Технологические карты НОД, разработанные воспитателями МАДОУ № 16 "Тополек" г.Енисейска
план-конспект занятия

Кытманова Нина Петровна

Технологические карты являются одной из форм планирования образовательной деятельности с детьми, реализуемой в учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность в рамках темы: Много разных книг на свете.

воспитатель первой квалификационной категории  Ризванова С.Г.

Цель: Обогащение представлений детей о многообразии книг; развитие познавательно-исследовательской компетентности дошкольников.

Задачи:

  1. Актуализировать имеющиеся представления  о книгах;
  2. Создать условия и поддерживать  познавательно-исследовательскую  активность детей;
  3. Совершенствовать умение детей систематизировать (группировать) книги по определенным признакам;
  4. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности;
  5. ….

Этапы совместной деятельности

Задачи этапа

Формы, методы, приемы (позиции педагога)

Действия педагога

Действия детей (детская активность в ответ на действия педагога, как результат решения задач этапа)

Предполагаемые образовательные эффекты

Психологический настрой

Вводно- организационный

Привлечь внимание детей, в том числе друг к другу.

Настроить на совместную деятельность.

По традиции подарить улыбочку

Игра «комплементы»

Делаю комплементы детям, предлагаю подарить комплементы друг другу

Дарят друг другу комплементы и меняются местами.

Дети открыты друг другу и готовы к сотрудничеству с педагогом и сверстниками

Мотивационно- побудительный

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Создание проблемной ситуации.

Провокатор.

Обращение к детям: Мы друг другу подарили комплименты, а своей группе мы можем сделать комплемент?

Давайте посмотрим что у нас происходит.

Дети идут рассматривать групповое пространство, обращают внимание на что-то в ней…

 задают вопросы себе и педагогу,

У детей возник интерес и  желание  «поработать» с книгами, «поисследовать» их…

Практическая работа

Актуализировать имеющиеся у детей представления по теме.

Включить детей в практическую деятельность по классификации материала.

Обнаруживать и поддерживать детские инициативы и самостоятельность.

Обращение к опыту детей.

Обращение внимания детей друг на друга.

Ситуация выбора.

Вопросы к детям открытого характера.

Введение временных и других ограничений.

Наблюдает за действиями детей.

Организует общение детей на основе имеющегося опыта по теме.

Создает ситуации выбора, обнаруживает и поддерживает детские инициативы, организует отношение к возникающим предположениям и гипотезам по-поводу классификации книг, включается в совместную деятельность как партнер и помощник.

Исследуют материал по теме, принимают решения и осуществляют практические действия по систематизированию материала в контексте понятия «библиотека»,

Дети проявляют познавательную активность;

У детей обогащены представления о многообразии книг, их типизации по содержанию или????

Дети слышать друг друга, сотрудничают…..

Заключительный- рефлексия

Формировать предпосылки эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию.

Инициирование новой детской деятельности (уход на час игры)

Беседа, вопросы открытого характера, смена позиции (принятие роли игрока)

Выясняет эмоциональные состояния  детей, сама включается в рефлексию и обнаруживает достижения и успехи детей, в роли игрока инициирует игровую ситуацию.

Дети обозначают свое отношение к своим действиям и к тому, что с ними случилось в ходе деятельности

У детей появилось желание поиграть, захотели взять на себя роли, которые оказались в поле их совместной с педагогом деятельности

«Источники света»

Дудина Елена Юрьевна,

воспитатель муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Тополек»

Пояснительная записка

Тема занятия: «Источники света».

Цель занятия: Расширение представлений детей об источниках света и его свойствах.

Задачи:

- актуализировать имеющиеся у детей представления по теме;

- создать условия для детского экспериментирования;

- обогатить представления детей о разнообразных источниках света.

Характеристика группы:

В нашей группе 25 воспитанников, в том числе: 13 девочек и 12 мальчиков. Из них 5 детям уже исполнилось 4 года, остальным же воспитанникам по 3 года. Наш возраст – возраст почемучек. Поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло нам помогают обсуждения «на равных» детских вопросов и проблем, интересные занятия, выставки книг, иллюстраций, совместных работ детей и взрослых по изобразительной деятельности и ручному труду. Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить.  Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи.  Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Необходимо обогащение активного и пассивного словаря, развитие у воспитанников диалогической и связной речи.

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;

Речевое: участие детей в диалоге, желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (тень – возможно для детей это новое слово).

Познавательное направление: расширение представлений об окружающем мире - о источниках света и его свойствах - через активизацию детского опыта.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

- игровой прием (проблемно-игровые ситуации);

- наглядно-практический метод (наличие предметов познания и исследования);

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детских видов деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;

- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;

- смена позиций взаимодействия: организатор, наблюдатель, «некомпетентный партнер» (сделать вид, что не знаю);

- незаметное «подбрасывание» предметов;

- прием сравнения, аналогии.

Оборудование: 2 одинаковых коробки с крышкой, в которых сделаны прорези (внутри обоих коробок изображение звездного неба), фонарики (по количеству детей и один фонарик лежит в комнате помощника воспитателя), настольная лампа, зеркала (по количеству детей), картон, тряпочки разной плотности и цвета.


Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Здравствуйте, ладошки»

Создает атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Создана благоприятная эмоциональная обстановка.

