Проект «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»
проект (подготовительная группа)
Цель работы: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_pedagogicheskiy_proekt_razvitie_kommunikotivnosti_cherez_mel_motor_ruk.docx | 155.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему:
«Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»
Содержание:
1. Анализ ситуации.
2. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
3. Выявление проблемы.
4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.
5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
6. Рабочий план реализации проекта.
7. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.
8. Дальнейшее развитие проекта.
9. Список используемых источников.
10. Приложение.
Раздел 1.
Анализ ситуации.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает
необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Раздел 2.
Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения
Антуан Сент-Экзюпери.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации.
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1. Творческое мышление;
2. Культуру речевого действия;
3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4. Культуру жестов и пластики движений;
5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6. Культуру эмоций.
Остановимся на культуре жестов и пластике движений через развитие речи, пальчиковых играх и мелкой моторики руки у младших дошкольников.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Тестирование показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так, как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику кисти и пальцев рук, является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребенка здоровой речи и коммуникативной культуры.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.
Раздел 3.
Выявление проблемы.
Проблема - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Диагностическое исследование по методике М. А. Панфиловой «Зайчик» показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Раздел 4.
Цель работы:
1.Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи достижения поставленной цели:
1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
4. Развивать творческое воображение.
Раздел 5.
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Стратегия работы :
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
Система работы воспитателя представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
- Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
- Работа с родителями- консультации и беседы.
- Компьютерная презентация проекта для педагогического коллектива.
Этапы реализации проекта
Содержание работы | Прогнозируемый результат | Сроки выполнения |
1.Мотивирующий или подготовительный Проведение диагностического исследования (первичное). | Выявление уровня развития мелкой моторики рук. | Сентябрь |
2.Планирующий. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций | Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми | Сентябрь-октябрь |
3.Практический. Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности | Развитие мелкой моторики рук. Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр | В течение года |
4.Результат проекта. Проведение контрольного диагностического исследования | Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук. | Май |
Раздел 6.
Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.
Общая модель выпускника дошкольного учреждения выглядит так:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- Любознательный, активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Дошкольник должен уметь:
- стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, иметь положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);
- формировать умение общаться — откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении, выполнять просьбы, поручения взрослого;
- оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д.
- развивать нравственно-ценный словарь (хорошо — плохо, нехорошо, некрасиво, добрый — злой и др.) ;
- формировать умения в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.).
Механизм оценки результатов развития мелкой моторики руки:
- 12-15 баллов - высокий уровень. Малыш отлично справился с заданиями данной темы, воспитатель предлагает ему более сложные задания, чтобы его развитие не стояло не месте;
- 9-12 баллов- уровень выше среднего. Ребенок справился с заданиями хорошо, но его потенциал не раскрыт до конца, можно предлагать ему подобные или более сложные задания;
- 6-9 баллов- средний уровень. Выполнение заданий соответствует возрастным нормам, но это не повод, чтобы останавливаться на достигнутом;
- 3-6 баллов- уровень ниже среднего. Ребенок справился с заданиями недостаточно хорошо, заниматься с ним необходимо немного больше , чем обычно. Предлагайте сначала простые задания, когда он будет с ними справляться, можно усложнять;
- 0-3 балла- низкий уровень. Ребенок не справился с большинством заданий.
Результат проведения проекта:
- Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
- Результаты диагностики во втором полугодии показали, что движения пальцев стали более точными, дети аккуратнее обводят разные фигуры. Уровень развития тонкой моторики руки вырос на 20 баллов.
1 полугодие
Диаграмма уровня развития мелкой моторики руки
Ниже среднего-5 баллов
Средний-44,5 баллов
Выше среднего-116,6баллов
Высокий-55,5баллов
2 полугодие
Диаграмма уровня развития мелкой моторики руки
Ниже среднего-0 баллов
Средний-23 балла
Выше среднего-66,5баллов
Высокий-152балла
Сравнительный анализ I и II полугодий
1 полугодие
Диаграмма уровня развития мелкой моторики руки
Ниже среднего-5 баллов
Средний-44,5 баллов
Выше среднего-116,6баллов
Высокий-55,5баллов
2 полугодие
Диаграмма уровня развития мелкой моторики руки
Ниже среднего-0 баллов
Средний-23 балла
Выше среднего-66,5баллов
Высокий-152балла
Раздел 7.
