Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Поможем Незнайке исследовать свойства мыльных пузырей» для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель занятия: Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и процессом их изготовления.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_neznayke.docx | 47.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ д/с № 59 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
|
План-конспект |
Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Поможем Незнайке исследовать свойства мыльных пузырей» для детей старшей группы |
Воспитатель высшей категории: Григорьева Надежда Николаевна |
2018 г.
Тема: «Поможем Незнайке исследовать свойства мыльных пузырей»
Цель: Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей и процессом их изготовления.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Образовательные задачи:
- Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды («мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена»).
- Закрепить правила безопасного проведения опытов с мылом и мыльной пеной.
- Познакомить детей со свойствами мыльных пузырей.
- Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей умения познавательно-исследовательской деятельности: принимать познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых действий и явлений, замечать противоречия в суждениях, проводить опыты с целью проверки предположений, анализировать результаты опытов.
- Развивать речь-доказательство детей.
Воспитательные задачи:
- Способствовать развитию в детях уверенности в себе посредством достижения ребёнком результатов познавательно-исследовательской деятельности.
- Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений в совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Использование современных педагогических технологий:
- Экспериментирование.
- Технология личностно-ориентированного взаимодействия.
Предварительная работа:
1. обследование и сравнение твёрдого и жидкого мыла с использованием моделей.
Оборудование: белые халаты и шапочки для каждого ребёнка, окрашенные мыльные растворы, тазик с водой, мыло твёрдое и жидкое, акварельные кисти, предметы для выдувания мыльных пузырей (трубочки для коктейлей, обрезанное горлышко пластиковой бутылки, воронка), резинка для скрепления трубочек, ракетка для бадминтона, шерстяной шарф, картинки с правилами безопасного использования мыла и мыльных растворов («Нельзя брать мыло/мыльный раствор в рот» и «Нельзя касаться глаз мыльными руками»), тарелка, маленькая игрушка.
Описания опытов:
- «Выдувание мыльных пузырей и исследование их свойств»
- «Пузырь из бутылки»
- (Обрезать пластиковую бутылку. Обмакнуть горлышко в мыльный раствор, опустить бутылку в сосуд с водой. Из горлышка получится мыльный пузырь.)
- «Цепочка из пузырей»
Несколько трубочек связать вместе или закрепить резинкой (5 шт), опустить в раствор, подуть. Должна получиться цепочка из пузырей.
- Выдуть пузырь на ракетку, попробовать поиграть - не получается. А если обернуть ракетку шерстяным шарфом, выдуть пузырь, то можно будет поиграть мыльным пузырём. (Объяснение: поверхность пузыря очень упругая, пузырь опускается на ворсинки шарфа и как бы парит в воздухе.)
- «Игрушка под колпаком»
Положить маленькую игрушку на тарелку и выдуть на неё мыльный пузырь из воронки. Игрушка окажется внутри.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организация детей перед занятием | Дети занимаются свободной совместной деятельностью. Заходят гости, здороваются, дети здороваются с гостями. |
Мотивация | |
Раздаётся стук в дверь. Появляется Незнайка (кукла).
Воспитатель переспрашивает: - Какой ты малыш Незнайка? Незнайка: - Кампутентный! Воспитатель: - Кампутентный?! Это что за слово такое? Что значит кампутентный? Незнайка: - Ну, это значит, что я самый умный, самый знающий, самый умелый! Воспитатель:- Я поняла Незнайка! Ты хотел сказать, что ты самый компетентный (утрированно проговаривает слово) малыш на свете? Незнайка:- Ой, немножечко перепутал! Компетентный. Конечно, я самый компетентный малыш на свете! Воспитатель:- Незнайка, а почему ты себя считаешь компетентным, то есть самым умным, самым знающим и умелым? По- моему, это очень нескромно. Со стороны кажется, что ты просто хвастаешься. | Дети здороваются. Да, узнали. Ты - Незнайка. |
Незнайка: - Потому что не только Знайка может построить воздушный шар и полететь на нём в Цветочный город. Я тоже могу такое придумать, такое придумать! Я сделаю себе летательный аппарат из мыльного пузыря и полечу на нём не только в Цветочный город, даже на Луну на нём полечу! Вот какой я компетентный малыш! Воспитатель: - Незнайка, твоя идея может быть и неплохая. А ты уверен, что у тебя получится? Незнайка:- Да, уверен. Я знаю, как делать мыльные пузыри. Воспитатель: - А у наших ребят ты не хочешь спросить, получится ли у тебя полететь на мыльном пузыре в Цветочный город? Незнайка: - Хорошо, спрошу. Ребята, как вы думаете, получится ли у меня полететь? Незнайка не верит и спорит: Получится- получится. Вот выдую болыной-болыной пузырь, сяду на него сверху и полечу, куда захочу! Вы со мной не спорьте. Лучше мне помогите сделать такой мыльный пузырь. Я тогда и вас с собой возьму в путешествие. Воспитатель:- Ребята, почему у Незнайки не получится полететь на большом пузыре? | Не получится. Дети пытаются доказать Незнайке, почему не получится. Он далеко не летит. Мыльные пузыри быстро лопаются. Мыльные пузыри высоко вверх не поднимаются. |
Целеполагание | |
| Давайте. Предложения детей. |
Планирование будущей деятельности | |
| Надо сделать мыльный пузырь и посмотреть на него. Дети соглашаются. В нашей лаборатории. Надеть халаты и шапочки. Дети надевают халаты и шапочки. Исследователями, учёными Незнайка, проходи, пожалуйста, в лабораторию и посмотри, как мы делаем опыты с мыльными пузырями. |
Реализация плана | |
1 опыт: «Выдувание мыльных пузырей и исследование их свойств»
-Незнайка утверждал, что можно выдуть большой пузырь, сесть сверху на него и полететь, куда хочешь. Давайте понаблюдаем за мыльными пузырями и ответим, получится ли у Незнайки его план с мыльным пузырём? Ещё раз попробуем выдуть мыльные | Дети рассказывают о своём личном опыте. Мыло, мыльная вода, мыльная пена, трубочки Дети рассказывают, что и почему нельзя делать при проведении опытов с мылом и мыльными растворами. Взять трубочку, опустить кончик трубочки в мыльный раствор и подуть. Дети дуют на ладошку. Дети выдувают из мыльного раствора мыльные пузыри. Да. Чтобы посмотреть на них и рассказать Незнайке о том, какие они, можно ли на них летать. Большие, маленькие, прозрачные. Дети выдувают мыльные пузыри, наблюдают за ними и рассказывают о своих |
пузыри и ответим на вопросы:
| наблюдениях.
