проект "Цветочные часы - наши друзья! "
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект имеет экологическое направление .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tsvetochnye_chasy.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»
623550 Свердловская область, п г т. Пышма, переулок Кировский д. 3 А
ПРОЕКТ:
«Цветочные часы - наши друзья!»
(для детей старшего дошкольного возраста)
2018 год
«Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность, людям отдавая,
Они цветут , сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры».
К.Жане
Актуальность проекта:
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод - метод экологических проектов.
Все знают, что часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших, чем одни сутки. А какие бывают часы?
Есть особый вид часов, который наблюдаем каждое лето в природе, на газонах и клумбах, на участках детского сада или просто гуляя по поселку - это цветочные часы.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь, охранять и знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. И, конечно же, важно развивать желание ребенка быть творцом этой красоты.
Перед реализацией проекта провели беседы с детьми и их родителями, в которых поднимались вопросы о цветущих растениях «Узнай и назови растения по цветку», «Покажи, какие растения раскрываются ранним утром, а какие только вечером. Объясни, почему?» и т.д.
По итогам бесед сделали вывод, что родители заинтересованы в реализации нашего проекта и готовы помочь в его осуществлении. А из бесед с детьми выяснили, что запас знаний детей по теме «Цветочные часы» не большой, затрудняются в объяснениях. Дети знают, что когда "встает солнышко", цветы распускают свои лепестки. Но если приглядитесь к этому процессу, то окажется, что это не совсем так. Во-первых, есть цветы, которые, наоборот, распускаются только ночью, или те, которые однажды распустившись, уже больше не закрываются. Во-вторых, цветы по утрам вовсе не все одновременно распускаются - в то время как одни уже давным-давно "проснулись", другие еще "спят" и т.д.
Исходя из выше сказанного, необходимо составить план работы по конкретизации знаний детей о цветущих растениях и об условиях их жизни, как «часов» и уходе за ними.
В соответствии с этим, был создан проект «Цветочные часы - наши друзья!», который направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Проект, предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей о цветущих растениях и часах. Проект «Цветочные часы – наши друзья!» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Проект: «Цветочные часы - наши друзья!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально - групповая
Срок реализации: июль – август 2018 года
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств.
Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель подготовительной к школе группы.
Гипотеза: если будет реализован проект, то дети на основе наблюдений за цветущими растениями в разное время суток и при разных погодных условиях научатся определять примерное время, а также будет формирована экологическая культура и воспитание бережного отношения к природе.
Цель проекта: сформировать у детей представление о разнообразии цветущих растений, которые могут использоваться человеком, как часы.
Задачи проекта:
для педагога:
- совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
- разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
- создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника о цветущих растениях, растущих на клумбах и как часов, по которым можно приблизительно определить время суток.
для детей:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
- продолжать знакомство с цветущими растениями, по которым можно узнать время, а также со строением растения, особенностью и назначением его частей, закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений (свет, тепло, влага, почва); знания о приёмах по уходу за растениями и их значение в жизни человека; а также
- воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения к комнатным растениям, умение заботиться о них.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам эстетического и экологического воспитания посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству и озеленению пространства детского сада.
Проблемные вопросы:
- Для чего нужны цветущие растения?
- В какое время суток цветы раскрываются и закрываются?
- Почему часы называются «цветочными» и как они работают?
- Что нужно сделать, что бы растениям жилось хорошо?
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Зона экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.
6. Строительный ресурс и Лего-клуб (конструктор, строительный и природный материал).
Ожидаемые результаты для детей:
- Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к цветущим растениям, в процессе общения с ними.
- Овладение воспитанниками навыками к основам цветоводства, ландшафного озеленения, овладения приемами определения времени по цветущим растениям.
Ожидаемые результаты для родителей:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;
- повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Список использованной литературы:
Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок» СПб.: АКЦИДЕНТ, 2005г.
Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду” 2006 год.
А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.
А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2009 год.
С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.
В.Г. Кирман «Цветочное оформление в ландшафтном и интерьерном дизайне» Феникс 2014г.
Ю.В.Новиков Природа и человек. М.: Просвещение, 2007 г.
Иллюстрированная энциклопедия растений. М., 2012г.
“Мы” - программа экологического воспитания детей 2010 год.
Каталог цветов и кустарников. ООО СПК «Агропромышленный дом» 2009 г.
