скафандре! Спасибо, ребята, вы меня убедили, я передумал лететь на мыльном пузыре! Теперь я знаю, чем буду заниматься. Я буду делать скафандры из мыльных пузырей и готовить свои игрушки к полётам в космос! Ведь я говорил, что я самый кампутетный! Воспитатель:- Какой ты, Незнайка? Незнайка:- Ой, компетентный. Я самый

Дети принимают активное участие в проведении опытов. Обсуждают результаты опытов.

компетентный малыш на свете! - До свидания, ребята!

Рефлексия

Дети прощаются с Незнайкой.

  • Ребята, что вы сегодня делали?
  • Для чего вы проводили опыты?

Мы проводили опыты с мыльными пузырями. Были исследователями.

Чтобы доказать Незнайке, что на мыльных пузырях нельзя улететь.

  • Получилось у нас доказать Незнайке?
  • Ребята, почему у вас получилось так хорошо убедить Незнайку в его ошибке?
  • Потому что вы старались делать всё правильно. Опыты проводили, как исследователи, точно, аккуратно, осторожно. Не ссорились, не толкались. Вот поэтому у вас и получилось всё очень убедительно. Молодцы!

Да, получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экскурсии "Царство мыльных пузырей" для детей старшей группы

В данном конспекте представлены материалы для проведения экскурсии на прачечную и знакомства старших дошкольников с профессией "машинист по стирке белья"....

Конспект НОД по ИЗО в нетрадиционной технике рисования - рисование мыльными пузырями для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО (нетрадиционная техника рисования – рисование мыльными пузырями) для детей старшей группы с использованием информационно-коммуникацио...

Методическая разработка ООД по познавательному и речевому развитию на тему "Все профессии нужны - все профессии важны" для детей старшей группы

Методическая разработка ООД для детей старшей группы к тематической недели "Профессии" по познавательному и речевому развитию....

Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Глаза-наши важные помощники» для детей старшей группы

Цель: Помочь детям осознать важность зрительного анализатора для познания окружающего мира человеком и некоторые его особенности....

Технологическая карта по рисованию "Волшебные цветы", с использованием техники нетрадиционного рисования мыльными пузырями, для детей старшей группы.

Технологическая карта по рисованию, с использованием техники нетрадиционного рисования мыльными пузырями  "Волшебные цветы", предназначена для использования с детьми старшей группы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «КВЕСТ – ИГРА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПИНГВИНЕНКА В СИБИРИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМРАЗВИВАЮЩИХ ИГР И АВТО

ТемаПриключения пингвиненка Пингви в Сибири.Культурная практикаПознавательно-игровая деятельностьКультурно-смысловой контекстСоздание альбома «Дикие животные Сибири»ЦельОбогащение представ...