Статья "Зимние прогулки как средство разностороннего развития детей"
статья
Формировать у детей и родителей понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zimnie_progulki_kak_sredstvo_raznostoronnego_razvitiya_detey_2.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Зимние прогулки как средство оздоровления и всестороннего развития детей
Полезно ли гулять с ребенком зимой? Не заболеет, не простудится? Такие вопросы могут задавать только мамочки, ничего не знающие о воспитании детей.
Мой ответ как педагога: гуляйте на здоровье, и как можно дольше.
А теперь поговорим конкретно о зимних прогулках с ребенком в детском саду. Какую пользу она приносит детям в их развитии и почему за последнее время это особо ставится на особый контроль.
В зиме столько волшебства, столько красоты! Оглянись вокруг!
Зима – это время самых интересных занятий. А, сколько развлечений для детей зимой! Катание с горки на санках, ходьба по прекрасному зимнему лесу на лыжах, катание на коньках по льду. Даже просто бегать по снегу, слушая его таинственный скрип, интересно и увлекательно. Можно слепить снеговика, приделав ему морковку вместо носа и надеть старое ведро на голову. Или поиграть в войну, строя замки из снега и, бросая, друг в дружку снежками. А можно просто падать в огромные сугробы снега, и рисовать на снегу ангелов, мотая руками и ногами. Зима это не один день, а целых три месяца с веселыми развлечениями, увлекательными занятиями.
Существует масса замечательных народных, уже забытых игр, забав, развлечений. Поэтому хочется приложить все усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый материал по данной теме, сделать незабываемой нашу зиму с ее морозами, ветрами, метелями!
Прогулки на свежем воздухе полезны для организма и физического здоровья детей. Однако проблема в современном мире состоит в том, что большинство детей зимой проводят свободное время в основном дома, играя в игрушки и компьютерные игры, просматривая телепередачи у телевизора. В зимний период родители в связи с погодными условиями перестраховываются и редко выходят гулять с детьми. В связи с этим возникает необходимость в осознании детьми и родителями воспитанников о пользе прогулок и двигательной активности на свежем воздухе.
Поэтому главная цель в моей работе с детьми это - обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней прогулке, в целях укрепления здоровья детей при взаимодействии с окружающей средой.
Моя задача как педагога формировать у детей понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Организовать интересную, разнообразную деятельность детей на прогулке. Вызвать у детей положительные эмоции, жизнерадостное настроение. Формировать представления о безопасном поведении детей и взрослых зимой.
Развивать представления детей о детских зимних играх и забавах; накапливание и обогащение двигательного опыта детей с помощью русских народных подвижных игр, забав на свежем воздухе.
Вооружить родителей элементарными теоретическими знаниями и практическими умениями в области здоровья и двигательной активности на свежем воздухе. Привлечь родителей к созданию условий для проведения зимних мероприятий на участке.
Воспитывать спокойное и непринужденное взаимопонимание. Научить ценить дары волшебницы – зимы.
Прогулка предоставляет уникальные условия и возможности для развития детей. Через нее педагог использует все виды деятельности: коммуникация, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, художественная. Прогулка – это «кладезь» творческой фантазии и воображения детей.
С наступлением зимы был спроектирован детский проект «Мы зиму ждали не напрасно».
Прежде чем приступить к реализации проекта мы проигрываем модель трех вопросов. 1.Что мы знаем. 2. Что мы хотим узнать. 3. Что сделать, чтобы получить ответы на наши вопросы и сделать задуманное.
В связи с этим проводятся общие обсуждения с детьми: « Какую снежную фигуру я хотела бы слепить из снега», «Какие зимние забавы я знаю и во что я хочу поиграть», «Какие зимние виды спорта я больше всего люблю и мне интересны» и другие.
Реализация проекта проводилась через различные формы работы: НОД, работа по картине, рассматривание иллюстраций и слайдов, беседы, рассказы детей, слушание музыки, рисование, подвижные игры и забавы, игровые упражнения, исследовательская деятельность.