Этапы осуществления проекта в работе с детьми:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Изучение методической и художественной литературы по теме проекта. -Формирование проблемных вопросов. - Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. - Разработать диагностический материал по выявлению уровня знаний старших дошкольников о цветах и растениях в летний период. -Планирование совместной деятельности. -Создание условий для реализации проекта. | Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап – основной (практический)
Вид деятельности | Мероприятия |
Беседа | - «Растение – живое существо»; - «Что мы знаем о цветах?»; - «Профессии людей, занятых в цветоводстве»; -«Часы бывают разные»; -«Если б не было растений», «Как хорошо будет если…»; -«Лекарства с клумбы» (удивительное целебное свойство цветущих растений). |
Рассматривание | Книг, иллюстраций: - «Красная книга цветов России»; - «Лекарственные свойства цветов»; -«Цветы нашего детского сада» (знакомство растениями детского сада); -«Юный ландшафтный дизайнер»(рассматривание альбома); -«Флористика для детей» (рассматривание книг); -«Цветочные часы» - Москва (подборка фотографий, иллюстраций.) |
Картин художников: -«Цветы» Д.Севрюков, -«Садовые цветы» Н.Колесная -Коллекция картин местных художников А.В.Жукова, Д.Ю.Сухова. Просмотр фильмов, мультфильмов: -«Мудрые сказки тетушки Совы»; - видео и презентации о садовых и полевых растениях: «Как цветочные часы влияют на нашу жизнь?», «Свойства садовых и полевых цветов». | |
Чтение | -М.Пришвин «Золотой луг»; -Н.Павлова «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке»; -Г.Х.Андерсан « Дюймовочка»; -В. Берестов «Где было пустое место»; -В. Маяковского «Кем быть?»; -Т.Шорыгина «Экологические сказки»; -«Новинки из книжной корзинки» (чтение и разучивание стихов, загадок, легенд о цветах и часах). |
Наблюдение | -«Такие разные ростки» (соблюдение условий посадки); -«Устройство цветочной клумбы» (для чего растению корни, свет, вода?); -«По тропинкам любимых маршрутов» (прогулки за пределы детского сада); -«Глаза облюбовали, а руки сделали» (выращивание цветов на клумбах детского сада); -За трудом взрослых по уходу садовых растений (способы размножения цветов). -Наблюдение за цветами на клумбе и за пределами детского сада , в разное время суток и при разной погоде. |
Экскурсии | -«Эта важная профессия – цветовод» (в детскую районную библиотеку); -«Многоцветье» (в цветочный магазин); -«Про зеленые леса и цветочные чудеса» (пешая прогулка по территории детского сада и за пределы); -Экскурсия в медицинский кабинет «Лечебный цветок - ромашка, календула». |
Творческое рассказывание | -«Если бы я был, цветоводом или часовым мастером…» (по мнемотаблице); -«Путешествие в царство цветов» (составление сказок, историй, загадок о цветах и растениях); -«Чем, я могу помочь?» (творческое рассуждение о том, что я могу сделать для цветочных часов); -«Если бы я был садовым (луговым, полевым) цветком...». |
Рассказывание из личного опыта | -«Как я дома ухаживаю за цветами?»; -«Зеленые друзья - возле дома моего». |
Игра | -Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин», «Цветочная поляна», «Семья», «Мы флористы», «Часы в доме». - Подвижные игры: «Солнышко и цветы»; «Цветы и ветер»; «Назови цветок»; «Алые цветки» . |
Экспериментирование | -«Приключения капельки» (свойства воды для растений); -«Зеленые пылесосы» (опыты с воздухом, кислородом); -«Секреты старого крота» (размножение, болезни и вредители растений); -«С кем дружат растения?» (условия для цветов). |
Познавательная деятельность | - викторина «Лучший знаток растений»; - вечер загадок «Загадки феи цветов»; -лэпбук «Цветочные часы - наши друзья!»; -создание памятки «Берегите цветы и растения»; -дидактические игры: «Что растет в саду?», «Кому, что нужно для работы?», «Что сначала, что потом?», «Узнай растения по описанию», «Собери цветок», «Садовник», «Что и как растет», «Найди растение по названию», «Опиши цветок», «Назови, который час», «Загадай, мы отгадаем» и т.д. |
Продуктивная деятельность | Рисование: -«Растения для часов»; -«Чудо доктор-Ромашка»; -«Садовые цветы небывалой красоты»; -«Мои первые часы»; -«Украсим землю полезными цветами» (оформление листовок, памяток). Лепка: -«Цветы для семьи» (составление цветочных узоров и изображений ). Аппликация: -«Радуга в горшочке»; -Коллаж «Наш цветущий детский сад»; |
Конструктивно - модельная деятельность | -«Прибор для полива цветов» (обучающая робототехника); -«Цветы небывалой красоты» (создание цветочных часов из лего- конструкторов); -«Дом, для цветущих друзей» (конструирование из строительного материала); -«Механизм часов, глазами детей»(конструирования, подборка чертежей, схем); -«Цветочные часы в детском саду» ( изготовление макета). |
Трудовая деятельность | - Акция « Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами); -«Зеленая служба Айболита» (зимний сад в детском саду); -«Уголок живого росточка» (уход за цветущими растениями на участках и клумбах в детском саду). |
