Я поведу тебя в музей
статья

Волкова Елена Александровна

Памятка для родителей при посещении музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey._zhurnal.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я поведу тебя в музей.

(памятка для родителей)

Сетования интеллигентов на то, что новое поколение не интересуется классическим искусством, звучат со всех сторон. Утешает только одно: подобные разговоры велись во все времена, а искусство до сих пор живо. И сегодня, как и во времена нашего детства, большинство молодых родителей стремится прививать своим детям любовь к прекрасному. Вот только как?

Конечно, для жителей нашего города главный метод эстетического воспитания — посещение музеев. Благо, у нас есть куда пойти. Все-таки живем в культурной столице нашей страны.

Трудно спорить с тем, что посещение Эрмитажа или Русского музея — это прекрасно. И родители не жалеют времени на то, чтобы периодически устраивать торжественные выходы. А выглядят они примерно так. Ребенок нарядно  одевается и настраивается на нечто торжественное. Ему объясняют, что сегодняшняя прогулка — не просто прогулка, а мероприятие, от которого получает удовольствие каждый культурный человек.

Все это замечательно, единственное, о чем стоит пожалеть, — это тот факт, что мало кто из детишек в результате увлечется искусством. Родители не всегда задумываются над вопросом, зачем они ведут ребенка в музей. «Чтобы приобщался к прекрасному» — это не ответ.

Если не врать себе, основное в такой прогулке, как правило, сама прогулка. Что ребенку понравилось в музее? Что он запомнил?

Чем ребенок младше (читай — искреннее), тем скорее он ответит на эти вопросы что-нибудь вроде «буфет» или «как папа споткнулся». Потом ребенок будет взрослеть, регулярно слышать от родителей и учителей, что «посещать музеи должен каждый интеллигентный человек», и в конце концов в это поверит. Именно поверит, но не почувствует этого сам. Вспомните, все мы в детстве «приобщались к искусству» примерно так же. И многие ли из нас, ныне взрослых петербуржцев имеют внутреннюю потребность бывать в Эрмитаже? Не с детьми, не за компанию с иногородними  гостями, а, что называется, «для себя»?.. Увы, не многие.

Что же — водить ребенка в музей бесполезно? Или все-таки посещения музеев нужны, только проводить их надо как-то иначе? Тогда как?

Главное — определи для себя, с какой целью вы устраиваете этот поход, «Поставить галочку» в coбственной совести («Мы сводили ребенка в музей»)? Наполнить детскую голову знаниями о картинах, их авторах, жанрах художественных техниках? Помочь ребенку получить искреннее удовольствие от посещения музея, чтобы он захотел приходить туда снова и снова

Эстетические вкусы человека складываются из того, к чему он привыкает с детства. Если ребенок подрастает среди панельных многоэтажек Гражданки или Юго-Запада и не видит ничего интереснее дома напротив, его буде вполне устраивать такая архитектура, и потребности прогуляться по набережным Невы у него никогда не возникнет. А если маленький житель той же самой Гражданки часто бывает в историческом центре Петербурга и видит архитектуру другого качества, у него появляется выбор: где ему понравится гулять? на что смотреть?

Точно такой же выбор предоставляют и картины великих мастеров.

Видеоряд, постоянно сопровождающий жизнь современного ребенка составляют реклама,  телевизор, компьютерная: мультипликация, и от этого никуда не деться, Поход в музей — возможность предложить ребенку альтернативу, показать, что помимо картинок в дешевых комиксах, существуют и другие картинки. Возможно, это и есть главная цель, ради которой стоит тратить время на '' приобщение к прекрасному''.

Если вы преследуете эту цель, поход в музей не стоит делать для ребёнка праздником. Напротив, стоит позаботится о том, чтобы он был как можно более обыденным. Просто проходил мимо музея и решили зайти. Как надоест – сразу уйдём. Пусть эти посещения будут лишь «случайными», но как можно более частыми.

