Сообщение из опыта работы
материал
«Формирование положительного отношения к миру, себе и другим людям через реализацию познавательной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_formirovvanie_polozhitelnogo_otn.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребёнка
Детский сад № 121
г. Калининград
Сообщение из опыта работы
«Формирование положительного отношения к миру, себе и другим людям через реализацию познавательной деятельности»
Воспитатель
МАДОУ ЦРР д/с № 121
Орлова А.С.
2015 г
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили себя, свою страну, свой город и других людей, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить себя, свою страну, свой город, окружающих его людей. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Исходя из этого я стараюсь на собственном примере показать и рассказать, как я отношусь к себе, к детям, к нашей стране, используя метод беседы и рассказа. Показываю личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм детьми: умения проявлять сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрять действия того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника. Стараюсь своевременно корректировать социальное поведение детей: это - контроль за поведением в форме совета, создание ситуаций, построенных по принципу «понимать, сопереживать, действовать». Стараюсь создать в группе эмоционально-положительный микроклимат.
Также группа сверстников для ребенка — это источник многих позитивных эмоций. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. На протяжении дошкольного возраста у ребенка развивается чувство самоуважения, собственного достоинства, оптимистическое мироощущение. Исходя из этого, я провожу с детьми игры и игровые упражнения по развитию общения у детей по методике Л.М. Шипицыной.
Через игры-инсценировки, игры- с правилами, дидактические упражнения и игры, беседы в кругу идет объединение, эмоциональное сближение детей, развитие системы восприятия друг друга, развитие таких социальных способностей, как доверие, уверенность, становление положительного образа «Я».
Формирование у детей положительного отношения к миру, к себе и другим людям подразумевает нравственно-патриотическое воспитание. В данный момент начата работа над проектом на тему «Юные патриоты», с целью - формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, городу, стране, семье, детскому саду. В ходе реализации проекта были проведены такие мероприятия, как:
- Интервью с детьми по нравственно-патриотическим вопросам, с целью выявления уровня знаний и представлений о родине, родном городе, семье.
- Беседы с детьми о празднике День Защитника Отечества.
- Просмотр с детьми видеороликов о российской армии.
- Прослушивание гимна РФ.
- Рассматривание изображений: по военной тематике, символика РФ и фото президента РФ.
- Круглый стол с родителями на тему «Нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
- Анкетирование родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.
- Целевая экскурсия к памятнику Морякам Балтийцам.
- Тематическое развлечение, посвящённое дню Защитника Отечества.
Для формирования нравственных качеств личности детей в детском саду, я использую следующие методы:
1. Приучение детей к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Дети изо дня в день в разных ситуациях стараются вести себя согласно нормам и правилам: здороваются и прощаются, благодарят за услугу, вежливо отвечают на вопросы. Он стремится быть хорошим, получать похвалу воспитателя.
2. Беседа. Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая им вопросы, даю ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
3. Чтение и анализ художественных произведений. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
4. Рассказы, демонстрация видеоклипов, рассматривание изображений.
Воспитываю любовь к родному городу, рассказывая детям о красивых местах нашего города, его достопримечательностях. Формирую у детей представление о стране, о российской армии, о воинах, о ветеранах, через рассказы, демонстрацию видеоклипов, рассматривание изображений.
5. Игровая деятельность. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми использую коллективные игры-занятия , игры-упражнения, игры- инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.
6. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игровой, непосредственно образовательной, коммуникативной, трудовой деятельности. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
7. Работа с родителями.
Всю эту работу по развитию у дошкольника нравственных качеств я веду вместе с родителями : сообщаю им о достижениях и проблемах детей, консультируюсь с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры проводятся круглые столы с родителями, стенды в родительских уголках групповых помещений.
Я стремлюсь к тому, чтобы в результате моей работы у детей появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников, чтобы дети приобрели знания о родине, о её истории, символике, достопримечательностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"
Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....
Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка. Важной задачей воспитания дошкольн...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»
Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....