Музыкальная деятельность | - Ю.Чисков «Это называется природа»; - Ю. Антонов «Не рвите цветы»; - В. Моцарт «Цветы»; - П.И. Чайковский «Времена года», «Вальс цветов»»; - «Мы на луг ходили, хоровод водили», « С вьюном я хожу» (хороводная плясовая). |
Этапы осуществления проекта в работе с родителями:
1 этап – подготовительный
Деятельность педагога | Деятельность родителей |
-Изучение методической и художественной литературы по теме проекта. - Формирование проблемных вопросов. -Определение цели, задач проекта, прогнозирование результата. -Беседа с родителями по теме «Что Вы знаете о цветочных часах?». -Планирование совместной деятельности. -Создание условий для реализации проекта. | Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап – основной (практический)
Вид деятельности | Мероприятия |
Консультации | -«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»; -«Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях». |
Беседа | -«Растения для цветочных часов»; -«Природа-источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и добра». |
Рассматривание | -«Цветочные часы» (видео-презентации); -Папки-передвижки «Полезные советы по выращиванию цветов и ландшафтного дела». |
Экспериментирование | -«Цветочки большие и маленькие» (уход за садовыми цветами в домашних условиях); |
Продуктивная деятельность | -«Я и мой садовый дружочек цветочек» (совместная деятельность ребенка и родителей в изготовлении фотоальбома с пояснением); -«Цветочная аптека в саду у человека» (познавательная информация для детей о лечебных свойствах садовых цветов). |
Конструктивно-модельная деятельность | -«Я не цветовод, я только учусь…» (растения для цветочных часов). -«Часы, небывалой красоты». |
Трудовая деятельность | -Акция «Чистый двор» (помощь родителям в уборке, прилегающей к дому территории); -« Я в садочке цветочек посажу…» |
3 этап – заключительный (в работе с детьми и родителями)
- Выставка «Часы небывалой красоты»( композиции из природного и бросового материала).
- Обустройства клумбы на территории детского сада, макет « Город цветочных часов».
- Результаты диагностики по выявлению уровня знаний старших дошкольников о цветущих растениях, как «определители» времени суток и определение наиболее эффективных путей дальнейшего развития проекта.
Приложение 1
Диагностический материал по выявлению уровня знаний старших дошкольников о цветах и растениях.
Цель: Выявить уровень знаний детей о цветах и «цветочных часах», месте произрастания, условиях для роста растений, умение аргументировать свои высказывания.
- Какие цветы знаешь? Назови.
- Посмотри на картинки и покажи тюльпан, розу, незабудку, колокольчик, клевер, одуванчик… и т.д.
- Назови органы растения и их функции.
- Что нужно для роста растений? Какие условия?
- Почему часы называют «цветочными»?
- Как нужно ухаживать за цветущими растениями?
- Как человек использует растения в своей жизни?
- Почему нужно беречь природу?
Критерии оценки:
3 балла - ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса, называет и показывает 5-6 цветов, различает садовые, полевые цветы. Знает условия, нужные для роста растений.
2 балла - ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя.
1балл - ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на
картинке требуемое.
0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.
Высокий уровень (16-24 баллов)- уверенно называет и показывает представителей растительного мира, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает среду обитания цветущих растений и их значение для человека и «цветочных часов».
Средний уровень (10-16 баллов) знает некоторых представителей растительного мира, затрудняется в классификации, имеет представление о среде обитания цветущих растений .
Низкий уровень (0-9 баллов) находит на картинке и показывает некоторых представителей растительного мира, не имеет представления о среде обитания, условиях, не классифицирует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Часы - наши помощники""
Цели работы:Материал знакомит детей с историей возникновения часов и их разновидностями, учит определять причинно-следственные связи, развивает творческое воображение детей, логическое мышление, речев...
Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/
Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Проект "Наши друзья часы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №30 "Лесная полянка" города ЧебоксарыЧувашской республики. Проект «На...
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...
Выступление на педагогическом часе: «Наши зеленые друзья»
Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как комнатные растения. Без цветов пусто и холодно даже в самой богато обставленной квартире. Они радуют наш глаз, вселяют веру в свои силы, напоминают н...