Проект "Наши друзья часы"
проект (старшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №30 "Лесная полянка" города Чебоксары

Чувашской республики.

 

 

 

 

 

Проект

 

«Наши друзья часы»

 

 

Выполнила

воспитатель I квалификационной категории

Долгова Евгения Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

Структура проекта

 

Введение……………………………………………………………………………………3

1.1 Анализ внешней среды………………………………………………………………..4

1.2 Анализ внутренней среды…………………………………………………………….6

1.3 Проблематика………………………………………………………………………….6

2 Основная часть…………………………………………………………………………..7

2.1 Концептуализация проекта…………………………………………………………...7

2.2 Целеполагание…………………………………………………………………………7

2.3 Ожидаемые результаты……………………………………………………………….8

2.4 Реализация проекта……………………………………………………………………8

2.4.1 Этапы работы над проектом………………………………………………………..8

2.4.3 Ресурсное обеспечение…………………………………………………………….18

3. Заключение…………………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………………18

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

 

 

 

Разработчик проекта

Долгова Евгения Сергеевна воспитатель «Детский сад №30 Лесная полянка» г.Чебоксары Ч.Р.

Наименование

 «Наши друзья часы»

 

База реализации

МБДОУ «Детский сад №30 Лесная полянка» г. Чебоксары Ч.Р.

Участники проекта

-воспитатель

-дети

-родители

-старший воспитатель

Вид проекта

краткосрочный, групповой, познавательный, исследовательски-творческий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Если время существует, то его можно увидеть».

 

Часы! Какая распространенная  и  всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись,   они с нами повсюду.  Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду  и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине  не увезешь.    Как много значат в нашей жизни эти  маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все  часы…сколько было высказано предположений о том, какой  страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию.   Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям,  что сейчас трудно представить, но  когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»    Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или  смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта,  значит на дворе утро. Солнце прямо над головой?  Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.  В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Наши друзья часы».

 

 

 

 

  1. Анализ внешней среды

 

Благоприятные факторы

Отрицательные факторы

Политические

Подкрепленная законодательная база:

- Постановление правительства ЧР

«Об образовании населения» 1993 г.

- Конституция РФ и ЧР.

- Конвенция о правах ребенка.

- Конвенция дошкольного воспитания.

- Типовое положение ДОУ.

Нет.

Социальные

- Рост образовательного ценза родителей воспитанников.

- Разнородность   социального   статуса родителей.

- Снижение воспитательного потенциала семьи: тенденция    увеличения    детей, оставшихся   без   попечения   родителей, детей-сирот, безнадзорных детей.

Экономические

Возможность внебюджетного финансирования

- Организация республиканских конкурсов с возможностью получения гранта.

- Экономическое рассмотрение населения: рост числа семей, проживающих за чертой бедности.

-   Низкий   уровень   заработной   платы работников образования.

Недостаточное           бюджетное

финансирование      для   приобретения материала экспериментирования.

Нет финансирования для работы исследовательской деятельности.

Технологические

- Компьютеризация ДОУ

- Наличие педагогических технологий

- Недостаточное владение компьютером педагогов

Экологические

- ЮР - экологически благоприятная зона

города Чебоксары.

-  Изменение  климата,  его  потепление, которое  грозит затоплением  низменной части рядов материков.

- Озоновые дыры - разрушение озонового щита планеты, который защищает живые организмы   на   Земле   от   космической радиации.

Возможности

Угрозы и препятствия

- Участие на районных, городских и республиканских конкурсах.

- Наличие художественных школ в Чебоксарах

 - Наличие музеев в Чебоксарах

- Действующие кружки в ЦТДЮ

- Недостаточное количество ДОУ

- Нехватка квалифицированных педагогов

 

 

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Продолжает развиваться восприятие, совершенствуется ориентация в пространстве. В этом возрасте интенсивно развивается образное мышление - дети способны решать различные задачи с простыми схемами, моделями.

Психологи доказали, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным. Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и освоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображений

 

  1. Анализ внутренней среды

Реализация проекта проходит в старшей группе « Светлячок», в которой 25 детей.

Воспитатель – Долгова Евгения Сергеевна образование высшее, общий педагогический стаж 11 лет, из них в ДОУ – 11 лет

 

Сильные стороны

Слабые стороны

  Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т. И. Бабаевой. М,

 

 

 

                      

   Отсутствие педагога по математическому – сенсорному развитию (исследовательской деятельности).

    Недостаточный уровень знаний родителей об изучении определения время на часах        

- Домашней практики нет.  Работа    с    родителями    (отсутствие педагогического   опыта   у   большинства родителей)

 

 

 

Возможности

-  Установление  связи  с  национальным художественным музеем. -   Установление   связи   с   библиотекой Христиана Степанова. - Использование ИКТ - технологий при проведении образовательных деятельностей.

Угроза и препятствия

- Отсутствие у родителей времени часто заниматься детьми.

1. 3      Проблематика

Неумение детьми определять время по часам.

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть

 

 

2.1 Концептуализация проекта

 

 

              Главная идея проекта – обогащение навыков детей определять время на часах и развивать чувство времени.

Наш детский сад занимается программой под редакцией В.И.Логинова,Т.И.Бабаевой Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Эта программа способствует всестороннему развитию ребёнка.

