Инновационный проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 5-7 лет"
проект
В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Замыкаясь на компьютерах, телевизорах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, в связи с этим работ, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационный проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 5-7 лет" | 567.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Корсаковского городского округа Сахалинской области
Инновационный проект "Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей 5-7 лет"
Срок реализации: долгосрочный (2016 - 2018г.г.)
Автор проекта: воспитатель Усяева Светлана Алексеевна
г. Корсаков
2018г.
«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать, - значит дать ребенку всю умственную возможность быть всегда справедливым». К.Д. Ушинский
Дошкольное детство-это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психологические функции.
Актуальность проекта:
В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Замыкаясь на компьютерах, телевизорах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, в связи с этим работ, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие. Печально осознавать, что защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребенок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной систем. Поэтому наряду с интеллектуальным развитием необходимо уделять должное внимание социально-эмоциональному развитию дошкольника.
Я считаю, выбранную мной тему одной из самых актуальных на современном этапе развития общества. Так что целенаправленная работа педагогов и родителей по социально-эмоциональному воспитанию позволит выявить и в случае скорректировать нежелательные эмоциональные проявления детей и сформировать у них чувство уверенности в себе и осознанно правильное отношение к миру посредством выражения положительных эмоций (радость, спокойствие, восторг, восхищение).
Меня заинтересовал материал по социально-эмоциональному развитию ребенка в программе «Я, ты, мы» И.Б. Стеркиной. Начав работу по данной программе, я четко определила цели. Наши дети будущие граждане России, должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих, а также развитие личной ответственности, которая является функциональным качеством свободного человека.
При создании благоприятных условий к концу дошкольного детства ребенок должен проявлять эти качества в разных сферах деятельности. Он уже способен чувствовать ответственность за живое существо, начатое дело, данное слово. Эти чувства постепенно перерастают в их социальное отношение к учебе.
Особое внимание уделяла развитию у детей уверенности в себе, являющиеся важным качеством личности ребенка. Дети научились отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.
Эмоциональное развитие является одним из направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания.
Выполняя задачи социализации личности ребенка, мне удалось проанализировать причины межличностных конфликтов и самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления- драки. Я смогла помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.
Раздел «Социально-эмоциональное (нравственное) воспитание включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста, в том числе программу «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.
Для эффективной работы, получения новых результатов, необходима преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основное внимание в работе уделяла воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослого. Поэтому мы не только учитывали это сами, но и особо пристальное внимание уделяли работе с родителями. По некоторым вопросам совершенно необходимо достичь общего понимания: например, нельзя требовать от детей выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Рассогласование в требованиях, предъявляемых к детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Поэтому одной из задач мною стала заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их жизнь детского сада, сделать их союзниками в работе. Для этого, чтобы родителей постоянно держать в курсе событий, создали возможности для ознакомления с работой группы на открытых занятиях и совместных мероприятиях. Для этого заранее выделили основное содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, и выбрала адекватные ему формы взаимодействия с родителями:
- Родительские собрания («Методы воздействия на ребенка в семье»; «Родительские отношения и их влияние на воспитательную атмосферу в семье»; «Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?»)
- Индивидуальные беседы. («Кризис 5 лет»; «Кризис 7 лет»)
- Совместная деятельность (открытые мероприятия, тематические выставки детских работ совместно с родителями, дни открытых дверей)
- Анкетирование, «Какие мы родители?».
В связи с вышеизложенным мною были определены цели и задачи проекта.
Цель проекта: Создание условий для эмоционального благополучия детей и их социализации в обществе сверстников, развитие коммуникативных навыков, индивидуальности, ответственности.
Задачи проекта:
- Обучить детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Формировать представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
- Выработать положительные черты характера, способствующих лучшему процессу общения, коррекции нежелательных черт характера и поведения.
- Вовлечь родителей в жизнь группы, детского сада, сделать их союзниками в работе.
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный.
- изучение методической литературы по теме;
- изучение традиций, уклада и образа жизни семьи каждого ребёнка;
- проведение психолого-педагогического обследования детей с целью выявления индивидуальных особенностей социально-эмоционального восприятия мира;
- планирование работы по социально-эмоциональному воспитанию с учётом результатов обследования.
- Практический.
- включение в работу комплекса психогимнастических упражнений, занятий, игр, развлечений и др. мероприятий.
Сроки проекта: 2016 - 2018г.г.
