Консультация для воспитателей
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида» г.Пикалево
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила: Ерошенкова О.Ф.
В соответствии с ФГОС ДО основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, а также
развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Следуя современным тенденциям развития образования, мы должны выпустить из детского сада, ребёнка любознательного, интересующегося причинно-следственными связями, активного, умеющего наблюдать и экспериментировать, рассуждать и строить умозаключения, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи, принимать собственные решения. Как следствие, значительно повышается ответственность воспитателя за уровень подготовки выпускников, за развитие их мыслительных способностей.
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения. Поэтому, чтобы дети не испытывали трудностей в школе,
уже в дошкольный период необходимо начинать развивать логическое мышление.
Время, выделенное программой на НОД, не достаточно для развития логического мышления. Большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование дает возможность выявить и развить творческие способности детей, и эта необходимость привела нас к разработке дополнительной программы «Занимательная логика».
Программа предусматривает развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решением различных логических игр и лабиринтов, интерактивных игр, широко используем логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина.
Помимо использования дополнительной программы, логическое мышление детей мы развиваем и в других видах детской деятельности, как совместной так и самостоятельной.
В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений используем логические упражнения и игры на классификацию, анализ и синтез. Такие как: «Заплатки», «Найди и раскрась», «Из каких фигур картинка», «Подумай и дорисуй», «Продолжи ряд», «Волшебный мешочек» и т.д. Детям нравится выполнять геометрические фризы. Здесь идет и развитие речи детей, так как они все словесно объясняют, разъясняют и описывают. В старшем дошкольном возрасте применяю задания требующие осмысления, используя проблемные ситуации. Они побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытие мира математики. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие.
На занятиях по конструированию мы развиваем способность детей к логическому синтезу. Мы создаем постройки по заданному образцу, схеме,
анализируем их, выделяя основные части, пространственное расположение. Применяем также элементы лего-технологии (например, в строительстве постройки используем только……; не используем…..), затем дети проверяют правильность выполнения друг друга.
На занятиях по аппликации дети учатся составлять полное изображение из частей, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети получают сведения о растительном, животном мире. Внешний вид, место в природе, полезные свойства, на что похоже. Учатся классифицировать, сравнивать. Помогают закреплению материала игры: «Четвертый лишний», «Игра слов», «Учись сравнивать». Во время наблюдений, экскурсий также используются упражнения на развитие логического мышления. Отвечая на вопрос педагога ребенок учится находить и доказывать, обсуждать, закрепляя пройденный материал, обогащая новыми сведениями. «Угадай по кусочку. (Все и его части)», «Что общего у цветка и дерева», «Изучение паутины».
В игровой деятельности мы используем подвижные игры «Гаражи», «Прокати в ворота», «Кто в каком домике живёт». Игры с мячом «Назови
одним словом», «Отвечай быстро», «Скажи наоборот». Сюжетно-ролевые
«Забывчивый покупатель», «Помоги Матроскину сделать покупки».
Для активизации мыслительной деятельности ежедневно, на всех занятиях, вводится логическая задача, загадка, упражнение логического характера, или игра. Ребята увлекались решением задач на сообразительность, понимая, что для правильного решения необходимо сосредоточится и найти некий «подвох», например:
У кого голова да рога? (У коровы – есть голова да рога.) У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 6 крыльев. Сколько у них хвостов?
Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями.
В совместной деятельности игры, упражнения и задания постепенно усложнялись: определение закономерностей, сравнение, выделение общих
признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам.
В центре развивающих игр дети занимались более сложными заданиями: различными лабиринтами, головоломками и кроссвордами из детских журналов, картинки-раскраски, где определенной цифре соответствует свой цвет.
Особенно понравилось нашим ребятам работать по карточкам с логическими заданиями:
- Логические задачи на поиск недостающего и нахождение закономерностей: «Какой фигуры не хватает?» решаются на основе анализа каждого ряда фигур путём их сравнения уже не по одному, а по двум, трём признакам, обобщения выделенных признаков.
- Логические задачи на выделение признака отличия «Найди лишнее», в которых постепенно увеличивалось количество отличительных признаков (цвет, форма, размер).
Более способные дети с удовольствием решали задачи на поиск недостающего, сравнивая и по четырём признакам, и требовали всё новые и новые карточки, которые мы придумываем по тематике занятий.
Затруднения были вызваны решением комбинаторных задач, но сейчас дети выполняют эти задания с удовольствием.
В старшем дошкольном возрасте большое значение для развития логического мышления имеет поисково-исследовательская деятельность.
Экспериментируя, они увлечённо изучали свойства воды и магнитов, различных материалов, делали выводы, составляли свои умозаключения, учились выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём, отстаивать
свою точку зрения.
Исследовательская деятельность, которую мы с ребятами проводили в группе, способствовала развитию у них познавательной активности, умению строить причинно-следственные связи, логически мыслить.
Работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшим и определяющим фактором развития личности ребенка в дошкольные годы.
Проводя анализ своей работы можно отметить, что при систематической работе у детей повысился познавательный интерес к интеллектуальной деятельности, дидактическим играм логического содержания, мотивация к занятиям, совершенствовались навыки самостоятельной работы с занимательным материалом, сформировалось умение сравнивать, анализировать, обобщать. Появилось умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, строить причинно- следственные связи. Совершенствовалась речь ребенка, так как он высказывается посредством слова, повысился уровень математического развития детей. Овладение логическими формами мышления в дошкольном
возрасте способствовало развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. В дальнейшем это поможет ребятам адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применять их на практике, найти свое место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...