Доклад " Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"
статья (средняя группа) по теме
Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение художественных произведений.
Из всех существующих методик по развитию звуковой культуры речи детей самой современной, по-моему, является методика на основе использования устного народного творчества. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные обучающие, развивающие и воспитывающие возможности - это малые формы фольклора: потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2011_mart__doklad_na_roditelskom_sobranie_vo_2_mladshey__sredney_gruppe.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад. с. Казачка
Калининского района Саратовской области»
Родительское собрание во 2 младшей - средней группе
«Волшебный мир книги»
Доклад по теме: «ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила:
воспитатель I категории
Мохонь Любовь Васильевна
март 2011
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня!
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Звукопроизношение лежит в основе речи. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение художественных произведений.
Из всех существующих методик по развитию звуковой культуры речи детей самой современной, по-моему, является методика на основе использования устного народного творчества. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные обучающие, развивающие и воспитывающие возможности - это малые формы фольклора: потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни
ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил,
принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", «Ладушки», «Коза» и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторить его действие. Повторяя вместе с воспитателем поговорки, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции. Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников даёт огромный результат.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
Давайте, вспомним, что нам говорили наши родители при умывании:
Водичка – водичка
Умой моё личико…
При причёсывании: Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…
Во время приёма пищи: Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую Мы в своей работе с детьми используем такие малые формы фольклора как, например, в качестве ласки и шутки: Маленький, да удаленький. Мал, да удал
Выросла, как берёзонька.
Ты моя баловушка.
Идет, словно павушка плывет.
Викина коса - всему селу краса.
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку.
В качестве поучения и наставления: За правое дело стой смело.
Для друга все не туго.
Поспешишь - людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Скоро пойдешь - ногу зашибешь.
Умел потерять, умей и найти.
Умей шутить, умей и перестать.
Умей сказать, умей и смолчать.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В качестве порицания: Много шуму - мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Весь дом вверх дном.
Без проказ ни на час.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Наш пострел везде поспел.
Используем пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и сну. Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Остатки сладки.
Пора спать, коли некого ждать.
Милая подружка - подушка.
Одним ухом спит, другим слышит.
Спали, почивали, весело ль вставали?
Мило не мыло, а беленькое личико.
Т. е. с помощью народных песенок, потешек у детей воспитываем положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
На нашей выставки книг мы предлагаем Вашему вниманию подборку также малых форм фольклора как средство формирования правильного звукопроизношения и надеемся на совместную работу по развитию речи, воспитанию детей. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. Бегак, Б. Пословица не мимо молвится.// Дош. вос.- 1985, 9. С.54-56.
2. Леонтьев, А.А.Язык, речь, речевая деятельность./А.А.Леонтьев.М.,1969.С.254
3. Тупицина, Т. С. Пословица - всем умам помощница. //Н. шк.- 1991, 7. С. 44.
Предварительная работа:
Подготовка выставки книг, подборка потешек, поговорок, скороговорок, пословиц, загадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...
Сообщение на родительском собрании «ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей д...
Сообщение на родительском собрании по теме: "Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимост...
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речево...
Консультация для воспитателей "Влияние малых фольклорных форм на развитие речи дошкольников"
Консультация для педагогов "Влияние малых фольклорных форм на развитие речи дошкольников"...
«Значение малых фольклорных форм в развитии речи детей».
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через ус...
Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста.Значение малых фольклорных форм в развитии речи детей.
1.Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста. 2.Значение малых фольклорных форм в развития речи детей...
- Мне нравится (1)