Формы и методы работы с детьми:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др.);
- беседы;
этюды;
- импровизации;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
•свободное и тематическое рисование;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- слушание музыки;
- мини-конкурсы;
- пантомима.
Ожидаемый результат:
Дети смогут:
- Выражать свои чувства и эмоции распознавать чувства других людей.
- Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать с детьми и взрослыми, решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения.
- Осознавать свою индивидуальность и находиться в гармонии со своим внутренним миром.
- Проявлять уважение, доверие, взаимопонимание, заботливое отношение к близким людям.
Родители и педагоги найдут оптимальные пути взаимодействия и создадут условия для успешной социализации детей в обществе.
Краткий анализ теоретических источников по проблематике
реализуемого мною проекта подтверждает и расширяет наши представления о важности эмоционального развития ребенка. Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека.
Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Янчук М.В. в пособии «Игротренинги с использованием сенсорных модулей» представляет конспекты тренингов эмоционального развития с использованием сенсорных модулей, которые позволяют педагогам комплексно воздействовать на органы чувств и вестибулярные рецепторы различными методическими приемами.
Хухлаева О.В. и Хухлаев О.Е. привлекают внимание к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. С этой позиции в книге «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» рассмотрены содержание психологического здоровья, представлена организованная структура психологической поддержки дошкольников и описаны групповые развивающие занятия для различных возрастных групп.
А представленные в сборнике «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» программы Крюковой С.В. помогают решить задачи по развитию эмоциональной сферы детей, умению понимать и распознавать эмоциональное состояние, созданию положительного эмоционального фона, развитию коммуникативных навыков.
Описание форм внедрения результатов инновационного проекта в практику образовательных организаций:
- проведение открытого занятия в МБДОУ «Детский сад № 8» на тему: «Плач, смех, испуг» (октябрь 2016 года)
- проведение семинара-практикума с педагогами МБДОУ на тему: «Использование сенсорных модулей для комплексного воздействия на органы чувств детей дошкольного возраста» (апрель 2017 года)
- проведение консультации с элементами тренинга для родителей на тему: «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»» (февраль 2017 года)
- проведение открытого занятия в МБДОУ по теме: «Грусть и радость ходят рядом» (октябрь 2017 года)
Описание возможных рисков: Возможные риски: пассивность, сопротивление родителей из-за отсутствия времени.
Меры по их устранению: проведение консультаций, бесед, встречи с психологом.
Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта на момент подачи заявки:
В ходе реализации проекта, на данном этапе работы, мы увидели, что использование современных компьютерных технологий дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, детского сада, ярче выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, активнее участвовать в праздниках и развлечениях, их подготовке. Среди родителей оказалось много профессионалов в области компьютерных технологий, которые оказывают практическую, консультативную помощь, что также говорит об их заинтересованности в проводимой нами работе. По окончании проекта будет проведено повторное анкетирование родителей, и мы надеемся, что у нас не будет родителей - наблюдателей, увеличится количество родителей - лидеров.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Мы не останавливаемся на достигнутом, наша работа с семьями воспитанников будет продолжена. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. И мы надеемся, что между нами будут установлены крепкие партнерские отношения.
На сегодняшний день мы находимся на втором этапе реализации проекта.
На первом этапе, с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу по реализации проекта с анкетирования воспитателей, родителей на тему: «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Мы использовали критерий «включенности родителей в образовательный процесс» (присутствие родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках; помощь родителей в оснащении педагогического процесса, инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых).
Было выделено три группы родителей:
Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения (38%).
Родители - исполнители, которые принимают участие при условии просьбы, значимой мотивации (46%) .
Родители - критические наблюдатели - равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же» (16%).
Так у нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям для проведения совместных мероприятий.
Нами была создана материально-техническая база, проведены родительские собрания, с целью информирования о внедрении проекта в учебно-воспитательную работу.
Далее началась работа по взаимодействию с семьей, направленная на установление партнерских, доверительных отношений.
Работа идет по направлениям:
Познавательное направление - демонстрируется практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, мультфильмы, которые в интересной, занимательной форме помогают усвоить те или иные правила, узнать, как действовать в разных ситуациях, как общаться с людьми пр.
Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Оно включает в себя показ объявлений, напоминаний, благодарностей, поздравлений.
«Родители у нас - народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут».
«Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!»
