Формирование культуры познания окружающего мира
статья

Умалатаджиева Альбина Залибековна

В статье анализируется одна из форм познания ребенком окружающего мира - наблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kultury_poznaniya_okruzhayushchego_mira.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование культуры познания окружающего мира»

Автор

воспитатель ГБДОУ д/с № 6 Колпинского района СПб

Умалатаджиева А.З.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение, в целом способствует всестороннему развитию ребёнка. Ребенок вживается в окружающий мир каждым мгновением жизни в нем.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное действие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Познание окружающего мира  дошкольниками через наблюдения – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

        Многие отечественные и зарубежные педагоги внесли свой вклад в развитие данной проблемы. Так, В.Ф. Зуев – в 1786 году написал первый отечественный учебник по естествознанию. Педагог призывал учителей не ограничиваться рамками учебника, а стремиться как можно шире связать теоретическое обучение с практикой. Во второй половине XVIII века в науке о природе на многие годы утвердилось описательно-систематическое направление. Выдающийся шведский естествоиспытатель и натуралист Карл Линней явился основоположником этого направления и в 1735 году выпустил небольшую книжку «Система природы». Во второй половине XVIII века она превратилась в многотомный труд, в котором в строгой системе были расположены и кратко описаны все известные тогда растения, животные и минералы. На дальнейшее развитие методического направления в естествознании оказали прогрессивные педагоги, выступавшие за возможность давать детям правильные научные взгляды на природу: К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семенов, Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев.

       

В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М.А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития…  детей  надо учить, начиная … даже не с грудного возраста, и намного раньше». Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, т. е. с 2-3 лет.

В образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет.  Цель «Программы» - это создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития, помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явление общественной жизни, мир природы. Так, отбор программы осуществляется с опорой на известные принципы Я.А. Коменского:

● энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний;

● природосообразность (человек – часть природы, и он подчиняется ее законам);

● воспитательная ценность знаний.

     Важно то, что в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём. Согласно программе, воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности, обогащено современным развивающим содержанием и обеспечивает (помимо прочего):

• формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

• развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

• формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;

• формирование элементарных экологических представлений.

Природа - не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её. Кроме того, в процессе ознакомления детей с природой осуществляются нравственное, духовное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов.  Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдения включается и в другие формы работы: занятия, экскурсии, прогулки. Наблюдение – ведущий метод. В нашей группе создана и постоянно пополняется картотека наблюдений по сезонам. С детьми  мы наблюдаем  за погодой, ветром, дождём, грозой, снегопадом, небом, солнцем, облаками, туманом, почвой, деревьями, за формированием плодов растений, птицами, насекомыми и т.д.

В самом процессе наблюдения воспитатель обычно задаёт детям различные вопросы, которые касаются обследования того или иного объекта, ребёнок должен сравнить между собой предметы, а также показать что их может между собой связывать. Наблюдения должны сопровождаться абсолютно точными объяснениями самого воспитателя, что видят дети, в тот или иной момент.  Чем ярче и конкретней будут объяснения воспитателя, тем легче малышу будет применять свои знания на практике. Конечно, очень важно чтобы диалог, проходящий с детьми, обсуждался вслух, а всё сказанное осознавалось детьми.

Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее актуальным является сезонные наблюдения. Вообще, наблюдение – это неисчерпаемый колодец эстетических впечатлений, которое благоприятно влияют на эмоционально состояние малышей. Самое главное, что наблюдение должно проводиться в детском саду систематически, это необходимо для того чтобы приучить детей к внимательности, развитию наблюдения, а также интеллектуального воспитания.  Наиболее эффективным вариантом для наблюдения является прогулка в детском саду, воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы появляются из земли, как прорывается трава, появление листочков на дереве, знакомит с птицами,  также устраивает разные игры, при этом используя листочки, песок, воду и так далее. Также организовывает грамотное наблюдение в цветнике, на участке. Всё это сказывается на развитии детей.

 Для нормального закрепления и усвоения знаний, необходимо именно равномерно распределить те знания, которые воспитатель должен донести до свои воспитанников. К организации наблюдения воспитатель должен подготовиться заранее.

 В нашей группе мы попытались создать условия для познавательной деятельности детей. У нас есть «Центр воды и песка», где дети любят играть с природным материалом, который всегда доступен. Ребята сами пополняют природный материал: шишки, желуди, ракушки, листья, камни.
Совместно с детьми мы ведем систематическое наблюдение за объектами живой природы, им нравится кормить рыбок в аквариуме, любоваться и наблюдать за образом жизни, поведением.

Каждое утро мы с ребятами отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки- схемы, совместно со старшими детьми отмечаем изменения погоды в течении дня, тем самым формируя интерес к явлениям природы. На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм. В нашем уголке природы так же есть библиотека, где собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, иллюстрации.

В течение зимнего периода мы совместно с детьми выращиваем лук  и цветы на подоконнике. Дети ухаживают за растениями, заботятся о них. В уголке природы подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки.