Дальнейшее развитие проекта.
Проект рассчитан на 4 года, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Продолжение работы с детьми в средней, старшей и подготовительной к школе группе.
Раздел 8.
Используемые источники:
1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
2. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.
3. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
5. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М., 1995
6. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001
7. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. – 1987. – №8. – с. 49 – 53.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1981.
9. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчин, Н.Ф. Пронина и др; Под ред. М.В. Гамезо - М.: «Просвещение», 1994.
10. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997 – 224 с.
12. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова – М.: Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – 64 с.: ИЛ. (завтра в школу).
Раздел 9.
Приложение.
Тема: «Звук и буква «А». Апельсин
Слова | Движения |
Мы делили | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
апельсин, | «Круглые» пальцы, как будто обхватили апельсин. |
Много нас, | Развести руки в стороны. |
а он один. | Показать один палец. |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для ежа, | Фигура из пальцев «Ёж». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для стрижа, | Фигура из пальцев «Птица». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для утят, | Фигура из пальцев «Утята». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для котят, | Фигура из пальцев «Котята». |
Эта долька- | Плавное движение рукой в сторону, ладонь вверх. |
для бобра, | Фигура из пальцев «Бобёр». |
А для волка…кожура. | Фигура из пальцев «Волк». |
Он сердит на нас- беда! | Пальцы напряжены, сгибаем и разгибаем их. |
Разбегайтесь, кто куда! | «Бежим» по рукам пальцами. |
Чтобы с волком помириться, | Пожимаем себе ладони. |
Надо долькой поделиться. | Плавные движения поочерёдно руками в стороны, ладонью вверх. |
Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка
И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.
Спал цветок и вдруг проснулся, | Руки через стороны вверх - вдох. |
Больше спать не захотел. | Руки через стороны вниз - выдох. |
Шевельнулся, потянулся, | Руки вверх, смотрим на пальцы, встаём на носочки. |
Взвился вверх и полетел. | Плавные движения руками. |
Солнце утром лишь проснётся, | Вверх поднимаем «круглые» руки. |
Бабочка кружит и вьется. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей
Воробья врачи спасли, | Фигура из пальцев «Птица». |
В вертолёт его внесли. | Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой. |
Вертолёт вертел винтами, | Круговые движения кистями обеих рук. |
Волновал траву с цветами. | Плавные движения руками над головой. |
Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси
Шлёпают гуськом | Поочерёдно похлопываем ладонями по тыльной стороне кистей. |
Смотрят свысока | Фигура из пальцев «Гусак». |
Ой, щиплет бока | Щипаем поочерёдно тыльные стороны кистей. |
Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.
Лейся дождик веселей, | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
Мы с тобою дружим. | Обнимаем себя. |
Хорошо нам бегать | Бег. |
Как зелёные лягушки, | Присели и прыгаем, как лягушки. |
Всё! | Руки прямые вверх. |
Напрыгались, | Руки вниз. |
Устали. | Голова, плечи, руки опущены, спина расслаблена. |
Побежим сушиться к маме. | Бег на месте. |
Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.
Под цветком | Фигура из пальцев «Цветок». |
ежиха- мать | Фигура из пальцев «Ёж». |
Принялась ежат купать. | Плавные движения руками перед собой. |
Кап- кап капает роса | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
На мордашку, | Погладить себя по щекам. |
на глаза. | Погладить себя по глазам. |
Не поймёт ежиха- мать, | Развести руки в стороны. |
Как им спинки отмывать? | Потираем ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.
Ёжик в бане вымыл ушки, | Фигура из пальцев «Ёж», трём ладонями уши. |
Шею, кожицу на брюшке. | Трём ладонями шею, живот. |
И сказал еноту ёж: | Фигура из пальцев «Енот»(собака) и «Ёж». |
-Ты мне спинку не потрёшь? | Трём ладошки. |
Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.
Я увидела жука | Фигура из пальцев «Жук». |
На большой ромашке. | Рисуем большой круг руками |
Подержу его в руках, | Руки вперёд, ладони вверх. |
А потом в кармашке. | Руки на пояс. |
Ой, упал, упал мой жук | Наклоны вперёд. |
Нос испачкал пылью. | Вытираем носик. |
Посажу его на сук, | Подняться на носки, руки вверх. |
Пусть расправит крылья. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка.
