Путешествие в страну одаренных
материал
Семинар-практикум. Активация знаний педагогов относительно развития одаренности у детей дошкольного возраста, стимулирование участников к поиску способов развития способностей малышей. Разработка рекомендаций для воспитания и обучения одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_odarennyh.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОДАРЕННЫХ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Цель: активизация знаний педагогов относительно развития одаренности у детей дошкольного возраста, стимулирование участников к поиску способов развития способностей малышей, разработка рекомендаций для воспитания и обучение одаренных детей.
Оборудование: листы бумаги А 4, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, ватман, конверты с задачами для команд и др.
Воспитатель. Добрый день, уважаемые педагоги! Любите ли вы путешествовать? Если да, значит, сегодня мы осуществим необыкновенное странствие путешествие в Страну Одаренных. Что нам нужно взять с собой? Нам, необходимы компас, пища, снаряжение. И разве мы рискнем отправиться в неизведанные края без карты? Значит, нам, прежде всего, необходима карта. У кого-то из вас она есть? Нет. Тогда надо ее создать. Все, что нам потребуется, - это листы бумаги, цветная бумага, клей, ножницы и цветные карандаши. Но перед тем с помощью жеребьевки мы образуем 7 команд по 2-3 участника в каждой.
-Практическая работа "Географическая карта"
Воспитатель. Предлагаю командам изобразить на бумаге один из объектов страны Одаренных. Необходимым условием выполнения задания есть привлечения всех участников команды к общей деятельности. Время на выполнение – 10 мин. Название объектов:
- Интеллектуальное море;
- Храм Логики;
- Лес Почемучек;
- Долина Творчества;
- Замок Фантазии;
- Горы Способностей;
- Равнина Общения.
Готовы? Теперь мы создаем карту Страны Одаренных.
(Команды рисуют карту)
Воспитатель. Итак, карта у нас есть. Взгляните внимательно на нее. Все эти объекты недаром оказались в такой удивительной стране.
Важнейшими характеристиками одаренных детей считают:
- Чрезвычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;
- Скорость и точность выполнения умственных операций, которое предопределяется стойкостью внимания и оперативной памятью;
- Богатство словарного запаса, скорость и оригинальность вербальных ассоциаций;
- Выраженная установка на творческое выполнение задач, яркое воображение;
- Развитие логического мышления;
- Раннее проявление способностей: математических, конструктивно-технических, художественных, музыкальных, литературных и т.п.
Мозговой штурм
Воспитатель. Давайте припомним, что такое задатки, способности, одаренность. Которое первичное, а что вторичное.
Задатки – это естественные анатома–физиологические особенности организма, предпосылка развития способностей.
Способности – это синтез свойств личности, которое проявляется в скорости овладения знаниями, умениями и привычками.
Одаренность – это своеобразное качественное объединение способностей, от которых зависит успех в любой деятельности.
Высочайший уровень развития одаренности – талант и гениальность.
Как свидетельствует статистика:
- 2-3% - детей являются одаренными;
- 15-18%- способными;
- 50-55%- с удовлетворительным развитием;
- 10-15%- со слабым развитием.
Итак, с теоретической частью мы ознакомились.
Воспитатель. Но не все так чудесно в нашем королевстве. Не только для вируса гриппа не существует границ. Откуда не возьмись – появились в Стране Одаренных вирусы зависти, лености, обиды, гнева. И превратилась равнина Общения на поле Одиночества, лес Почемучек – на непроходимую чащу, Интеллектуальное море – на пустыню, храм Логики разрушили, долина Творчества заросла колючками и сорняками, замок Фантазии пришел в упадок, горы Способностей стали опасными через угрозу схождения снеговых лавин.
Примечание. прикрепляю новые объекты к карте страны Одаренных: руины замка, пустыню, кустарник, снеговые вершины гор, одинокий цветок и др. После успешного прохождения участниками определенных испытаний, снимаю по одному объекту и таким образом восстанавливаем карту.
Что же делать? Как нам отстроить эту замечательную страну? Очевидно, как и в каждой сказке, главным героям, т.е. нам с вами, надо пройти через определенные испытания. Давайте для начала отстроим храм Логики. Чтобы сделать это каждой команде, я предлагаю решить задачу.
Логические задачи
1.Двое котят отправились в гости к своей бабушке. Первый поехал на автомобиле, а второй - на велосипеде. Которого из них бабушка увидит сначала?
2.Лягушонок и Мишка игрались возле пруда мячиком. Вдруг он отскочил и упал в воду. Кому легче достать мячик?