В нашей группе мы ведем схематический календарь природы за погодными и атмосферными явлениями. В старшем возрасте особое внимание уделяется наблюдениям и обсуждению с детьми примет укорачивающегося дня. Мы с детьми сравниваем, как было вечером летом, как стало осенью, зимой. Всегда обращаем внимание на благоприятные периоды каждого сезона.

На прогулках, когда тепло, организовываем игры с песком. Дети знакомятся со свойствами и качествами песка. Игры с песком проводятся многократно, при этом развивается не только пассивная, но и активная речь детей.  Ребята наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с младшими детьми помогаем лепить пирожки, строить гаражи, домики. Все постройки обыгрываются, детям нравится угощать взрослых или старших детей различными блюдами, приготовленными из песка. В старшем возрасте дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, сыплется, лепится, разного цвета, впитывает воду, по мокрому песку легче ходить, чем по сухому. К интересным песочным изделиям  привлекается внимание всех детей. Предлагается любоваться постройками, не разрушать их, учим использовать в строительстве дополнительные предметы (дощечки, камни, палочки, листья).

Не на последнем  месте  в детском саду стоят экскурсии в природу. Они обеспечивают детям знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественной обстановке. Экскурсии в природу позволяют дошкольникам выбрать из всего многообразия мира растений и животных тех представителей (по форме, размеру, окраске, характеру поверхности и т.п.), которые доступны для констатации.

Успех проведения экскурсии заключается в тщательной подготовке к ней воспитателя. Чем качественнее ведется подготовительная работа, тем плодотворнее и интереснее проедет экскурсионное занятие.

Необходимо определить конкретное место экскурсии в соответствии с тематикой, целевыми установками, а также разработать маршрут следования. Предварительно сам воспитатель бывает на месте будущей экскурсии, знакомится с обстановкой, с наличием необходимых  объектов, с их доступностью для восприятия детьми, определяет  места для самостоятельной работы дошкольников, для отдыха и проведения бесед. При подборе детей она  учитывает единство интересов, увлечений, склонностей, уровень подготовленности, взаимные симпатии и др.

Любая экологическая экскурсия начинается с беседы воспитателя с детьми. Цель этой беседы – введение детей в тему, объяснение целевых установок и задач занятия, знакомство с приемами и способами проведения экскурсии. Вводные беседы проводятся в детском саду и на месте непосредственной работы. Детям сообщается цель экскурсии, маршрут, порядок движения и правила поведения (в природе, музее и т.п.). Разговор с детьми должен быть живой, непринужденный, изобиловать шуткой, и в тоже время педагогу необходимо заинтересовать детей предстоящим «открытием» неизвестного, создать проблемную ситуацию, рассчитанную на детское творчество для ее разрешения. На экскурсии не следует ограничиваться обследованием изобразительного пособия, дошкольникам необходимо предложить натуральные объекты (например, спилы деревьев) с тем, чтобы они смогли соотнести полученные знания с реальностью. По возвращении в группу воспитатель предлагает детям нарисовать увиденное, из рисунков создавая совместно с детьми самодельные тематические книги-подшивки.

Таким образом, воспитатель сам должен быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать способность испытывать радость созидания осознанного взаимодействия с живыми существами.

В дальнейшем планирую использовать в своей работе опыт передовых педагогов, новых технологий, изучать познавательную, научную литературу. И я надеюсь, что мне удастся сформировать у детей чувство красоты природы, её разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности.

Список использованной литературы:

Бирюкова Н.А. Проблемы формирования экологического сознания. // Педагогика.- 2004.- № 10.- с.35

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1988.- 302 с.

Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.- М.: Московский педагогический государственный университет им. Ленина, 1994.- с.36

Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой.- М., 1978.- 283 с.

Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания. // Дошкольное воспитание.- 1997.- №10-11.- с.78-81

Маневцова Л.И., Саморукова Н.Г. Мир природы и ребенок.- СПб, 1998.- 134 с.

Николаева С.Н. Эколог в детском саду.- М.,2002.- 93 с.

Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования. // Педагогика.- 1999.-№ 9 – с.31-35

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей в условиях  ДОУ.- Ярославль: Академия развития, 2003.- 120 с.

Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения, "Просвещение" 2002 год.

От рождения до школы.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.

Шалаева Г. Окружающий мир. - М.: АСТ, Слово, 2009., С.110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в ДОУ «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.Математика… Опять математика! Ча...

Формирование интереса к познанию окружающего мира через искусство.

Природа, детская игрушка, книги, картины, народное творчество....

Живая и неживая природа.Познание (формирование представлений об окружающем мире). Продуктивная деятельность (аппликация ). Интеграция. Старшая группа.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.  Живая и неживая природа. и презентация к занятию...

Конспект открытого занятия с детьми среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Почемучки»

Тема: «Свойства воздуха»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи: -Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его...

«Подвижная игра как средство познания окружающего мира, себя и сверстников». Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре.

В современной педагогике и в условиях ФГОС активно используют игру во всём её разнообразии. Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольника и поэтому рассматривается как школа воспитания. В ней свои...

Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»

Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к дом...

Семинар для педагогов «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе познания окружающего мира» - 2023.

Развитие творческого потенциала, компетентности в сфере экологии и повышение профессионального мастерства педагогов....