Не стремитесь пробыть с ребёнком в музее долго и осмотреть всю экспозицию, находитесь там ровно столько, сколько хочется, и остановитесь только перед теми картинами, которые вызвали интерес. Вообще, надо бояться не «уйти слишком быстро, когда ещё не всё посмотрели», а, наоборот, задержаться слишком долго, когда уже станет скучно. Ведь, согласитесь, лучше, если ребёнок, уходя из музея, немножко жалеет об этом и хочет вернуться ещё.

С какого возраста надо начинать водить ребёнка по музеям? Как можно раньше. Почему не прогуляться по красивым залам среди содержательных картин с двух летним малышом? Он же любит рассматривать картинки в книжках и узнавать знакомые предметы, тем более, что это развивает его внимание и речь. Почему бы не  заниматься тем же самым на примере картинок более высокого качества? Не старайтесь подробно рассказывать об истории создания и идейном содержании той или иной картины. Лучше обращать внимания ребёнка на то, что действительно может его заинтересовать

Трёх летний малыш с удовольствием отвечает на вопросы «Кто это? Что это?» пусть он узнает на картинах животных, сказочных героев, знакомые ему предметы.

После3-4 лет гораздо интереснее становятся сюжетные картины. У ребёнка уже не плохо развита речь, он задаёт много вопросов о том, что изображено на картине, сам с удовольствием рассуждает об этом.

         По мере взросления ребенка можно постепенно учить его замечать  в картинах интересные художественные приемы.

        Необычная деталь, отступление от нормы…

Удивитесь и обратите внимание ребенка на интересное. Только будьте искренни. Говорите только о том, что действительно привлекло ваше внимание. Если вам самим в картине ничего в глаза не бросилось – лучше промолчите.

Обсуждая с ребенком картины, задавая ему вопросы о том, как изображены предметы, какие они, какого цвета, старайтесь избегать шаблонов в описаниях.

        Например, на вопрос о том, какого цвета небо, существует стандартный ответ – «голубое»… А ведь голубым небо бывает крайне редко. Оно бывает разным: серым, черным, белым, синим. Кстати, серым оно бывает чаще всего, а голубым – только иногда. Учите ребенка не давать заранее готовых ответов-штампов, а внимательно смотреть на картину и видеть то, что на ней изображено – вот что лучше всего способствует развитию интереса к искусству.

         Так ненавязчиво, в результате непринужденных и  ни к чему не обязывающих  прогулок, искусство входит в жизнь маленького человека. Собираясь с ребенком в музей, не обольщайтесь, что там его что-то сильно поразит, и – тем более – не обещайте ему этого, если вы не хотите, чтобы он был разочарован. Постепенность и ненавязчивость – вот что важно в «приобщении к прекрасному».

Сказать ребенку: «Посмотри! Перед тобой великие картины!», - легко. Только толку от этого маловато… А вот регулярно прилагать усилия для того, чтобы искусство вошло в жизнь ребенка ненавязчиво, и он сам однажды назвал бы произведение живописи великим – трудно. Но, когда это случится, вы сможете с чистой совестью считать, что не зря занимались его эстетическим развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я поведу тебя в музей"

Занятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств, любви к своей Родина, закрепление простейших знаний о России....

Презентация к проекту "Я поведу тебя в музей"

Идея проекта: очень важно в детстве соприкоснуться с искусством, дать почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников....

Я поведу тебя в музей

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе. Занятие ориентировано на получение знаний об истоках возникновения Руси, традициях русского народа, расширение и углубле...

Клуб путешественников (совместный проект детей и родителей "Я поведу тебя в музей")

Любящие и думающие родители часто задают себе вопрос – когда и куда начать водить малыша, чтобы правильно, вовремя и достойно его развивать. Кто-то уже с годовастиками путешествует по музе...

Статья " Я поведу тебя в музей"

В Статье "Я поведу тебя в музей" говорится о том, почему необходимо посещать с детьми всевозможные музеи города Тольятти, которых очень много. В ней краткое содержание только  некоторых  из ...

Консультация для родителей " Я поведу тебя в музей"

Рекомендации для родителей дошкольников о первом посещении музея...

Я поведу тебя в музей

Программа «Я поведу тебя в музей» представляет собой систему организационно- педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации нравственно-патриот...