Экспериментальная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
статья (старшая, подготовительная группа)

Статья дает представление о целесообразности использования экспериментирования в работе с детьми с тяжелым нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie_1.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Автор: Орлова Галина

Должность: воспитатель

ГБДОУ д/с № 151 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

В статье раскрывается влияние экспериментального метода на обучения детей с нарушениями речи. Рассматриваются цели, задачи и виды экспериментов.

В последние годы возросло число детей с тяжёлыми нарушениями речи, от 17% в 50-е годы до 52,5% в начале XXI века. Проблема коррекции речи ложится на плечи воспитателей, так как именно этот возраст сенситивный для формирования правильной речи. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Процесс обучения детей с нарушениями речи совмещает сразу несколько функций: образовательную, развивающую, коррекционную и воспитательную. Все дети разные, чтобы создать желаемые условия для достижения равных возможностей, необходимо обеспечить всесторонне развитой. Это возможно при комплексном подходе.

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту, вступившему в силу в 2013 году, одним из основных принципов дошкольного образования является: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». То есть ребёнок полностью вовлечён в процесс своего обучения. Он должен сам захотеть познать то или иное явление, для этого лучше всего подходит экспериментирование.

Экспериментальная работа вызывает интерес ребёнка к окружающему миру. Проживаемое на собственном опыте лучше усваивается, активируется восприятие учебного материала. Развиваются мыслительные операции, стимулируется познавательная активность и любознательность. Ребёнок из наблюдателя превращается в участника.

Это особенно важно для детей с нарушениями речи, так как эти нарушения обычно сопровождают и другими особенностями:

- слабая концентрации внимания;

- снижение вербальной памяти;

- уменьшение скорости мыслительных операций;

- отставание в развитии мелкой моторики;

- трудности при выполнении словесных инструкций.

При экспериментировании происходит компенсация речевой нагрузки, так как ребёнок может взаимодействовать на уровне пяти чувств, что благотворно сказывается на общем педагогическом процессе. Экспериментальным путём ребёнок познаёт окружающий мир, не боясь ошибиться. А это, в свою очередь, влияет на психологический фон всего занятия. Так же задействована мелкая моторика рук и концентрация внимания на объекте.

Цель экспериментальной деятельности у детей с нарушением речи расширение познавательной деятельности и разработка навыков удерживания внимания. Познание пространства через все органы чувств: осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые рецепторы.

Задачи экспериментальной деятельности:

- изучение пространства вокруг ребёнка;

- формирование понятий о физических явлениях;

- познание свойств различных веществ;

- расширение навыков использования тех или иных предметов во время постановки опытов;

- помочь ребёнку сформировать выводов, что существенно обогащает словарный запас.

Для экспериментов используются:

- природные материалы: песок, камушки, вода, свет;

- инструменты: весы, увеличительное стекло, песочные часы;

- различные сосуды: стаканы, банки, горшки, формочки для заливки;

- предметы, сделанные человеком: скрепки, винтики, верёвки;

- пищевые красители и гуашь.

Все эксперименты содержат три блока:

  1. Образовательная часть, где поясняются основные понятия и неизвестные слова.
  2. Совместная деятельность с детьми, где изучается техника выполнения эксперимента.
  3. Самостоятельная работа детей. В этой части дети озвучивают версии происходящего, задают вопросы и делают выводы.

Применяются эксперименты разных категорий:

1. Физические опыты: изучение свойств воды, действия магнита, свет, звук.

- «Тоне, не тонет»;

- «Чем пахнет вода?»;

- «Сравнить вязкость воды и варенья»;

-«Делаем облако»;

- «Песочные часы»;

- «Свойства мокрого песка»;

- «Можно ли поймать воздух?»;

- «Вдунь шарик в бутылку»;

- «Может ли воздух быть сильным?»;

- «Преломление предмета в воде»;

- «Свет бывает разный»

- «Что притягивает магнит»;

- «Вода и магнитное поле»;

- «Угадай на чём играю»;

- «Можно ли увидеть звук?».

2. Изучение растений: строение, условия выживания, размножение, сезонная жизнь растений.

- «Рост растений в разных условиях»;

- «С водой и без воды»;

- «Может ли растение дышать?»

- «Какие корни у растения Тундры?»;

- «Что потом?» - систематизирование знаний о циклах развития растений.

3. Случайные, которые происходили во время прогулки или когда внимание ребёнка останавливалось на новых свойствах предмета. Ребёнку не предлагают ответ на вопрос, он наблюдает и делает выводы.

- отрастёт ли поломанная ветка?;

- будут ли голуби клевать творог?;

- растёт ли трава под снегом?

4. Запланированные. Те, которые содержат все этапы эксперимента: планирование, постановка цели, изучение вопроса, выводы.

5. Однократные, многократные, цикличные:

- эксперименты в саду;

- наблюдения за природными явлениями;

- изучение космических объектов.

Экспериментирование позволяет ответить на многие детские вопросы, зарождает интерес к познавательной деятельности, пробуждает внутреннего исследователя. Ребёнок не остаётся наедине со своими вопросами, педагог всегда находится рядом и в нужный момент направляет интерес ребёнка при помощи наводящих вопросов: «Что ты сейчас делаешь? Что ты хочешь получить? Что для этого понадобиться?» При эксперименте важен сам процесс, а не результат. Все открытия происходят во время процесса.

Таким образом, можно сказать, что экспериментальная деятельность, влияет на познавательно - речевое развитие. Детское экспериментирование тесно связано с наблюдением и помогает формулировать и высказывать свои мысли. А это, в свою очередь, приводит к развитию речи. То есть, воспитатель выполняет сразу несколько функций: познавательную, воспитательную, коррекционную. Некоторые эксперименты растянуты во времени (сезонная жизнь растений), что способствует углубленному изучению сезонных явлений. А это, в свою очередь, помогло концентрировать детское внимание в течении длительного времени, что тоже благотворно влияет на развитие речевых навыков. Дети, научившиеся наблюдать и ставить эксперименты, могут сами задавать вопросы и находить ответы. Было отмечено положительное влияние экспериментов на эмоциональный фон детей.

Литература:

  1. ФГОС дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
  3. Зарапин В.Г.  «Опыты Тома и Тима», 2014.
  4.  https://www.maam.ru/detskijsad/-organizacija-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-grupe-kompensiruyuschei-napravlenosti-dlja-detei-s-tjazhelymi-narushenijami-rechi.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Огород на окне. Посадка гороха.»

Совершенствование речи и мышления детей через исследовательскую деятельность в процессе ознакомления с растениеводством, работе с землей через опыт и эксперимент.Закрепить, обобщить и дополнить знания...