НОД «Как мы играем зимой на участке»
Стихи А.Фета «Мама, глянь-ка из окошка».
Беседа-рассказ с детьми «Зимние игры и забавы на Руси». Чтение Н.Носов «На горке». Рассматривание иллюстрации с зимними забавами по картинам художника Ф.Сычкова . Чтение В Осеева «На катке». Рисование «Весело качусь я под гору в сугроб». Слушание музыки «Времена года» П.И.Чайковского. Чтение стихотворения И.Сурикова «Детство». Беседа и рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта». Беседа-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос». Словесная игра "Подскажи словечко" – на тему «Зима». Рассказы детей на тему «Игры зимой на участке», «Почему мне нравится зима?» на основе личного опыта. Игровые ситуации «Не идется и не едется, потому что гололедица». Дидактические игры «Когда это бывает?», «Какое время года».
Но особый акцент был сделан веселым прогулкам на свежем воздухе
Снег дарит уникальную возможность насладиться всеми прелестями зимних забав. Катание с горок, игра в снежки, сооружение снежного городка и лепка снеговика — все это превращает обычную зимнюю прогулку в увлекательный досуг. Существует масса интересных игр для детей самого разного возраста, позволяющих ребёнку активно двигаться, воспитывать характер и творчески развиваться.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Характерные особенности зимней прогулки в отличии от летней по части оздоровления?
Прогулки в детском саду зимой – не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Зимние прогулки чрезвычайно полезны для детского организма, так как зимний воздух гораздо более насыщен кислородом, чем летний, а при морозе не выживают болезнетворные бактерии, поэтому воздух становится практически стерильным. К тому же зимние прогулки благотворно влияют на здоровье ребенка, его иммунитет, так как происходит закаливание организма. Это заменяет ходьбу босиком по группе в несколько раз.
Самый главный элемент зимних прогулок - подвижные игры. Во время проведения подвижных игр на воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Физические упражнения на свежем воздухе оказывают закаливающее действие на детский организм, что повышает его устойчивость к простудным заболеваниям, увеличивают двигательную активность детей, способствуют более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.
Почему?
Потому что, дети одеты не так легко как летом, под ногами снег, а не чистая летняя площадка. Поэтому во время ходьбы, бега требуется больше усилий передвигаться вперед, при этом больше нагрузки на мышцы. Ребенок тратит больше силы на различные движения. При этом сильнее развивается мышечная масса и прибавляется сила в руках и ногах.
Существует масса интересных игр для детей самого разного возраста, позволяющих ребёнку активно двигаться, воспитывать характер и творчески развиваться.
Наиболее очевидным способом развлечься зимой является знакомая каждому с детства игры в снежки. Из снега делали укрепления. Дети проявляли свою смекалку, фантазию. Устраивали снежные войны, обороняли крепость или просто бросали снежки в намеченную цель. Фантазия детей переполняет воображение взрослых. После экспериментальной деятельности: лед, вода и снег - предметы исследования (сосульки и лед) мгновенно превратились в щит и меч. Изо льда получился хороший автомат, и началась оборона крепости. Но так как лед и сосульки опасные предметы, это продолжалось не долго. С детьми очередной раз вспомнили об опасности этих предметов.
Зимняя прогулка это настоящие игры по зимнему многоборью: стрельба по мишеням, «метание» снежка на дальность, прыжки со снежного сугроба, прыжки через возведённые снежные барьеры. Так и хочется крикнуть «Мы зиму ждали не напрасно».
Игра в хоккей, катание с горки превратили наши прогулки в увлекательный досуг. Так и хочется крикнуть «Ох, и весело зимой».
А как забавно играть среди пушистых сугробов. Это время, когда падать (догоняя или убегая от кого-то) не так страшно. Когда не нужны никакие аттракционы, потому что у нас есть снежная горка, санки, а главное – сам снег! И пусть зима приносит детям только радость!
Захватывающее и интересное открытие: измеряем глубину снега.
