«Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_na_temu.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» г.Гатчина
Педагогический проект на тему:
«Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»
Педагог Павлова Марина Сергеевна
2013г.
Содержание:
1. Анализ ситуации.
2. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
3. Выявление проблемы.
4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.
5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
6. Рабочий план реализации проекта.
7. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.
8. Дальнейшее развитие проекта.
9. Список используемых источников.
10. Приложение.
Раздел 1.
Анализ ситуации.
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает
необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Раздел 2.
Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения
Антуан Сент-Экзюпери.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации.
По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
1. Творческое мышление;
2. Культуру речевого действия;
3. Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
4. Культуру жестов и пластики движений;
5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
6. Культуру эмоций.
Остановимся на культуре жестов и пластике движений через развитие речи, пальчиковых играх и мелкой моторики руки у младших дошкольников.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Тестирование показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так, как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику кисти и пальцев рук, является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребенка здоровой речи и коммуникативной культуры.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.
Раздел 3.
Выявление проблемы.
Проблема - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Диагностическое исследование по методике М. А. Панфиловой «Зайчик» показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Раздел 4.
Цель работы:
1.Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи достижения поставленной цели:
1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
4. Развивать творческое воображение.
Раздел 5.
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Стратегия работы :
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
Раздел 6.
Рабочий план реализации проекта.
Нормативно-правовая и документальная база:
- Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) ;
- Конвенция по Правам ребёнка;
- Приказ отдела образования от 17.05.2011 г. № 01/08-177 "О внедрении федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666) п.21.
Консультативная. Научно-методическая:
- Е. Краузе «Логопедия»; Энциклопедия развития и обучения дошкольника;
- конспекты непосредственно-образовательной деятельности по развитию мелкой моторики руки;
- В.Цвынтарный «Играем и развиваем речь»;
- Е. Косинова «У солнышка в гостях (пальчиковые игры для самых маленьких)»;
- тематический план по развитию мелкой моторики руки.
Диагностико-дидактическое: Методика Гавриной С, Кутявиной Н, Топорковой И, Щербиной С. «Тесты для детей 3-4 лет».
Система работы воспитателя представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
- Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
- Работа с родителями- консультации и беседы.
- Компьютерная презентация проекта для педагогического коллектива.
Этапы реализации проекта
Содержание работы | Прогнозируемый результат | Сроки выполнения |
1.Мотивирующий или подготовительный Проведение диагностического исследования (первичное). | Выявление уровня развития мелкой моторики рук. | Сентябрь |
2.Планирующий. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций | Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми |
Сентябрь-октябрь |
3.Практический. Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности | Развитие мелкой моторики рук. Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр
|
В течение года |
4.Результат проекта. Проведение контрольного диагностического исследования | Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.
|
Май |
Раздел 7.
Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.
Общая модель выпускника дошкольного учреждения выглядит так:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- Любознательный, активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Дошкольник должен уметь:
- стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, иметь положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);
- формировать умение общаться — откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении, выполнять просьбы, поручения взрослого;
- оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д. (Коммуникация, Труд)
- развивать нравственно-ценный словарь (хорошо — плохо, нехорошо, некрасиво, добрый — злой и др.) (Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка);
- формировать умения в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.) (Коммуникация, Безопасность).
Механизм оценки результатов развития мелкой моторики руки:
- 12-15 баллов - высокий уровень. Малыш отлично справился с заданиями данной темы, воспитатель предлагает ему более сложные задания, чтобы его развитие не стояло не месте;
- 9-12 баллов- уровень выше среднего. Ребенок справился с заданиями хорошо, но его потенциал не раскрыт до конца, можно предлагать ему подобные или более сложные задания;
- 6-9 баллов- средний уровень. Выполнение заданий соответствует возрастным нормам, но это не повод, чтобы останавливаться на достигнутом;
- 3-6 баллов- уровень ниже среднего. Ребенок справился с заданиями недостаточно хорошо, заниматься с ним необходимо немного больше , чем обычно. Предлагайте сначала простые задания, когда он будет с ними справляться, можно усложнять;
- 0-3 балла- низкий уровень. Ребенок не справился с большинством заданий.
Результат проведения проекта:
- Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
- Результаты диагностики во втором полугодии показали, что движения пальцев стали более точными, дети аккуратнее обводят разные фигуры. Уровень развития тонкой моторики руки вырос на 20 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики
Система равития речи...
Перспективный план с детьми 2-3 лет «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»
Перспективный план «Совершенствование речевой активности младших дошкольников через развитие мелкой моторики»...
Презентация на тему "Формирование правильной речи у младших дошкольников через развитие мелкой моторики рук"
презентация...
Педагогический проект на тему: «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»
Цель работы:1.Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи достижения поставленной цели:1. Подготовить методический материал, план работы, картоте...
Проект «Повышение коммуникативной компетенции у младших дошкольников через развитие мелкой моторики руки»
Цель работы: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....
Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"
Презентация по теме: "Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры младших дошкольников через развитие мелкой моторики"...
Усовершенствование речевых навыков младших дошкольников через развитие мелкой моторики.
Взаимосвязь развития мелкой моторики и развития и фрмирования речевых навыков дошкольников....