|
Проводится опыт «Поймать пузьшь на ладошку» (намочить ладошку в мыльном растворе и выдуть на ладошку мыльный пузырь. Он будет держаться.) Физкультминутка | - Нет. |
- Как показать Незнайке, что у него не получится сесть сверху на пузырь? «Пробуем посадить Незнайку сверху на мыльный ПУЗЫРЬ» 2 опыт: «Пузьшь из бутылки» (Обрезать пластиковую бутылку. Обмакнуть горлышко в мыльный раствор, опустить бутылку в сосуд с водой. Из горлышка получится мыльный пузырь.) | - Попробовать посадить его на мыльный пузырь. |
А вот сейчас это и проверим. | Дети предполагают. Воспитатель не исправляет неправильные ответы. |
Сначала сама выдувает пузырь. Он получается большой. А теперь попробуем выдуть большой пузырь и посадить на пузырь Незнайку. Один ребёнок постарается выдуть большой пузырь, а ещё один ребёнок попробует посадить Незнайку сверху на пузырь. | Получился большой пузырь. Наблюдают за его полётом. |
- Кто хочет выдуть пузырь? Кто хочет посадить Незнайку? | Дети проводят опыт с Незнайкой. |
(Можно опыт провести 2 раза. Второй раз выдувать из воронки.) | Нет. |
| Мыльный пузырь очень непрочный, быстро лопается. Чтобы доказать Незнайке, что на мыльном |
- Для чего мы делали этот опыт? | пузыре не улететь. |
Воспитатель:- Какие?
Проводятся 3 опыта с мыльными пузырями | Давайте. |
(«Цепочка из пузырей», «Выдуть пузырь на ракетку», «Игрушка под колпаком»). Незнайка присутствует при проведении каждого опыта. В конце опыта «Игрушка под колпаком» Незнайка весело говорит: - Как интересно получилось! Теперь (называет игрушку) в скафандре! Спасибо, ребята, вы меня убедили, я передумал лететь на мыльном пузыре! Теперь я знаю, чем буду заниматься. Я буду делать скафандры из мыльных пузырей и готовить свои игрушки к полётам в космос! Ведь я говорил, что я самый кампутетный! Воспитатель:- Какой ты, Незнайка? Незнайка:- Ой, компетентный. Я самый | Дети принимают активное участие в проведении опытов. Обсуждают результаты опытов. |
компетентный малыш на свете! - До свидания, ребята! Рефлексия | Дети прощаются с Незнайкой. |
| Мы проводили опыты с мыльными пузырями. Были исследователями. Чтобы доказать Незнайке, что на мыльных пузырях нельзя улететь. |
| Да, получилось. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект экскурсии "Царство мыльных пузырей" для детей старшей группы
В данном конспекте представлены материалы для проведения экскурсии на прачечную и знакомства старших дошкольников с профессией "машинист по стирке белья"....
Конспект НОД по ИЗО в нетрадиционной технике рисования - рисование мыльными пузырями для детей старшей группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО (нетрадиционная техника рисования – рисование мыльными пузырями) для детей старшей группы с использованием информационно-коммуникацио...
Методическая разработка ООД по познавательному и речевому развитию на тему "Все профессии нужны - все профессии важны" для детей старшей группы
Методическая разработка ООД для детей старшей группы к тематической недели "Профессии" по познавательному и речевому развитию....
Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Глаза-наши важные помощники» для детей старшей группы
Цель: Помочь детям осознать важность зрительного анализатора для познания окружающего мира человеком и некоторые его особенности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (логике) тема «Поможем Незнайке») в старшей группе.
Цель: Формирование основ логического мышления....
Технологическая карта по рисованию "Волшебные цветы", с использованием техники нетрадиционного рисования мыльными пузырями, для детей старшей группы.
Технологическая карта по рисованию, с использованием техники нетрадиционного рисования мыльными пузырями "Волшебные цветы", предназначена для использования с детьми старшей группы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «КВЕСТ – ИГРА «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПИНГВИНЕНКА В СИБИРИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ТНР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМРАЗВИВАЮЩИХ ИГР И АВТО
ТемаПриключения пингвиненка Пингви в Сибири.Культурная практикаПознавательно-игровая деятельностьКультурно-смысловой контекстСоздание альбома «Дикие животные Сибири»ЦельОбогащение представ...