Мотивационно-побудительный.

Организовать внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Внесение в предметную среду группы двух одинаковых ярких коробок для детей.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой ситуации.

Воспитатель - режиссер, наблюдатель заинтересованный.

Организует познавательное пространство группы.

Обращает внимание детей на пространство.

Наблюдает за действия детей.

(При необходимости обращает внимание детей на прорези в коробках).

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают коробки), включаются в диалог с педагогом.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание подействовать, посмотреть, что спрятано в коробках.

Актуализация опыта детей, практическая деятельность

Актуализировать опыт и представления детей, организовать детское  исследование, поддерживать  выдвижение детьми гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей.

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования у каждого ребенка).

Подвижная игра «Поймай солнечных зайчиков».

Незаметное внесение предметов (коробки, фонарики, зеркала, кусочки ткани).

Прием сравнения, аналогии.

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

Инициирует проговаривание свойств, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (фонарики, зеркала). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (лампа).

Активно рассматривают, изучают и действуют с предметами (фонарики, зеркала, кусочки ткани).

Обнаруживают новые объекты (лампа), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию.

Все дети включаются в практическую деятельность. В деятельности опираются на собственный опыт.

 Найдены и присвоены новые способы определения свойств «нематериальных» объектов.

Осмысление (итог)

Созданы условия для осмысления деятельности самими детьми

Наглядно-игровой метод

Воспитатель организует осмысление деятельности детей на занятии с помощью карточек, где изображены фонарь выключенный и фонарь включённый; солнце и тучи; настольная лампа включенная и настольная лампа выключенная. Их нужно разложить по коробкам, которые были внесены в начале занятия.

Дети раскладывают карточки-схемы по коробкам, в одной из которых фонарь включен и мы увидели звездное небо в начале НОД, а в другой фонарь выключен, и мы не увидели звездное небо.

Дети сами зафиксировали полученные знания

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего.

Выясняет эмоциональные состояния детей, используя смайлики.

Проговаривают и проявляют свои эмоции.

Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Воспитатель организует внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Здравствуйте, ладошки».

2.Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель обращает свое внимание на пространство групповой комнаты и спрашивает у детей, что нового появилось у них в группе.

До этого помощник воспитателя вносит две одинаковые коробки с прорезями, в обоих коробках «звездное небо», но в одной из них включен фонарик, в другой выключен. Выясняем, почему в одной коробке видим звездное небо, а в другой нет?

3. Актуализация, практическая деятельность детей

1. Задается вопрос: Есть ли в нашей группе место, где сейчас темно? Дети сами ходят и ищут по группе такое место (им оказывается комната помощника воспитателя, где заранее оставлен фонарик на полке.

2. Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: подкидывает на стол ткани различной плотности и картон, организуя смену детской деятельности и предлагает поиграть с детьми в игру «Спрячь свет».

Наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей, помогает появиться разным версиям, используя выясняющие вопросы, н-р:

- А у Насти получилось спрятать свет?

- А какую ты Артем взял тряпочку?

- Что же у вас получилось, ребята?

Дети сравнивают свет от фонариков по величине, цвету, форме, предполагают -  на что они похожи?

(предполагаемые детские версии: свет от фонарика похожна цветок, на ракету, круг, солнышко).

Выслушиваются все детские варианты ответов.

Воспитатель и дети вместе обнаруживают зеркала на другом столе, воспитатель  дает детям (всем) выбрать зеркало, потрогать его, рассмотреть и предлагает половить солнечных зайчиков.

3. Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается детская усталость, организуется новый игровой момент: солнечный зайчик при помощи фонарика ловим.

Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми.

Осмысление (итог)

Педагог раздает всем детям карточки-схемы и предлагает разложить по коробочкам, в одной из них мы в начале увидели звездное небо, а в другой не увидели. При этом воспитатель принимает любые решения детей и лишь задает наводящие вопросы, н-р:

- Аделина, а почему ты положила в эту коробку карточку с солнцем?

- Тимофей, куда ты положил карточку с изображением выключенного фонаря?

4.Заключительный - рефлексия

Педагог предлагает детям продемонстрировать   эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует проговаривание детьми своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности.

Педагог раздает детям смайлики и предлагает положить их каждому туда, где больше всего понравилось играть: темная комната, игры с фонариками и зеркалами или же рассматривание и «заглядывание» в одинаковые коробки.

Дети проговаривают свои версии, воспитатель все версии детей принимает и предлагает положить свои смайлики.

«Такое разное мыло»

Дорофеева Анна Владимировна

воспитатель  муниципального автономного дошкольного

 образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Тополек»

Пояснительная записка

        Занятие для детей второй младшей группы составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования на тему: «Развитие самостоятельной поисковой активности на основе эмоционально-чувственного опыта».

Характеристика группы: В нашей группе 25 воспитанников, в том числе: 13 девочек и 12 мальчиков. Из них 5 детям уже исполнилось 4 года, остальным же воспитанникам по 3 года.         Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда умеют сами их находить.  Воспитанники могут создавать конструкции из различных материалов по собственному замыслу, удерживая их функциональное назначение. Взаимодействие друг с другом  происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи.  Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Необходимо обогащение активного и пассивного словаря, развитие у воспитанников диалогической и связной речи

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности.