Каждый день по утрам | Ходьба на месте. |
Очень нравится нам | Руки в стороны: согнуть, выпрямить. |
Весело шагать, | Ходьба на месте. |
Руки поднимать, | Поднимаем руки вверх 5 раз. |
Приседать и вставать, | Приседания 5 раз. |
Прыгать и скакать. | Прыжки 5 раз. |
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень.
Ливень, ливень льёт везде. | Руки опускаем сверху вниз, «стряхивая» капли. |
Рады птенчики в гнезде: | Фигура из пальцев «Птенчики в гнезде». |
-Мама дома посидит, | Фигура из пальцев «Птица». |
Никуда не улетит. | Плавные взмахи руками. |
Тема: «Звук и буква «Й». Кому - что?
Кошке | Фигура из пальцев «Кошка». |
дай | Руки перед собой, ладони вверх. |
молока, | Фигура «Ковшик». |
Мишке- | Имитация походки медведя. |
сладкого медка, | Рисуем круг руками - «бочонок». |
Дай | Руки перед собой, ладони вверх. |
Травы | Плавные движения руками над головой. |
козлёнку, | Фигура из пальцев «Коза». |
Дай | Руки перед собой, ладони вверх. |
попить | Показать, как пьём. |
ежонку. | Фигура из пальцев «Ёж». |
А тебе я книжку дам, | Руки перед собой, ладонями к себе, большие пальцы отведены в сторону. |
Если прочитаешь сам. | «Игра глазками»: переводим глаза от одного большого пальца к другому и обратно, голову держим прямо. |
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк
Этот маленький хорёк | Нагнуться. |
Очень шустрый был зверёк. | Выпрямиться, руки на пояс. |
Он с утра уже успел | Руки в стороны, сгибаем и разгибаем. |
По тропинке пробежаться, | Бег на месте. |
И на дерево забраться, | Руки перед собой согнуты в локтях, «взбираемся» на дерево. |
И по веткам поскакать, | Прыжки на месте. |
И от мишки убежать, | Имитация походки медведя. |
И в речной воде поплавать, | Руки перед собой: «плывём». |
И поглубже понырять, | Приседания. |
Шубку вычистить и лапки, | Погладить себя по телу, по рукам. |
Рыбку к завтраку поймать. | Волнообразное движение рукой перед собой. |
Очень шустрый был зверёк | Руки на пояс. |
Этот маленький хорёк. | Присесть. |
Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль
Вёз корабль карамель, | Волнообразные движения перед собой сначала правой, потом левой рукой. |
Наскочил корабль на мель. | Прыжок вперёд. |
И матросы три недели | Пальцы широко расставлены, рисуем на теле полоски - «тельняшку». |
Карамель на мели ели. | Рука согнута в локте перед собой. Круговые движения кистью сначала одной, потом другой руки. |
Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз
Я мороза не боюсь, | Руки на пояс, качаем головой |
С ним я крепко подружусь. | Обнять себя руками. |
Подойдёт ко мне мороз, | Ходьба на месте. |
Тронет руки, | Гладим себя по рукам. |
Тронет нос. | Дотронуться до носа. |
Значит надо не зевать, | Развести руки в стороны. |
Топать, прыгать и скакать. | Прыжки на месте. |
Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила
Бабушка Ненила | Ходьба на месте. |
Полны вёдра набрала | Круг руками снизу вверх. |
И домой их понесла. | Круг руками сверху вниз. |
Всю посуду перемыла. | Руки прямые перед собой, движение «тарелочки». |
Каши внукам наварила, | Круговые горизонтальные движения руками перед собой: «мешаем кашу». |
Пол в избе подмела | Наклониться вперёд, движения руками из стороны в сторону. |
И присела у окна. | Присесть. |
Тема: «Звук и буква «О». Новый дом
Ох, ох! | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Муха строит | Фигура из пальцев «Муха». |
новый дом. | Фигура из пальцев «Дом». |
Молоток: стук- стук. | Стучим кулачком по ладошке одной рукой, потом другой. |
Помогать идёт петух. | Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног. |
Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Чистюли
Ох, испачкалась одежда, | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Обращались с ней небрежно, | Руки за спину, топаем ногами. |
Надо нам её спасти. | Руки в стороны. |
И в порядок привести. | Руки на пояс. |
В тазик воду наливаем, | Выполняем соответствующие движения. |
А потом легко и ловко | Встали на носочки, потянулись. |
А пока одежда сушится, | Прыжки на месте. |
Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка.