3.Утенок, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли на береге пакет с конфетками. Кого послать за ними?
4.Ворона и Поросенок купили себе новые ботинки и начали их обувать. Кто обует быстрее?
5.Пришли в гости к ежику Белочка, Зайчик и Котик. Начал он их угощать. Белочке дал орехов, Зайчику - сметаны, Котику – молока. Кто из гостей остался недовольный угощениям?
6.Слоненок, Зайчик и Мишка построили себе новые домики и решили их покрасить. Кому понадобится больше всего краски?
7. Мама - кошка готовила торт. А котята строили из стульев "домики". Черный котенок построил домик из двух стульев. Серый – из пяти. А белый – из восьми. Здесь мама – кошка сказала им поставить стулья на место и идти есть торт. Какой котенок прибежит последним?
Воспитатель. Сложные были задания? Такие задания мы можем и должны использовать для развития логического мышления дошкольников.
Правильно решив задания, мы восстановили храм Логики. А теперь попробуем немного пообщаться. Сделаем это с помощью упражнения "Кто сказал?", которое даст возможность проверить, на сколько хорошо мы знаем голоса своих коллег.
Упражнение "Кто сказал?"
Посреди помещения ставят" горячий стул", на который садится один участник и закрывает глаза. Другие присутствующие встают, а воспитатель говорит:
Стали весело мы в круг (педагоги образовывают круг),
Я твой друг и ты мой друг (берут один другого за руки, давят их).
Вправо скок и влево скок (разминаю мышцы ног).
Узнай, чей голосок?
Дальше воспитатель указывает на кого-то из участников, и тот говорит фразу, изменив свой голос.
Ты мой голос не узнаешь,
Кто говорит, не угадаешь.
Участник, который сидит на "горячем стуле", должен угадать, кому принадлежит голос. Если он угадывает - его место занимает другой участник, и игра продолжается.
Воспитатель. Благодарю, участников прошу садиться. Какую пользу малышам принесет выполнение этого упражнения?.. Что больше дети общаются между собой, тем дружнее становится детский коллектив.
Посмотрите, наша равнина Общения снова такая же, как и раньше! А мы продолжаем восстанавливать Страну Одаренных. И на очереди – долина Творчества.
Упражнение "Созвездие талантов"
Каждому участнику психолог раздаю лист бумаги, на котором написано определенное словосочетание. Задача: вообразить то, о чем говорится в словосочетании, и передать на рисунке. Время на выполнение задачи – 5 мин. Потом участники демонстрируют свои рисунки, а другие педагоги должны догадаться, что именно изображено.
Перечень словосочетаний:
- Веселый дом – больное дерево;
- Хитрый гребешок – ленивый чайник;
- Необыкновенный подарок – непослушный карандаш;
- Колючая кофта – печальное солнце;
- Сломанная игрушка – вкусная пища;
- Глупый заяц – сказочный стул;
- Некрасивая одежда – приятный запах;
- Теплый дождь – спортивная шапка;
- Неправильная тарелка – скучный день;
- Загадочный лес – волшебная дверь;
- Опасная дорога – интересная находка;
- Печальная ворона – невнимательный человек;
- Громкая музыка – докучливая муха;
- Смелый воробей – одинокая сосулька;
- Недожаренная котлета – горячая батарея;
- Неудобный диван – скользкая дорога.
Воспитатель. Уместным будет вспомнить выражение известного педагога В. Сухомлинского: "От творческого педагога к творческому ребенку".
Вопрос:
-По вашему мнению, уважаемые коллеги, упражнение "Созвездие талантов" является сложным?
-Можно ли его использовать в работе с детьми?
-Чем она полезная для развития ребенка?
Творческий, одаренный ребенок требует от воспитателей и родителей неординарности и постоянной работы над собой, самосовершенствования. Одаренный ребенок-это одаренные взрослые, которые ее окружают и умеют заботливо относиться к ней, ее проблем, отвечать на вопрос и любить. Мы имели возможность убедиться, что наши педагоги именно такие – одаренные и творческие личности. Итак, долина Творчества снова расцвела.
Страну Одаренных мы почти восстановили, осталось еще несколько объектов, в том числе пустыня.
Упражнение "Пустыня"
Задача. Участникам каждой команды надо вместе пройти пустыню разными способами. Необходимое условие - не повторять действий предыдущих участников.
Примечание. Можно пройти пустыню шагом, подпрыгивая, танцуя, пролезть на четырех, задом наперёд, боком и др.