Цель: расширение представлений о мыле,  его свойствах и  предназначении.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни.
  • обогащать и активизировать словарь по теме.

Развивающие:

  • Создавать и поддерживать атмосферу, основанную на детском удивлении и стимулирующую детское любопытство;
  • Организовывать проблемно-игровые ситуации и включать детей в элементарную исследовательскую деятельность;
  • Поддерживать познавательную активность детей;
  • Стимулировать речевую активность детей;

Воспитательные:

  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми своего и старшего возраста доступными средствами;

Речевое: участие  детей в диалоге,  желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (микробы, ).

Познавательное направление:  расширение представлений о мыле и его свойствах через  активизацию детского опыта и эксперимента.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);

-наглядно-практический метод (наличие предметов познания и  исследования опыты и эксперименты);

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детских видов деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;

- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;

- смена  позиций взаимодействия: организатор, наблюдатель, «некомпетентный партнер» (сделать вид, что  не знаю);

- прием сравнения, аналогии;

- наглядно-аналитический (элементарные выводы, простые умозаключения основанные на собственном опыте с опорой на наглядность )

Проделанная  предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», разучивание малых литературных форм, народных песенок, потешек.
  2. Беседа на тему «Зачем надо умываться?»
  3. Рассматривание иллюстраций «Дети моют ручки», картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная»
  4. Проведение Дидактической игры «Предметы для умывания» Дидактического упражнения «Научи Мишку правильно умываться»
  5. Просмотр мультфильмов и презентации о здоровом образе жизни, о правилах гигиены тела
  6. Наблюдение за работой помощника воспитателя.

Использовались следующие материалы:

Маленькие тазы по количеству детей, трубочки коктейльные,  мыло разных видов (туалетное, хозяйственное, детские, косметическое,  жидкое), кусочки ткани, венчики, губки, большое зеркало, пена для бритья, ткань разная, обмылки, линейки, трафареты.

Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Где же, где же наши ручки»

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Установлен контакт с детьми.

Мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Появление гостей с красивыми запакованными коробками.

Использование декораций.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой  ситуации. Разделение на команды по интересам детей.

Позиция:  режиссер

Организует  познавательное пространство группы.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на пришедших гостей наличие у них коробок, достают содержимое  начинают его рассматривать и обследовать.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание  обследовать мыло

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Включить детей в элементарную исследовательскую деятельность, поддерживать познавательную активность

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования  у каждого ребенка. Передача опыта (информации) от старших детей младшим путём показа действий и  самостоятельных исследований. Создание проблемно-игровой  ситуации, в коробках кроме необходимого материала дополнительные, при помощи которых можно  сделать другое исследование

Наглядный метод (рассматривание картинок с изображением опытов, их результатов и высказывание собственных действий а также элементарные выводы и умозаключения).

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей на исследуемый объект и командную работу.

Организует образовательное пространство для детского экспериментирования.

Работа с наглядным материалом (картинки), соотношение собственной деятельности и изображения,  умозаключения с опорой на наглядность  обращая внимание других детей на  высказывания.

Делятся на команды  по интересам, наблюдают деятельность старшего ребенка, пробуют повторить эксперимент. Делают свои эксперименты с помощью дополнительного материала.

Дети направлены к своему опыту,работе в команде и экспериментированию  включены в практическую деятельность с картинками,  включены в игровое  познавательное взаимодействие.

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

Наглядно-действенный (работа с экраном настроения)  

Выясняет эмоциональные состояния детей, используя экран настроения и жетоны.

Дети  с помощью жетонов обозначают свое эмоциональное состояние: радость, гордость, удивление, скука.

Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

Психологический настрой

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Где же, где же наши ручки»: предлагает спрятать ручки, затем найти, глазки спрятать и найти, ушки и т.п.

Мотивационно- побудительный этап

Заходит школьники с цветными, красивыми  коробками, воспитатель  эмоционально удивляется и спрашивает, что у школьников  находится в коробках. Школьники предлагают самим догадаться. Воспитатель обращается к детям: «Как же мы это узнаем». Дети выдвигают гипотезы. Воспитатель занимает позицию на равных с детьми и вместе с ними угадывает, что находится в коробках.

Трясём коробки, говорим свои версии и открываем.

Воспитатель: Да это же  мыло! Как много! Давайте посмотрим, какое оно. (Школьники вместе с детьми  рассматривают мыло)

Актуализация практической деятельности детей

  1. Педагог занимает позицию на равных с ребенком и предлагает посмотреть исследуемый предмет
  2. Воспитатель  предлагает  детям взять мыло и рассмотреть  его. Дети обследуют все мыло, которое есть в коробке.

Воспитатель берет мыло и говорит детям: «У меня мыло такой-то формы, а у вас? У меня мыло пахнет … А у вас, мое мыло цвета .. » выдерживает паузы, слушает ответы детей.

-А мыло в бутылочке как называется? А чтобы почувствовать его запах, что нужно сделать? Оно твердое или жидкое?

— Ребятки, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы.

— Дети, а для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)

— Я согласна с вами полностью, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Мыло, которым моют руки, называется туалетное.

— А сейчас мы отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты с мылом и узнаем еще много интересного о мыле! Вперед?!

