Организация и проведение мониторинга
консультация
Консультация по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для молодого руководителя ДОУ | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение педагогического мониторинга в детском саду.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обязывает современных педагогов выстраивать образовательный процесс на основе индивидуальных особенностей в развитии ребенка. С этой целью во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится педагогический мониторинг.
Мониторинг (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям - наблюдение, оценка и прогноз.
Педагогический мониторинг — это мониторинг качества образовательного процесса, обеспечивающий непрерывное слежение за его содержанием, прогнозирование его развития и приобретения нового опыта — форма организации, сбора, обработки, хранение и распространения информации о процессе.
В детском саду разрабатывается положение о проведении педагогического мониторинга, издаются приказы, в которых указываются ответственные лица, методические пособия, сроки проведения. О сроках и целях данного исследования оповещаются родители (законные представители) детей, берется письменное согласие.
Система педагогического мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях включает в себя первичную, промежуточную и итоговую диагностику развития индивидуальных способностей детей.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год. Результаты всех диагностических исследований обговариваются с родителями в личной беседе.
В середине учебного года (декабрь - январь) проводиться промежуточная диагностика, для детей, у которых наблюдались проблемы в развитии. Цель данной диагностики определить эффективность оказываемой помощи ребенку при организации образовательного процесса. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. По результатам промежуточной диагностики проводиться корректировка образовательного маршрута (по мере необходимости).
В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).
В своей работе я использую методическое пособие «Диагностика педагогического процесса», автора составителя Н.В. Верещагиной, для которого разработала полный пакет инструментария. Все результаты педагогической диагностики ребенка заносятся в сводные оценочные листы и «Карту индивидуального развития ребенка». Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно корректировать педагогический процесс.
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.
1. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.
2. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.
3. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сад. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Данная система мониторинга позволяет оперативно находить недостатки в построении педагогического процесса в группе и выделить детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разработать для детей индивидуальный образовательный маршрут и оперативно осуществлять психолого–методическую поддержку педагогам и родителям.
Использованные источники
http://www.test4u.ru/monitoring.html#.XIiqEskzbcs
Методическое пособие «Диагностика педагогического процесса», автор составитель Н.В. Верещагина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения мониторинга
Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....
План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии
Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...
Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».
Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».(с...
Организация и проведение мониторинга индивидуального развития детей дошкольного возраста
Мониторинг для сравнения динамики освоения ООП ДО в старшей и подготовительной группах....
Организация и проведение мониторинга индивидуального развития детей дошкольного возраста
Организация и проведение мониторинга индивидуального развития детей дошкольного возраста...
Стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией по итогам мониторинга
По итогам мониторинга...
МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации по подготовке и проведению мониторинга
МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМетодические рекомендации по подготовкеи проведению мониторинга...