Одним из важных условий реализации системы познавательно - исследовательского образования в ДУ является правильная организация развивающей предметной среды. В группах имеются различные зоны: математический - сенсорный уголок, исследовательская зона и тд.

 

2.2 Целеполагание

Для успешного проведения работы мною был выбран метод проекта, позволяющий разрабатывать цель, задачи, пути реализации и этапы работы, наметить ожидаемый результат.

Цель проекта

 Разработать систему образовательных мероприятий по развитию определения детьми время на часах.

 

Задачи проекта:

  1. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.  
  2. Закрепить  знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

3. Развивать чувства времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом;

4. Учить различать длительность временных интервалов в пределах 1, 3, 5 минут.

 

5. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение

6. Учить устанавливать время на макете часов.

2.3 Ожидаемые результаты:

 

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;

- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что  давным-давно были : солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

- используются Интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;

- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности  по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

 

2.4 Реализация проекта

Для систематического проведения занятий по развитию определения время на часах создается перспективный план, отбираются темы, материалы, продумывается формы организации.

2.4 .1 Этапы работы над проектом

 

 

Этапы

 

Цель

 

Методы

 

Сроки

Подготовительный

Определить основные направления работы.

Систематизация материала по данному вопросу.

15.05.2017

Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».

15.05.2017

Изучение научной литературы по данному вопросу.

15.05.2017

Подбор художественной, энциклопедической литературы.

15.05.2017

Изготовление альбома «Виды часов».

16.05.2017

Подготовить оборудование для изготовления водяных часов, огненных часов, солнечных часов.

16.05.2017

Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

17.05.2017

Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.

17.05.2017

Подбор материалов для проведения исследования.

17.05.2017

Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

17.05.2017

 

 

 

Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).

17.05.2017

Основной

Провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах».

18.05.2017

19.05.2017

 

Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».

19.05.2017

Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Стихи о человеке и его часах. (С.Баруздин) , «Песочные часы»  Мирошникова Ирина , «Стихи про часы и о времени».

22.05.2017

Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

22.05.2017

Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».

23.05.2017

Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

23.05.2017

Рассматривание иллюстраций часов.

24.05.2017

Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.

24.05.2017

Рисование часов. Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»

25.05.2017

Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

25.05.2017

 Проведение исследования с макетами часов (могут ли показывать часы давних времен точное время).

25.05.2017

Создание альбома «Часы» , «Самые известные часы в мире». НОД ОО «Социализация»  с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов»

25.05.2017

 

 

Создание презентации «Путешествие в прошлое часов»

26.05.2017

 

Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов

26.05.2017

 - Работа с родителями:

Просьба принести для мини-музея группы «Часы» интересные экспонаты.

15.05.2017

22.05.2017

 

Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов).

15.05.2017

22.05.2017

Заключительный

Обобщение полученного опыта.

Создание мини- музея «Часы»

22.05.2017

Создание коллекции современных часов, карманных часов.

26.05.2017

Создание альбома «Часы»

25.05.2017

Изготовление макетов солнечных часов, огненных часов, водяных часов.

26.05.2017

 

Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».

24.05.2017

Подборка энциклопедий «Часы».

22.05.2017

Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.

26.05.2017

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:

  1. Ресурсное обеспечение

 

В качестве основного ресурса данного проекта выступает математический - сенсорный уголок, исследовательская зона и др. Уголок для музея часов.

Для реализации проекта в группе создана изобразительная зона, в ней выделяли:

а)    место для красок (гуашь, акварель)

б)   место для карандашей (восковые, простые);

в)   место для непроливаек, клейниц, подставок, тряпочек, клеенок;

г)    место для клея (ПВА, клей карандаш, канцелярский);

д)   место для бумаг;

е)    место для пластилина;

ж)    место для трафаретов, линеек;

з)    место хранения материалов (природного, бросового);

и)   мел

 

Привлекли родителей и детей для сбора бросового материала из-под пищевых продуктов:

  1. емкости (пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины);
  2. бросовые материалы (пробки, палочки, компакт диски, скрепки и т.п.)

 

 

 

 

Заключение

 

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять тип своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентировка во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем, детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Ко всем требованиям, которым приучает ребенка школа, его надо готовить в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. у детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навыки регуляции деятельности во времени.

В ходе реализации проекта расширились представления детей о времени, часах, часовом механизме, повысилась их заинтересованность к доступным объектам окружающего мира. Развивались личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. СПб. – 244с.

3. Дыбина О.В. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001

4. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»

5. Гризик  .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995

6. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятия - МУЦ Перспектива, 2008 – 248 с.

7. Шварц Е. П. «Сказки о потерянном времени», Оникс, 2009 г.

8. Е.В. Колесникова «Математические ступеньки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

проект "Цветочные часы - наши друзья! "

Проект  имеет экологическое направление ....

Конспект семейного часа в средней группе «Неразлучные друзья: бабушка, дедушка, мама, папа и я»

Конспект семейного часа в средней группе «Неразлучные друзья: бабушка, дедушка, мама, папа и я»...

Выступление на педагогическом часе: «Наши зеленые друзья»

Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как комнатные растения. Без цветов пусто и холодно даже в самой богато обставленной квартире. Они радуют наш глаз, вселяют веру в свои силы, напоминают н...