Лаборатория расположена за ширмой, в ней созданы условия для проведения  5-ти  экспериментов с мылом, в каждой лаборатории школьник (7-8 класс), которые организуют и проводят эксперименты вместе детьми.

У детей есть право выбрать себе лабораторию, если будет возможность (время деятельности ограничено  в соответствии с учебным планом), дети помогут побывать не в одной лаборатории.

Эксперимент № 1 «Мыло отмывает»

Оборудование: тазы с приготовленной разведённой гуашью, тазы с чистой водой, тазы с мыльной водой, кусочки мыла, бумага полотенце.

         Ход проведения: школьник подводит детей к столу, спрашивает что они видят, что можно с этим сделать, выслушивает предложения детей, при необходимости предлагает свой способ.  Когда дети порисуют и вымажут руки (кисточки и прочее для рисования красками убрано), он спрашивает,  как будем отмывать.  Сначала предлагает в простой воде помыть, затем в мыльной или при помощи кусочка мыло.

Помогает детям сделать элементарные выводы.

Эксперимент № 2 «Мыльные пузыри»

Ход проведения: школьник подводит детей к столу,  предлагает поиграть  в мыльные пузыри. На столе флакончики с мыльным раствором  разной формы и размера. Дети разбирают флакончики и начинают дуть вместе со школьником. Школьник выясняет у детей, какие у них получаются пузыри, как они себя ведут в воздухе, на ладошке или, падая на пол. Помогает детям сделать элементарные выводы.

Эксперимент № 3 «Рисуем пеной по зеркалу»

Оборудование: ёмкость для воды, пена для бритья, кисточки или губка, зеркало.

Ход эксперимента: школьник предлагает детям порисовать: при этом на столе у него зеркало, заполненное мыльной пеной. Если дети  не догадываются, что на пене можно рисовать, он начинает это делать сам, предлагая детям тоже попробовать этот способ. Во время эксперимента школьник озвучивает свои ощущения словами: «пена мягкая, шуршит, на ней остается след, она белого цвета…», и спрашивает детей: «А вы что ощущаете? Что у вас получается,  вы что нарисовали?»

В конце помогает детям сделать элементарные выводы: какая пена, чем на ней можно рисовать.

Эксперимент № 4 «Плавающая пена»

Оборудование: губка, мыло жидкое и твердое, трубочки, венчик, тазы с водой маленькие и один большой.

Ход эксперимента: школьник берет кусочек мыла и бросает в воду мыло  тонет. Дети повторяют опыт сами. Затем повторяется эксперимент с каплей жидкого мыла, она тоже тонет.  Школьник говорит что: «на столах у них много другого оборудования» и спрашивает: «что с ним делать?»  дети высказывают свои версии. Школьник предлагает использовать это оборудование разными способами и создать из мыльного раствора мыльную пену.  Когда пена создана,  школьник спрашивает: а  ее можно опустить в таз с чистой водой? что с ней будет: она утонет или нет?

Предлагает детям попробовать. Спрашивает у детей: что же получилось? Дует на пену, «делает»  волны трубочками и ложкой (по типу весла), спрашивает у детей, что происходит с пеной?. Дети повторяют эксперимент самостоятельно с заинтересовавшими их инструментами. Школьник помогает сделать элементарные выводы.

Эксперимент №5 «Рисуем мылом по ткани»

Оборудование: обмылки, ткань разного цвета и плотности.

Ход эксперимента: школьник показывает детям материалы и спрашивает: «Что можно с этим сделать?» выслушивает ответы детей. И предлагает порисовать на ткани тем, что лежит в коробочке (обмылки), дети пробуют и видят,  что мыло оставляет след на ткани. Школьник предлагает два вида ткани: темную и светлую, спрашивает: на какой из них рисунок будет ярче? Дети пробуют, делают выводы. Сам школьник пытается рисовать на прозрачной ткани, предлагает детям рассмотреть рисунок, помогает сделать вывод, что на прозрачной светлой ткани рисунок не видно, потому что ткань светлая и след мыла тоже светлый.. Также предлагает порисовать целым куском мыла, и сравнить каким куском удобнее рисовать (тонким или толстым).

*Все эксперименты проводятся одновременно, дети выбирают, где им интереснее.

Заключительный - рефлексия.

Воспитатель раздает каждой группе детей конверты с картинками всех экспериментов и их результатов.  

Воспитатель: подберите те картинки, которые подходят для вашего стола, и расскажите нам всем, что вы делали и увидели.  

Дети рассматривают картинки, и высказываются командами.

Воспитатель: мы с вами проделали сегодня очень много интересных опытов, и увидели, каким необычным может быть мыло.  У нас есть уголок настроения,  и при помощи карточек, которые вы получили в начале, можно отметить какие эмоции вы испытали сегодня во время экспериментов. (на экране настроения изображены 4 эмоции: удивление, радость, гордость, сердитость). Дети делают свой выбор.

Литература:

  1. Е.В. Баранова в помощь воспитателям и родителям «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» - г. Ярославль: Академия развития, 2009 г.

«Организация образовательного процесса

в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  включение детей в познавательную деятельность»

Агеева Юлия Александровна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

 образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

       

Пояснительная записка

Занятие на тему  «Про ежика и не только…» разработано в рамках комплексной темы «Мир вокруг нас».

