«Играя, развиваем речь детей»
материал (младшая, средняя группа)
Мастер-класс с участием родителей.
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Мастер-класс с участием родителей
второй младшей группы
«Играя, развиваем речь детей»
Конспект подготовлен воспитателем
Умалатаджиевой А.З.
Колпино, 2018 год
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Задачи:
- познакомить с играми, направленными на развитие речи;
- заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; научить использовать знания и умения работе с детьми в домашних условиях.
Материал:
- мяч
- корзина, воздушные шары с записками «острого блюда»
- муляжи овощей, фруктов
- карточки со скороговорками
- раздаточный материал - памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»; кружки зеленого, желтого, красного цветов.
Участники мастер - класса: родители, воспитатели группы.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс, который мы назвали «Играя, развиваем речь детей». Своему мастер-классу мы хотели бы посвятить слова К.Д. Ушинского «Сделать серьезное задание для ребенка занимательным, вот задание первоначального обучения».
Начать мы предлагаем с обсуждения вопросов «Острого блюда».
«Острое блюдо»
(воспитатель передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).
Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?
2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?
3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между Вами и Вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас мы предлагаем Вам поиграть в некоторые из таких игр:
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с Вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1:
Кто живёт в дупле? - Белка.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы.
Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в будке? - Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы.
Кто живёт в норе? - Лиса.
Кто живёт в логове? - Волк.
Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Вариант 2:
Где живёт медведь? - В берлоге.
Где живёт волк? - В логове.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик? –
Корова ест сено, а лиса? –
Крот роет норки, а сорока? –
Петух кукарекает, а курица? –
Лягушка квакает, а лошадь? –
У коровы телёнок, а у овцы? –
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Горячий - холодный
Хороший - плохой
Умный - глупый
Весёлый - грустный
Острый - тупой
Гладкий - шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»:
Солнце – что делает? - Светит, греет.
Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.
Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха - меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя - хрустальная
Рукавички из шерсти - шерстяные
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный - мак, огонь, флаг
Оранжевый - апельсин, морковь, заря
Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа
Зелёный - огурец, трава, лес
Голубой - небо, лёд, незабудки
Синий - колокольчик, море, небо
Фиолетовый - слива, сирень, сумерки
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Развиваем речь с помощью скороговорок
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале Вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции (раздать карточки со скороговорками)
Итак, проделывайте все пошагово:
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
Скороговорки:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Грека через реку, видит Грека — в рeкe рак, сунул Грека руку в pеку,
рак за руку Гpеку цап.
Pыла свинья, тупopыла, белopыла, пoлдвopа рылом изpыла, выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн, надел кукушoнoк капюшoн,
как в капюшоне он смешон.
Бeлый снег. Бeлый мел. Бeлый сахар тожe бел. А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки, про какие, про покупки
про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Юлька – Юленька - юла, Юлька юркая была, усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.
Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»
Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
На этом свой мастер-класс мы заканчиваем, спасибо Вам за внимание и участие. А сейчас предлагаем оценить нашу работу. У каждого из Вас имеется по три кружочка трех цветов (красный, зеленый, желтый). Если Вам очень понравился наш мастер-класс, то положите в вазочку при выходе зеленый кружок, если просто понравился – желтый, а если, по - Вашему мнению, нам нужно что-то доработать, то – кружок красного цвета.
Всем спасибо, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения тематического вечера для родителей детей среднего дошкольного возраста по теме: «Играя, развиваем речь детей»
Погружение родителей детей среднего дошкольного возраста в проблему профилактики и коррекции психоречевых нарушений и организации коррекционно-развивающей среды....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».
Важно научить ребѐнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания словами, предложениями. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит...
Дидактические игры «Развиваем речь детей»
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во...
"Играя, развиваем речь детей дошкольного возраста"
В данном материале представлена картотека речевых игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста....
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...