Зима –это время, когда можно делать интересные открытия: наблюдать за тем, как летят снежинки, как под воздействием солнечных лучей снег превращается в большую лужу, а утром видим превращение воды в лед. Природа сама экспериментирует, а дети наблюдают и делают определенные выводы о свойствах воды и снега в зависимости от температуры воздуха.
Опыты. Почему снег мягкий?
Снежный секретик - эксперимент. Можно ли брать снег в рот? В ходе исследования обратили внимание на чистоту воды после таянии снега, у нас она была грязная. Хотя, когда набирали снег, выбирали самый белый и чистый. Этот опыт помогло убедить детей, что есть снег и лизать сосульки нельзя.
Также дети обратили внимание на то, что снега было много, а воды совсем стало на донышке ведра. Почему?
Сколько в снеге воды? Вывод: снега много - воды мало. Напрашивается вопрос почему? Очень простой и наглядный эксперимент, показывающий, что у снега очень низкая плотность, т.е. между снежинками содержится много воздуха, поэтому снег такой легкий и пушистый.
Снег мягкий, пушистый, и пластичный (из него можно лепить). Лёд твердый, гладкий, острый и ломается.
22 марта в России отмечается народный праздник «День жаворонка» Наступает долгожданная весна. Но еще лежит снег. Мы используем это на первом весеннем празднике, так как снег в это время часто бывает мягкий и липкий как пластилин. Люди просят её быть тёплой, чтобы урожай был хорошим, чтобы не было голода. Сейчас по ФГОС уделяют большое внимание традициям русского народа. Это правильно: традиции помогают ребёнку понять уникальность своего народа, узнать его историю, полюбить родину, ощутить её значимость в своей жизни.
Православные праздники повышают духовно-нравственный уровень детей, положительно влияют на их поведение и самосознание.
К 22 марта люди готовились заранее: делали домики для птиц, мастерили птичек из подручных материалов. Накануне пекли жаворонков из теста. Жаворонков давали детям, которые бегали с ними по улицам, залезали на крыши домов и кричали стихотворные заклички, чтобы весна быстрее пришла, тепло принесла. В это день заливались на все лады свистки и свистульки. Особо ценились те, что подражали птичьим голосам. Вот и мы с детьми присоединились к празднованию этого праздника. Вырезали из бумаги жаворонков, вылепили из снега птичек, так как снег в это время часто бывает мягкий и липкий как пластилин, выучили закличку: Жаворонки, жаворонки!
К нам летите, к нам летите!
Лето тёплое скорее
Принесите, принесите!
День жаворонка — прекрасный весенний праздник. Кучу весенних улыбок, хорошее весеннее настроение несет с собой традиция нашего народа.
Сделать своего снежного ангела очень просто. Создать волшебную традицию легко, достаточно просто взмахнуть крыльями.
Хороши зимние прогулки - это не только способ развлечь детей. Детям попутно можно рассказать и показать, какие бывают деревья и почему нужно бережно относиться к природе. Можно взять с собой корм для птиц, повесить кормушку и накормить птиц.
Румяные щечки, блестящие глаза и отличное настроение – такой результат прогулок зимой нравится всем: и детям, и взрослым!!!
Играйте с детьми на прогулке! Проведение таких игр позволит не только сделать прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития детей. Помните, что прогулки в любое время года полезны для здоровья детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Lego - конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста».
Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок ...
Консультация для родителей на тему: "Кинетический песок, как инновационное средство разностороннего развития детей"
Работа с кинетическим песком как средство для развития речи детей...
Консультация для родителей об инновационном средстве разностороннего развития детей "Чудо- песок».
Консультация для родителей об инновационном средстве разностороннего развития детей "Чудо- песок».Многим из нас уже знаком кинетический песок, многие только слышали о нем. Кинетический песо...
«Проектная деятельность - как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста».
В данной статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" с детьми старшего дошкольного возраста....
"Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"
В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейр...
Статья "ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ – СРЕДСТВА РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...
План по самообразованию "Тематические прогулки, как средство разностороннего развития дошкольника" 2022-2023 год.
Тематические прогулки. Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. И очень важно не дать этому стремлению угаснуть, способствова...