*Характеристика группы: В группе 23 воспитанника. Есть дети, которым только будет 4 года и есть, которым уже давно 4 года. 

В группе  мальчиков 12, девочек 11.  Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда  умеют сами их находить.  Воспитанники  могут создавать конструкции из различных материалов по собственному замыслу, удерживая их функциональное назначение. Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи.  Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Объекты природы интересны детям как объекты для игры, а не познания. Обсуждая различные события (явления природы) пытаются  находить  и приводить самостоятельные аргументы. Умеют выделять характерные свойства объектов и явлений.

 Образовательная работа с детьми осуществляется по общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек».

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)

Тип занятия: интегрированное.

Цель занятия:  Включение детей младшего дошкольного  возраста в познавательное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  1. Налаживать содержательное познавательное взаимодействие со взрослым и сверстниками.
  2. Поддерживать интерес к совместной деятельности, направлять внимание детей друг на друга.
  3. Активизировать собственный опыт детей, создавать ситуации, где возникает диалог, ситуации принятия собственных решений, выбора.
  4. Поощрять самостоятельные открытия детей в области познания окружающего мира.
  5. Создавать ситуации для овладения детьми приемами группировки, нахождения общего и отличного;  освоения способов соединения деталей для создания целостной конструкции (образа).
  6. Активизировать проявление эмоциональных отношений к деятельности.

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;

Речевое: участие  детей в диалоге,  желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (подворье – возможно для детей это новое слово).

Познавательное направление:  расширение представлений об окружающем мире - о животных,  их месте обитания - через активизацию детского опыта.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);

-наглядно-практический метод (наличие предметов познания и  исследования );

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детских видов деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная;

- смена тембра и звука голоса, удерживание паузы воспитателем;

- смена  позиций взаимодействия: организатор, наблюдатель, «некомпетентный партнер» (сделать вид, что  не знаю);

- незаметное «подбрасывание» предметов;

- использование художественных средств речи (загадка, потешка);

- прием сравнения, аналогии;

- сознательное внесение одного предмета для всех (корзинка);

- использование декораций (лес и подворье)

                                 Оборудование: ширмы с изображение леса и подворья, плоскостные фигурки животных, корзинка, плоскостные силуэты  звериных следов, веревочки разного цвета, прищепки разноцветные.

*Агеева Ю.А. работает на одной группе  с Аникьевой С.П.

Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Здравствуйте, пальчики»

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Установлен контакт с детьми.

Мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Внесение в предметную среду группы ярких предметов, объектов, новых для детей.

Использование декораций.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Позиция:  режиссер

Организует  познавательное пространство группы.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

(При необходимости обращает внимание детей на картинки).

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают), включаются в диалог с педагогом.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание  подействовать, «поиграть» с картинками

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Активизировать опыт и знания детей, организовать  детское  исследование, создать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей.

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования  у каждого ребенка).

Дидактическая игра «Рассели животных».

Незаметное «подбрасывание» предметов, наглядностей.

Использование художественных средств речи (загадки, потешки).

Прием сравнения, аналогии.

Сознательное внесение одного предмета для всех детей (корзинка, ежик) или, наоборот, меньшее количество предметов, чем детей.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Внесение незавершенного образа.

Использование декораций (для дидактической игры)

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

Организует дидактическую игру.

Инициирует проговаривание действий, признаков, названий, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (следы животных). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (что за объект), организует детское продуктивное взаимодействие в парах.

Дети включаются в игру: рассматривают и помещают картинки животных на декорации в соответствии со своими представлениями.

Обнаруживают новые наглядные объекты (силуэты следов), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию, включаются в общее дело (в парах).

Дети направлены к своему опыту,  включены в практическую деятельность с картинками,  моделями следов животных,

включены в игровое  познавательное взаимодействие.

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

Действия с неоформленным материалом

Выясняет эмоциональные состояния детей, используя незаконченный образ и  включая  детей в общее дело.

С помощью предоставленного материала завершают предложенный воспитателем образ объекта природы (солнышко), проговаривают и проявляют свои эмоции.

Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Здравствуйте, пальчики»: обращается к детям и  предлагает поздороваться пальчиками: мы с вами уже поздоровались, а теперь пусть  поздороваются наши пальчики.

2.Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель обращает свое внимание на пространство групповой комнаты, восхищается игрушками, высказывает предположение, что дети очень интересно играют со всем, что у них есть в группе, обращает внимание на внесенные картинки и   ждет действий (отношения к ним) детей (недолго).

После этого сразу организует игровую ситуацию:

«Животные ушли погулять  и  потерялись. Как им найти свой дом? Где они могут жить? Так помогайте, найдите им дом»

(В группе находятся два экрана –  лес и подворье без животных).

3. Актуализация, практическая деятельность детей

1.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости  организует и направляет действия детей, выслушивает детские версии, предположения.

 Направляет интерес детей друг на друга, задает выясняющие и уточняющие вопросы в зависимости от сложившихся ситуаций..

Н-р:

- Помогите белочке найти свой дом?

- А что делает медведь осенью?

- А у вас никто не заблудился?

-Интересно – а что делает волк в стайке?

- А что будет, если лису поселить в курятнике?

