План работы по самообразованию
материал (младшая группа)
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры»
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lena_plan.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через дидактические игры»
Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Задачи:
- Подготовить методический материал, план работы;
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Система работы представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
- Работа с родителями - консультации и беседы.
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.
I этап - Организационно-диагностический.
Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.
II этап - Теоретический.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)
III этап – Обобщающий
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.
Форма отчета:
1. Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторике дошкольников.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Составить картотеку дидактических игр и пальчиковых игр.
Формы работы:
- Индивидуальная работа;
- Совместная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемые результаты:
У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые предметы, карандаши, кисть, будут развиты внимание, память, мышление, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.
Практическая часть.
- Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координацию и точности движение руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- развивать воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческих активностей;
- обогащение предметно – развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
- повышение компетентности родителей в вопросе развитие речи детей, мелкой моторике с использованием дидактических игр.
Чтобы достичь поставленных задач я использую различные формы работы. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Одним из методов работы является дидактические игры. Дидактические игры и пособия с пуговками и шнуровкой, молниями, бантиками и т.д.:
- упражнение с прищепками (бельевыми прищепками) дидактические игры и пособия
- молнии (расстёгивание и застегивание молний)
- морковка, свёкла, солнышко, ананас и т.д. (с прищепками)
- шнуровка (картинки и шнурок)
- пазлы, мозаика, бусы, массажные мячи и т.д.
План работы.
Формы работы | ||
I этап Организационно-диагностический | ||
Сентябрь | ||
С детьми | Самообразование | С родителями |
Проведение диагностического обследования | Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. Выбор и определение темы самообразования. Планирование работы по теме самообразования | Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Памятка «Значение мелкой моторики очень велико» |
II этап Теоретический | ||
Октябрь | ||
Заучивание пальчиковых игр: «Апельсин», «Как живёшь?», «Семья», «Овощи», «Дружба» Дидактические игры: «Мозаика», «Бусы», «Цветные пуговицы» | Составление плана по самообразованию Оформление картотеки пальчиковых игр. | Памятка для родителей по пальчиковой гимнастике. |
III этап Обобщающий | ||
Ноябрь | ||
Заучивание пальчиковых игр: «Капуста», «Осень», «Фрукты», «Есть игрушки у меня» Дидактические игры: «Конструктор», «Бусы», «Чудесный мешочек» | Подбор и разработка дидактических игр. Создание картотеки дидактических игр. Создание пособия «тактильные дощечки» | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». Консультация «Родителям о речи ребенка» |
Декабрь | ||
Заучивание пальчиковых игр: «Ёлка», «Снежок», «Замок» Дидактические игры: «Найди вторую половинку» - разрезные картинки «Найди одинаковые рукавички», «Третий лишний» | Создание картотеки игр с массажными мячиками. Подбор и разработка дидактических игр. Пополнение картотеки пальчиковых игр.
| Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» Папки-передвижки «Игры с пальчиками» |
Январь | ||
Заучивание пальчиковых игр: «Медведь», «Белка» Заучивание игр с массажными мячиками: «Непростой шарик» Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Собери матрёшку», «Пирамидка», «Скрепки» | Пополнение картотеки дидактических игр. | Памятка для родителей: «Игры с прищепками» Консультация «Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?» |
Февраль | ||
Заучивание пальчиковых игр: «Быстро тесто замесили», «Кормушка», «Дикие животные» Заучивание игр с массажными мячиками: «Ёжик» Дидактические игры: «Пазлы», «Катушка», «Игры с прищепками», «Разноцветные резинки» | Изготовление дидактических игр. | Консультация для родителей «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего возраста через развивающие игры» |
Март | ||
Заучивание пальчиковых игр: «Весна», «Кап, кап, кап...», «Уточка», «Дом» Заучивание игр с массажными мячиками: «Орех» Дидактические игры: «Мозаика» «Поиск предметов в миске с крупой», «Собери бусы» | Оформление картотеки дидактических игр. Изготовление дидактических игр. | Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» |
Май | ||
Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. Оформление работы в полном варианте. | Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. |
Вывод: выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Дальнейшая моя работа будет проходить в поиске новых методических приёмов, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...