Консультация для педагогов: «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дьякова Марина Васильевна

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Дьякова М.В.

февраль 2017 г.

Консультация для педагогов

«Способы поддержки детской инициативы ФГОС»

Слайд № 2. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Слайд № 3. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.


           Слайд № 4. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.


         
Слайд № 5. Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

            Слайд № 6.  Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. 

            Слайд № 7.  Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

              Слайд № 8.   Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу. 

               Слайд № 9.   Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; 
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
         

                Слайд № 10.  Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

                  Слайд № 11.     Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

                  Слайд № 12.  Условия развития детской инициативы и творческого       самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

                   Слайд № 13. Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: 
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

            Слайд № 14.   На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров  ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

             

Буклеты для педагогов

Материал по  консультации «Способы поддержки детской инициативы»

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС  ДО.
Инициатива:

1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин.  Руководящая роль в каких-либо  действиях. 
2. 
Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость. 

3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициатива –  внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей  в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.

Для развития инициативности нужно:

  1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
  2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
  3. Поддерживать  инициативу (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
  4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.

Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  2. отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  5. побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
  6. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  7. устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  8. проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
  9. для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
  10. содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
  11. поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

3-4 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

  1. создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  2. рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  3. отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  4. всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  5. помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  6. способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  7. в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
  8. не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
  9. учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  10. уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  11. создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
  12. всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

4-5- лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  1. способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
  2. обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
  3. создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
  4. при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
  5. не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
  6. обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
  7. привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
  8. побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
  9. привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
  10. читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

5-6 лет

         Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  1. создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  2. уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  3. поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  4. создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  5. при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  6. привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
  7. создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-7 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  1. вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  2. спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  3. создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  4. обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  5. поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  6. создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  7. при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  8. проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  9. презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."

Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...

Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.ФГОС указывается, ...

Консультация для педагогов ДОО "Поддержка детской инициативы"

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного ...

Консультация для педагогов: "Способы поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества"

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Самостоятель...

Консультация для педагогов «Технологии поддержки детской инициативы»

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Поддержка детской инициативы – незначительное оказание помощи ребенку, используя...