а как одним словом назвать животных, которые живут дома, на подворье? И.т.д.

В результате вместе с детьми приходят (могут прийти) к выводу:

-Животные, которые живут рядом с человеком, возле его дома (на подворье) – домашние животные;

- Животные, которые живут в диком лесу самостоятельно – дикие животные;

2. Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: подкидывает на пол  следы животных, организуя смену детской  деятельности.

Наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей, помогает появиться разным версиям, используя выясняющие вопросы, н-р:

- А что это там такое?

- Чьи это следы?

-Кто это наследил?

-А следы – то одинаковые?

-Чем отличаются?

-Как узнать, что разные?

Дети сравнивают объекты по величине, цвету, предполагают -  чьи это могут быть следы?

(предполагаемые детские версии: следы медведя, зайчика, лисы и волка, следы большие, средние, маленькие).

Выслушиваются все детские варианты ответов.

Воспитатель и дети вместе  идут по следам и обнаруживают корзинку, воспитатель  дает детям (всем) послушать корзинку, потрогать ее, рассмотреть: что же  там, а вдруг  кто-то живой?

Воспитатель наблюдает за реакцией детей, активизирует  детские версии, дает возможность высказаться по-поводу того, что  или кто находится в корзинке.

 Педагог использует художественное слово: загадку про ежика.

В корзинке спит ежик. Что за ежик?

Педагог  организует детское обследование игрушки, инициирует детские высказывания об игрушке, предлагает всем потрогать ежика  (сначала сам гладит и отдергивает руку, делая вид, что укололся иголками).

Дети принимают игровое действие и включаются в воображаемую ситуацию. Педагог организует диалог: зачем нужны ежику иголки.

Выслушивает высказывания детей, проговаривает вместе с детьми все возникшие версии:

- ежику нужны иголки для защиты от волка, от лисы; чтобы принести  в норку грибы или ягоды; …) 

Организуется пальчиковая игра «Ежик колкий».

 3. Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается  детская усталость,  организуется новый игровой момент.

А заглянем еще в корзинку? Кто там еще???

Выслушиваются версии детей, своя версия (если понадобится), что это ежата. Чего у них не хватает???

- У маленьких ежат нет иголок,  и им грозит опасность. Какая?

 Выслушать версии детей кто угрожает ежикам?

 Как им помочь?

Педагог создает ситуацию для общей деятельности в парах, объединяющим началом которой является один ежик.

- найдите себе дружка, кто нашелся – возьмите себе одного ежика и вместе помогите ему. 

Предлагается неоформленный материал - прищепки разноцветные.

Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми.

-Какие у вас получились ежики, покажите вместе своего.

- Они у вас одинаковые?

-У кого красные иголочки? Почему у вашего ежика красные иголочки?

- У кого желтые?

- У кого разноцветный ежик?       - Вы вместе помогали ежику? Теперь им не страшно. Отнесите их к ним домой!!!!

4.Заключительный - рефлексия

Педагог предлагает детям продемонстрировать   эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует  проговаривание детьми  своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности.

Педагог выкладывает на полу круг из желтой веревочки.

-На что это похоже?

Дети проговаривают свои версии, воспитатель все версии детей принимает и предлагает всех обогреть ярким солнышком.

Детям предлагаются лучи (веревочки желтого цвета), которые они сами выбирают и прикладывают  к большому кругу.

Дается возможность выбрать способ деятельности, поддерживается  детская инициатива.

- Какое солнышко получилось?

- Вам понравилось?

Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей  в форме НОД в рамках проекта «Прошлое и настоящее»

Отвечаем на детский вопрос: чем рисовали люди в древности?

Воспитатель: Черепанова Т.А.

Цель:

        Формирование представлений о прошлом и настоящем окружающего мира на примере конкретных вещей через включение детей в игровую и исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. создать условия и включить детей в исследование предметов;
  2. развивать знаково-символическую функцию мышления  в процессе детской исследовательской деятельности;
  3. формировать умения исследовать материалы, делать выводы и умозаключения,  поддерживая  детские исследовательские действия;
  4. развивать умение взаимодействовать в команде;
  5. развивать детскую  самооценку.  

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создание атмосферы психологической безопасности, эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка детей

Закличка на общий круг.

Игра с мячом «Наоборот»

Собирает детей в круг, выясняет всем ли удобно, настраивает на игру, проводит игру.

Собираются вместе в круг, участвуют  в игре в игре.

Психологическая готовность, эмоциональный и деловой настрой на деятельность.

Вводно-организационный,

мотивационно-побудительный

Организация направленного внимания, игровая мотивация деятельности.

Внесение нового материала.

Вопросы на выяснение.

Обращение к опыту детей

Включает детей в диалог через вопросы.

предлагает детям закрыть глаза и представить, что они попали в древний мир. Задает вопросы на выяснение: куда попали? Что видим? На что похоже?

Участвуют в диалоге.

Принимают и включаются в игровую ситуацию

 

Привлечение произвольного внимания, формальная готовность,  к предстоящей деятельности

Актуализация имеющегося  опыта

Актуализация имеющихся  у детей представлений о жизни людей в прошлом, в древности. Активизация полученных представлений о свойствах материалов в практической деятельности

Игровая ситуация

Макетирование - внесение нового оборудования (макет древней пещеры).