Воспитатель. Итак, Интеллектуальное море снова тешит наш взгляд, взгляните, как излучают лучи солнца в его волнах, прислушайтесь, как шумит прибой.
Но на нашей карте есть еще не один пасмурный объект, в том числе и замок Фантазии.
Упражнение "Кто такой? Кто такая?"
Раздаю командам портрет взрослого человека или ребенка. Задача – составить рассказ об этом человеке или ребенке: как ее зовут, сколько лет, где живёт, что любит делать, а что нет, кем работает, с кем дружит и т.д. Также педагоги должны объяснить, что именно их натолкнуло на определенные мысли.
Воспитатель. Понравилось ли вам, уважаемые коллеги, фантазировать? А ваши воспитанники любят это делать? Итак, давайте создавать им для этого условия.
Замок Фантазии мы общими усилиями отстроили!
Воспитатель. Дальше я предлагаю присутствующим заняться экстремальным туризмом, и наш маршрут проходит через горы Способностей.
Упражнение "Минута славы"
Воспитатель. Много кто из вас смотрел телепередачу "Минута славы". И сегодня вы – участники такого шоу, т.е. имеете возможность проявить свои способности. Каждой команде раздаю задача:
1.Разыграть в ролях юмористическую сценку. Начало: "Извините, я опоздала на работу. Я не хотела этого делать, но по дороге со мной случилась такая история...".
2.Слепить из пластилина героев сказки.
3.Создать с помощью конструктора архитектурный шедевр.
4.Сыграть всем вместе популярную мелодию на музыкальных инструментах.
5.Продемонстрировать показательное занятие по художественной гимнастике.
6.Написать и пропеть колыбельную. Начало: "Пусть снится вам, детки...".
7.Создать картину, используя технику оригами.
У вас есть 10 мин. для подготовки, чтобы продемонстрировать присутствующим свои таланты. Также вы можете использовать материалы, которые есть на столе: спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, пластилин, листы бумаги, конструктор, цветная бумага, ножницы и т.п.
Воспитатель. Богатая талантами Новосибирская земля! Наши педагоги заслужили искренние и горячие аплодисменты.
Скажите-ка мне, пожалуйста, чем уникальное это упражнение? (В каждой группе есть дети, которые проявляют способности в разных областях, поэтому использование этого упражнения дает возможность каждому ребенку проявить себя.)
А сейчас направляемся к лесу Почемучек, где нас ждет последнее испытание.
Упражнение "Веселые почемучки"
Воспитатель. Объявляю последний конкурс. Вашим заданием будет вспомнить интереснейшие, самые оригинальные вопросы воспитанников. Ведь что больше дети спрашивают, то высший их творческий потенциал. Победит та команда, участники которой вспомнят как можно больше интересных случаев со своей педагогической практики.
Воспитатель. Браво! Мы чуточку развлеклись, припоминая своих воспитанников и их затеи. Лес Почемучек уже не является не проходимой чащей, здесь снова можно гулять и узнавать что-то новое.
Наше путешествие Страной Одаренных оказалась интересным и довольно содержательным. В завершение хочу предложить несколько советов для воспитателей:
- Для развития одаренности необходимое всестороннее влияние на ребенка - поэтому сотрудничайте с родителями одаренных детей;
- Поощряйте малышей – это стимулирует их к самосовершенствованию;
- Направляйте их кипучую энергию в нужное русло;
- Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу, ведь одаренные дети очень впечатлительные;
- Будьте справедливыми – малыши остро реагируют на несправедливость;
- Побуждайте дошкольников задавать как можно больше разных вопросов, организуйте конкурс Почемучек;
- Оказывайте содействие развитию способностей, не забывая при этом самим развивать свой талант.
Благодарю всех присутствующих за внимание, активность и творчество, которое вы сегодня продемонстрировали. Я получила удовлетворение от сотрудничества с вами. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч", «Переполох в стране математики», «Путешествие по занимательной математике»,«Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч"...
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОДАРЕННЫХ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Цель: активизация знаний педагогов относительно развития одаренности у детей дошкольного возраста, стимулирование участников к поиску способов развития способностей малышей, разработка рекомендаций дл...
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"
Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...
Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа
Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»
Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие »...
Семинар-практикум "Путешествие в страну Одаренных"
Семинар-практикум "Путешествие в страну одаренных" для воспитателей....
Тренинг для родителей «Страна одаренных»
Цель: стимулирование родителей к поиску способов развития способностей детей.Задачи:- усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка через наблюдени...