«Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»
статья
Одним из главных принципов психологического сопровождения детей с нарушением интеллекта является: междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению, формирующийся целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в сотрудничестве, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов.
Для этого в ДОО создан психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
Именно в рамках консилиумной работы, при комплексном взаимодействии всех педагогов, осуществляется психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей детей, определяется образовательный маршрут для каждого воспитанника, организуется коррекционно-развивающая работа с учетом рекомендаций всех специалистов, осуществляется динамическое наблюдение за его развитием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gryazeva_statya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ОВЗ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Н.М. Грязева
педагог-психолог МКДОУ № 9,
г. Канск, Российская Федерация
МКДОУ № 9 является единственным специализированным учреждением на территории восточной зоны Красноярского края, деятельность которого полностью посвящена коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Все воспитанники ДОО являются детьми с ОВЗ, имеющими разные нарушения развития: слуха, зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, генетические заболевания, ВИЧ и др.
Одним из главных принципов психологического сопровождения детей с нарушением интеллекта является: междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению, формирующийся целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в сотрудничестве, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов.
Для этого в ДОО создан психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
Именно в рамках консилиумной работы, при комплексном взаимодействии всех педагогов, осуществляется психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей детей, определяется образовательный маршрут для каждого воспитанника, организуется коррекционно-развивающая работа с учетом рекомендаций всех специалистов, осуществляется динамическое наблюдение за его развитием.
В ДОО разработана, рецензирована и апробирована в течение нескольких лет индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения дошкольников. В неё заносятся результаты комплексного обследования ребёнка всеми специалистами ДОО, участвующими в процессе сопровождения.
В течение всего периода сопровождения психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, оценки динамики развития воспитанников. Педагогический коллектив дошкольного учреждения целенаправленно и последовательно решает комплексные, социально значимые задачи, направленные на создание условий для реализации потенциальных возможностей дошкольника с нарушением интеллекта, для формирования у него адекватных способов вхождения в социум и оказание в этом процессе ребенку и его семье необходимой психолого-педагогической поддержки.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех участников коррекционно-образовательного процесса в дошкольной организации, по созданию условий для полноценного проживания дошкольного детства.
Ключевыми направлениями моей работы являются:
- диагностика уровня актуального развития ребенка и мониторинг усвоения содержания адаптированной основной образовательной программы ДОО.
- индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия.
- консультирование педагогов ДОО по вопросам выбора наиболее эффективных форм воздействия на поведенческие аспекты ребенка с учётом их психических особенностей.
- консультативно-просветительская работа с родителями (законными представителями) по обучению доступным методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Для эффективной организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ осуществляю диагностическую деятельность, используя стандартизированные, надежные и валидные психодиагностические методики, которые позволяют проводить объективный качественный и количественный анализ полученных результатов. Для более эффективной и продуктивной работы использую целый ряд методов: наблюдение, опрос, интервью, моделирование, психодиагностические тесты. Провожу психолого-педагогическую диагностику с целью определения актуального уровня развития воспитанников и определения дальнейшего образовательного маршрута. В качестве диагностического инструментария использую научно-практические разработки С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелёвой, М.М. Семаго.
МКДОУ № 9 реализует адаптированную основную образовательную программу, разработанную с учётом программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. По результатам диагностического обследования выявляю индивидуальные особенности развития каждого воспитанника и определяю задачи познавательного, эмоционально-волевого и коммуникативного развития ребенка, которые становятся частью содержания АОП воспитанников.
Коррекционно-развивающую работу провожу в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Целью занятий являются:
- формирование эмоционально-личностной сферы, а также коррекции её недостатков;
- формирование познавательной деятельности и развития высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- развитие социально значимых навыков.
Для эффективного и последовательного решения поставленных задач разрабатываю календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий на каждую возрастную группу. Тематика занятий определенна в соответствии с лексическими темами занятий учителей-дефектологов и воспитателей групп.
Содержание АОП реализую на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, которые организую с учетом образовательных возможностей и потребностей каждого ребенка.
Решая задачи познавательного и эмоционально-волевого развития, объединяю детей в пары (иногда в малые подгруппы), что позволяет формировать социально-коммуникативные навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками.
С дошкольниками подготовительной к школе группы, организую групповые занятия по формированию мотивационной готовности к школе. Занятия проводятся в игровой форме по формированию эмоционально положительного отношения к школьному обучению.
Эффективность коррекционно-педагогической работы оцениваю по результатам промежуточной диагностики уровня усвоения детьми содержания адаптированных образовательных программ. Результаты фиксирую в индивидуальной карте психологического сопровождения воспитанника. Критериями оценки являются: качество взаимодействия ребенка с взрослыми, а также степень самостоятельности выполнения задания ребенком. По результатам промежуточной диагностики корректирую задачи АОП (адаптированная образовательная программа) воспитанников.
Реализация комплексного индивидуально-дифференцированного подхода в психолого-педагогической работе обеспечивает устойчивую положительную динамику в познавательной и эмоционально-волевой сферах у каждого воспитанника ДОО, о которой свидетельствуют данные внешней итоговой экспертизы специалистов психолого-медико-педагогической комиссии.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2005.
4. Екжанова Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева // Дефектология. – 2000. ‒ № 3.
5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева // Дефектология. – 1999. ‒ № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Психологическое сопровождения детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении»
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля ...
СТАТЬЯ Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организаций
Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организаций....
Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
В презентации рассматриваются общие вопросы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Дается понятие термину "инклюзивное образование&q...
Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»
laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...
Статья на тему :"Современные практики сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации "
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного уч...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИо сопровождении ранней профориентациив условиях дошкольной образовательной организации...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Актуальнос...