Осенью, весною, | Ходьба на месте. |
Встанем прямо по порядку, | Встали прямо, спина прямая, свели лопатки. |
Мама руки поднимает, | Руки вверх-вниз. |
Папа бодро приседает, | Приседания. |
Повороты вправо- влево | Руки на поясе, делаем повороты всем корпусом. |
Я сама бегу трусцою | Бег на месте. |
И качаю головою. | Наклоны головой в стороны. |
Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны
Тень- тень, потетень, | Хлопки руками. |
Выше города плетень. | Руки вверх, встать на носки, потянуться. |
Сели звери под плетень, | Присесть. |
Похвалялися весь день. | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. |
Похвалялася лиса: | Фигура из пальцев «Лиса». |
-Всему свету я краса! | Наклон вперёд, развести руки в стороны. |
Похвалялся зайка: | Фигура из пальцев «Заяц». |
-Поди, догоняй-ка! | Прыжки на месте. |
Похвалялися ежи: | Фигура из пальцев «Ёж». |
-У нас шубы хороши! | Погладить себя по телу. |
Похвалялся медведь: | Имитация походки медведя. |
Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Доброе утро
-Доброе утро!- | Руки в стороны. |
птицы запели. | Фигура из пальцев «Птица». |
Добрые люди встали с постели. | Руки вверх, встать на носки, потянулись. |
Прячется вся темнота по углам. | Наклоны в стороны, прикрываем глаза поочерёдно правой и левой рукой. |
Солнце взошло | Снизу вверх поднимаем «круглые» руки. |
и идёт по делам. | Ходьба на месте. |
Тема: «Звук и буква «У». Музыканты
В руки дудочку беру, | Имитируем игру на дудочке. |
Созываю детвору, | Манящие движения руками. |
Туру- туру- туру! | Имитация игры на дудочке. |
Поиграю на баяне, | Имитация игры на баяне. |
Потанцуйте, зайки, с нами, | Прыжки на месте. |
Гали-гали-гали! | Имитация игры на баяне. |
Я на скрипочке играю, | Имитация игры на скрипке. |
Скачут зайки на лужайке, | Прыжки на месте. |
Тили- тили- тили! | Имитация игры на скрипке. |
А потом на барабане, | Имитация игры на барабане. |
В страхе зайки разбежались по кустам! | Бег на месте. |
Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан
Может, здесь, а может, там | Повороты в правую и левую стороны, отводим руку в сторону. |
Есть один большой фонтан. | Встать на носки, руки вверх, потянуться. |
Надо долго прошагать, | Ходьба на месте. |
Дальше надо руки вымыть | По тексту |
И лицо своё умыть, | По тексту |
Зубы тщательно почистить, | По тексту |
Уши дочиста отмыть. | По тексту |
Не забыть себя обрызгать | Руки сверху вниз опускаем, «стряхивая» капли. |
Той волшебною водой. | Руки снизу вверх поднимаем, «стряхивая» капли. |
И тогда ,кто был малышкой, | Присесть. |
Станет вдруг большой- большой. | Встать на носочки, руки вверх, потянуться. |
Вы всё сделали, как надо. | Руки на пояс. |
Сядем, будем ждать чудес. | Присесть. |
Ой! Смотрите- ка, ребята, | Медленно поднимаемся вверх, встаём на носочки, руки вверх. |
Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Бедолага
Сердце так и гложет страх! | Ладони приложить к груди на уровне сердца. |
Ах! | Руки вверх. |
Я по списку дальше всех! | Медленно приседаем. |
Эх! | Встать руки в стороны. |
Ох, беда уже близка! | Руки к щекам, наклоны в стороны. |
Вот и ждёт меня доска! | Рисуем руками прямоугольник. |
Притворюсь-ка я, что глух! | Руками прикрываем уши. |
Хоть бы в классе свет потух! | Медленно приседаем, прикрывая глаза руками. |
Ух! | Руки вперёд. |
Ах! | Руки вверх. |
Эх! | Руки в стороны. |
Ох! | «Круглые» руки вверх. |
Ух… | Руки вперёд. |
Не вызвали! | Руки вниз, плечи, спина расслаблены. |
Тема: «Звук и буква «Ц». Цветы
Наши нежные цветки | Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях. |
Распускают лепестки. | Медленно раскрываем пальцы. |
Ветерок чуть дышит, | Плавные движения кистями вправо- влево. |
Наши алые цветки | Медленно соединяем пальцы в щепоть. |
Тихо засыпают, | Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях. |
