Организация и проведение мониторинга
консультация
Консультация по организации и проведению педагогического мониторинга в ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение педагогического мониторинга в детском саду.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обязывает современных педагогов выстраивать образовательный процесс на основе индивидуальных особенностей в развитии ребенка. С этой целью во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится педагогический мониторинг.
Мониторинг (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям - наблюдение, оценка и прогноз.
Педагогический мониторинг — это мониторинг качества образовательного процесса, обеспечивающий непрерывное слежение за его содержанием, прогнозирование его развития и приобретения нового опыта — форма организации, сбора, обработки, хранение и распространения информации о процессе.
В детском саду разрабатывается положение о проведении педагогического мониторинга, издаются приказы, в которых указываются ответственные лица, методические пособия, сроки проведения. О сроках и целях данного исследования оповещаются родители (законные представители) детей, берется письменное согласие.
Система педагогического мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях включает в себя первичную, промежуточную и итоговую диагностику развития индивидуальных способностей детей.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год. Результаты всех диагностических исследований обговариваются с родителями в личной беседе.
В середине учебного года (декабрь - январь) проводиться промежуточная диагностика, для детей, у которых наблюдались проблемы в развитии. Цель данной диагностики определить эффективность оказываемой помощи ребенку при организации образовательного процесса. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. По результатам промежуточной диагностики проводиться корректировка образовательного маршрута (по мере необходимости).
В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).
В своей работе я использую методическое пособие «Диагностика педагогического процесса», автора составителя Н.В. Верещагиной, для которого разработала полный пакет инструментария. Все результаты педагогической диагностики ребенка заносятся в сводные оценочные листы и «Карту индивидуального развития ребенка». Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно корректировать педагогический процесс.
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.
1. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.
2. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.
3. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сад. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных; использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Данная система мониторинга позволяет оперативно находить недостатки в построении педагогического процесса в группе и выделить детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разработать для детей индивидуальный образовательный маршрут и оперативно осуществлять психолого–методическую поддержку педагогам и родителям.
Использованные источники
http://www.test4u.ru/monitoring.html#.XIiqEskzbcs
Методическое пособие «Диагностика педагогического процесса», автор составитель Н.В. Верещагина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/17/picture-1249724-1589720005.jpg)
План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии
Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...
Методические рекомендации и задания по организации и проведения мониторинга по формированию знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».
Мониторинг формирования знаний о мире природы у детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по программе Н. Рыжовой «Наш дом – природа».(с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/03/picture-934588-1499074256.jpg)
Организация и проведение мониторинга индивидуального развития детей дошкольного возраста
Мониторинг для сравнения динамики освоения ООП ДО в старшей и подготовительной группах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-744631-1453917185.jpg)
Организация и проведение мониторинга индивидуального развития детей дошкольного возраста
Организация и проведение мониторинга индивидуального развития детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/10/picture-1457164-1676000302.jpg)
Стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией по итогам мониторинга
По итогам мониторинга...
МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации по подготовке и проведению мониторинга
МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМетодические рекомендации по подготовкеи проведению мониторинга...