Проблемная ситуация.

Удержание паузы.

Организует игровую ситуацию – включает детей в сюжетную игру

Направляет деятельность детей выясняющими вопросами.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях,  задают вопросы.

Осознают и  принимают поставленную задачу.

выбирают свой способ решения задачи. Включаются в продуктивную деятельность.

Внутренняя мотивация на дальнейшую практическую деятельность.

Активизированы представления о способах использования материала (уголек).

Опыт оформления совместного продукта.

Практическая работа – исследование материалов

Создание условий для выбора детьми способов и приемов исследования материалов, применение имеющихся представлений о свойствах  материалов.

Ситуации выбора.

Групповая форма работы.

Коммуникации внутри групп.

Коммуникации между группами.

Смена деятельности.

Введение ограничений.

Приемы привлечения внимания.

Организация исследовательской деятельности  детей, организация взаимодействия в достижении и обсуждении результата, эмоциональная поддержка.

Обращение внимания детей друг на друга, привлечение внимания детей.

 Дети исследуют материалы, взаимодействуют друг с другом, анализируют и синтезируют (задают вопросы, узнают новое в процессе деятельности,

выбирают, сравнивают,

помогают, договариваются, фиксируют результаты).

Опыт исследования материалов.

Выявлены свойства материалов.

Опыт работы в команде.

Рефлексивно-оценочный

Формирование логического мышления.

Формирование предпосылок рефлексии.

установка на осуществление рефлексии

предлагает детям фишки, направляет их к лесенке

.

формируют во внутреннем плане представления о результатах деятельности, фиксируют их на панели Лесенка.

Созданы условия и дети включены в процесс рефлексии.

 

Сценарный план занятия

Ход занятия

Действия воспитателя и детей

1.Психологический настрой

Закличка на общий круг.

воспитатель проговаривает закличку, в ходе которой дети собираются в общий круг.

- Встаньте так, чтобы вам было удобно.

- Всем удобно?

- А теперь поиграем в игру  «Скажи наоборот»

Обговор правил игры и введение ограничений:

-В какую сторону начнем передавать мяч?

 - Если кто – то затрудняется назвать противоположное, что будем делать?

-Долго не держим мяч в руках, если затрудняешься – передавай другому другу.

Воспитатель вместе с детьми следит за соблюдением правил игры, о которых вместе договорились.

После того как дети назвали слова, предлагая последнюю ассоциацию,  сам  говорит или добавляет свой вариант слова – понятия.(современный – древний)

 

2.Вводно-организационный  этап внесение картинок о древних людях

Воспитатель вносит в группу картинки о жизни древних людей, предлагает их рассмотреть и организует беседу:

что видите на картинках?

как жили люди раньше?

что было в пещерах?

чем они занимались?

чем рисовали на стенах?

3.Мотивационно-побудительный этап, актуализация имеющихся представлений, обращение к опыту детей.

А теперь давайте представим, что мы попали в мир древних людей

закройте глаза и представьте, что  вы – древние люди – открывает дверь спальни, которая превратилась в пещеру.

 Где мы с вами оказались?

На что это похоже?

предлагает детям посидеть возле «костра»

- дети делают предположения  о том, что это пещера древних, рассматривают макет, осваиваются в этом пространстве.

Чего не хватает в нашей пещере?

что мы видели на картинках?

в нашей пещере есть рисунки?

а мы можем их нарисовать?

как будем рисовать? мы в пещере, здесь есть только то, что вы видите: костер, угольки,   стены пещеры….

А чем рисовали древние люди?

Посмотрите, что есть у нас, чтобы нарисовать на стене нашей пещеры?( напоминает детям, что они в древней пещере).

Дети осознают и принимают поставленную задачу, участвуют в диалоге, высказывают свои предположения.

Если не догадались про уголек, предлагает детям порисовать угольками, спрашивает, как сделать, чтобы не испачкаться?

обращает внимание на заранее заготовленные салфетки, тряпочки, другое.

получилось рисовать угольком?- а ты что нарисовал? А у тебя что?

а на что похож уголек, завернутый в салфетку?

может предложить свое мнение,( А мой уголек похож на карандаш).

Что же мы с вами сейчас выяснили? (что же получается?   Уголек – это что? Может,  это самый первый карандаш человека)

выслушивает предположения детей, проговаривает, если необходимо, что она выяснила для себя то, что первым карандашом был уголек.

А можем еще что-то узнать про карандаш?

Как можно узнавать что-то новое для себя? (задавать вопросы, рассматривать, трогать, нюхать, пробовать что-то делать  этим предметом….)

4.Практическая работа.  Объединение в три команды по цветным фигурам

Педагог предлагает объединиться в три команды и предлагает цветные геометрические фигуры

У вас на столах находятся разные материалы и предметы. Исследуя их, постарайтесь выяснить что-то о карандаше, его свойствах, о том, как им можно пользоваться…

договаривается о правилах работы в группе: выбрать того, кто будет записывать про все, что они узнали о карандаше, того, кто потом про это расскажет другим командам.

Записывать можно значками, символами, которые вы сами придумаете.

Обговаривается, что на выполнение задания им дается 5 минут, ставит часы песочные.