Головой качают. | Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях. |
Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, | «Круглые» руки перед собой |
Больше греться не хочу. | Руки к щекам, качаем головой. |
Крышка громко зазвенела: | Руки вверх, имитация- «звеним колокольчиком». |
«Пейте чай, вода поспела!» | Руки в стороны с наклоном вперёд. |
Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки
Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
чищу зубы, | Правой рукой- имитация движения «чистим зубы». |
Этой щёткой- | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
башмаки, | Наклон вперёд, дотронуться руками до пола. |
Этой щёткой | Плавное движение левой рукой в сторону, ладонью вверх. |
чищу брюки, | Гладим руками по ногам. |
Все три щётки | Показать три пальца перед собой. |
мне нужны. | Ладони приложить к груди. |
Тема: «Звук и буква «Ш».
Мы по лесу шли, шли, шли, | Ходьба на месте с высоким подниманием ног. |
Только шишку нашли. | Наклоны вперёд. |
Дети дальше побежали | Бег на месте. |
И лягушку повстречали. | Фигура из пальцев- «лягушка». |
Лягушка-попрыгушка глазки на макушке. | Присесть, руки на полу перед собой, прыгаем как лягушки. |
Прячьтесь от лягушки, комары и мушки. | Бег на месте. |
Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк
Вьётся недалечко | Плавные, волнообразные движения перед собой сначала левой, потом правой рукой. |
Маленькая речка, | Руки согнуты в локтях, ладонями с силой давим друг на друга (2 раза). |
Ни поплыть, | Руки перед собой - «плывём». |
Ни нырнуть, | Присесть |
Только ножки | Потряхиваем поочерёдно ногами. |
Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь
Надувайся, пузырь, | «Круглые»руки перед собой разводим в стороны. Вдох носом. |
Да не лопайся! | Выдыхаем через нос, «круглые» руки медленно скрещиваем перед собой, постепенно обнимая себя руками. |
Тема: «Звук и буква «Э». Я могу!
-Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? | Дети повторяют движения за взрослым, сопровождая их словами: «Это тоже я могу». |
Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа
Юра очень утомился- | Руки к щекам, наклоны головой в стороны. |
Целый день юлой крутился! | Кружимся на месте. |
Юра только сел на стул, | Фигура из пальцев – «стул»; присесть, встать. |
Ножки свесил | Потряхиваем поочерёдно ногами. |
И заснул. | Руки вниз, плечи опущены, спина расслаблена. |
Тема: «Звук и буква «Я». Яблоко
Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. |
Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. |
Руку протяните, | Подняться на носки, руки вверх, потянуться. |
Стал ветер веточку качать, | Плавные движения руками над головой. |
И трудно яблоко достать. | Развести руки перед собой. |
Подпрыгну, руку протяну | Прыжки с поднятыми руками. |
Вот так яблоко! | Рисуем руками круг. |
Оно соку сладкого полно. | Поглаживаем руками живот круговыми движениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит...
Система работы по развитию речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики
Система равития речи...
Перспективный план с детьми 2-3 лет «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»
Перспективный план «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»...
Презентация на тему "Формирование правильной речи у младших дошкольников через развитие мелкой моторики рук"
презентация...
Педагогический проект на тему: «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»
Цель работы:1.Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи достижения поставленной цели:1. Подготовить методический материал, план работы, картоте...
Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"
Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"...
Усовершенствование речевых навыков младших дошкольников через развитие мелкой моторики.
Взаимосвязь развития мелкой моторики и развития и фрмирования речевых навыков дошкольников....