Воспитатель занимает позицию  наблюдателя и режиссера, обращает внимание детей друг на друга при работе в команде, задает выясняющие вопросы,  напоминает о времени, при необходимости использует приемы привлечения внимания.

Например, воспитатель тихо говорит: «Кто меня слышит – поднимите руку, кто меня слышит – погладьте себя по голове, кто меня слышит – топните ногой»

После того, когда внимание детей привлечено, предлагается командам заслушать друг друга.

 Кто будет начинать?

Используются любые способы выбора первого (считалки, по желанию, жеребьевка, вытягивание номера).

Выясняется, для кого команда будет рассказывать и показывать лист, где фиксировали результаты исследований ( для всех, для одной  команды, что будут делать остальные команды?)

Воспитатель организует дело для всех команд.

5.Рефлексивно-самооценочный

воспитатель предлагает детям поместить фишки на лесенку: на нижнюю ступень – если они ничего нового про карандаш не узнали, на среднюю – если что- узнали, на верхнюю – если о карандаше узнали много нового.

дети  на основе своих представлений помещают фишки на лесенку.

6.Заключительный этап – переход к новому виду деятельности Мотивация на новый вид деятельности

-воспитатель показывает детям современную версию карандаша, предлагает детям пофантазировать на тему: каким станет карандаш в будущем.

Тема:  «Волшебный фартук» ( Старшая группа)

Воспитатель Ризванова С.Г.

Цель: Развитие представлений детей о видах тканей и их свойствах, формирование познавательно-исследовательских умений детей.

Задачи:

  1. актуализировать детские представления о различных материалах;
  2. создать условия и поддерживать познавательно-исследовательские действия детей;
  3. способствовать формированию умений исследовать материалы, делать выводы и умозаключения
  4. поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение сравнивать, делать выводы;
  5. расширять словарный запас детей (болонья, капрон, ситец, мешковина);
  6. совершенствовать  умение договариваться друг с другом для решения общей задачи;
  7. воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материал :

- набор тканей (10 х 10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон;

-мерная ложка, звонок;

- дидактическая игрушка Незнайка;

- бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды;

- карточки с символами настроений: удивлённо, очень удивлённое, радостное, весёлое, очень радостное, спокойное, очень спокойное (д/материал «Эмоции»).

Предварительная   работа :

- труд в уголке природы;

- мытьё игрушек;

-чтение рассказа Е. Пермяк «Как Маша стала большой»;

- д/ игра «Угадай настроение»;

- демонстрация опыта «Прохождение воды через вату».

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создание атмосферы психологической безопасности, эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка детей

Игра «Подари доброе слово».

Приветствие, доброе пожелание, установление контакта

Приветствие, участие в игре.

Психологическая готовность, эмоциональный и деловой настрой на деятельность.

Вводно-организационный.

Мотивационно-побудительный

Организация направленного внимания, игровая мотивация деятельности.

Игра «Угадай настроение»

Эвристическая беседа.

Включает детей в игру через вопросы.

Участвуют в игре

Привлечение  внимания, формальная готовность  к предстоящей деятельности

Практическая работа

Создание условий для выбора детьми способов и приемов исследования свойств воды, применение имеющихся представлений о свойствах  материалов.

Создание проблемных ситуаций.

Ограниченное количество экземпляров ткани

Объединение в команды

Ситуации выбора.

Коммуникации внутри команды.

Смена деятельности.

Приемы привлечения внимания.

Позиция внимательного слушателя, наблюдателя, партнера, провокатора…

Организация исследовательской деятельности  детей, организация взаимодействия в достижении и обсуждении результата, эмоциональная поддержка.

Обращение внимания детей друг на друга, привлечение внимания детей.

 Дети высказывают гипотезы, предположения, высказывают свое мнение.

Дети исследуют свойства ткани. Цель исследования: проверить свойства ткани и выбрать непромокаемую  ткань.

Дети  взаимодействуют друг с другом, анализируют и синтезируют (задают вопросы, узнают новое в процессе деятельности,

выбирают, сравнивают,

помогают, договариваются, оценивают себя и своих сверстников).

Дети активно включаются в исследовательскую деятельность.

Выявлены свойства тканей, сделаны выводы  и зафиксированы результаты экспериментов.

Получен опыт работы в команде.

Актуализация

Продуктивная деятельность

Актуализация имеющихся  у детей представлений о неживой природе. Активизация полученных представлений о свойствах воды в практической деятельности

Организация продуктивной деятельности через создание проблемной ситуации

Шьем фартуки из непромокаемой ткани.

Ситуации выбора.

Удержание паузы.

Создает условия для продуктивной деятельности.

Направление деятельности детей наводящими вопросами.

Включаются в диалог, переходят к продуктивной деятельности.

Осознают и  принимают поставленную игровую задачу. 

Внутренняя мотивация на дальнейшую практическую деятельность.

Активизированы представления о свойствах тканей в практической деятельности.

Рефлексивно-корригирующий

Формирование предпосылок рефлексии 

Создать ситуацию для проявления эмоций: удивление радость.

Диалоговое  обсуждение.

Безоценочное общение с детьми.

Включение детей в диалог по поводу состоявшейся деятельности.

Формулируют уже имеющиеся у них представления, вступают в диалог по поводу случившейся деятельности

Созданы условия и дети включены в процесс рефлексии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...