Досуговое направление - самое привлекательное, востребованное, но и самое трудное в организации. Здесь демонстрируем фото, видео с занятий, выставок, экскурсий, мероприятий; зарисовки из свободной деятельности воспитанников, семейные фото (отдых, домашние хлопоты, домашние любимцы) и т.п.. Это направление работы позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, обучении; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Диагностика:
В результате целенаправленной работы за 2016 - 2017 учебный год с детьми и при содействии родителей я добилась позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года с высоким уровнем эмоциональной сферы было выявлено 4 ( 16,7%) детей, со средним 11(45,8%), с низким 9 (37,5%), от общего количества
(24 детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 8(33,3%) детей, со средним 13(54,2%) и с низким уровнем детей 3 (12,5%).
Финансовая база: для приобретения необходимых пособий была использована финансовая база учреждения.
Закупили демонстрационный материал:
-Ребята с нашего двора -Зоопарк настроения -Наши чувства и эмоции
- Карточки по развитию эмоциональной сферы дошкольников
- Игры: «Выбери нужное лицо»
- Маски
- Узнай настроение
- Ромашка настроений
- Домино эмоций
- Домино настроения
Список использованной литературы:
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М: ТЦ Сфера, 2003.
- Грецов А.Г. Понимать своего ребенка. СПБ: Питер, 2009.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2012.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 2011.
- Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. М.: Прометей, Книголюб, 2003.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Ю.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003.
- Филиппова Ю.В. Общение. Дети до 5 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.
13.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 2006.
М.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». Детство-Пресс, 2000.
Фрагмент программы «Страна Эмоций»
Цели занятий:
-знакомство детей с эмоцией страха: осознание детьми того, зачем человеку нужен страх, в чем он ему мешает, в чем помогает (развитие метакогнитивных способностей);
-актуализация и отреагирование чувства страха;
-осознание детьми, что страх-это нормальная эмоция всех людей, и в то же время понимание необходимости преодоления собственных страхов;
-уменьшение страха перед сказочными персонажами с помощью приемов идентификации, сопереживания, а также гротеска и юмора;
-обучения детей самостоятельному поиску выходов из «страшных» травмирующих ситуаций;
-символическое превращение негативных эмоций в позитивные, приятные.
Занятие № 1. Остров Страха и его жители
1 .Приветствие: «Давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга ручками, ножками, носиками...» и т.д.
- Психологическая разминка. «Жители Острова Страха»: каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, вампир, скелет и т.д.). По сигналу ведущего ребенок показывает героя как можно более страшным а все остальные отгадывают, кто был изображен.
- «Сделай страшного героя добрым!» Каждый ребенок придумывает историю, почему его герой-житель Острова страха - стал страшным, и все вместе думают, как можно его освободить от злости и страха, как сделать его добрым и счастливым. Каждый страшный персонаж проходит через ритуал освобождения от злости и становиться добрым (ребенок проигрывает или проговаривает это превращение: например, его герой прощает того, кто его обидел и т.д.).
- Ритуал прощения -Салют. Все участники занятия кладут свои ладони на ладонь ведущего. Положив ладонь, ребенок отвечает на вопрос: Почему герои и люди становятся страшными? (Из-за обиды, гнева, мести и т.д.). По команде ведущего все отпускают свои руки и поднимают их вверх.
Занятие № 2 Жители Острова Страха стали смешными!
- Приветствие.
- Психологическая разминка. «Страшный - смешной»: каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного страшного персонажей и его «нестрашного» занятия. Например, Баба Яга собирается на свидание или Кощей занимается в тренажерном зале и т.д. Цель - изобразить героя как можно более смешного и рассмешить всех остальных.
- «Галерея смеха». Дети рисуют в альбомах любого жителя Острова Страха, но так, чтобы получился не страшным, а смешным. Затем проводится выставка в Галерее смеха, где каждый художник рассказывает о своем творении, стараясь вызвать смех у зрителей.
- Ритуал прощения - Салют. Все участники занятия кладут свои ладони на ладонь ведущего. По сигналу 1-2-3 все отпускают и вместе поднимают их вверх, запуская салют: Ура!
Занятия № 3 Мы победим любые страхи!
- Приветствие.
- Психологическая разминка. «Конкурс Страхов»: дети передают по кругу мяч, заканчивая предложение: «Человек боится...».
Повторяться нельзя. Кто повторяется, тот выбывает из игры. В конце игры делается вывод: все люди чего-то бояться, но надо учиться преодолевать свои страхи.
- «Кубик откровений». На занятии появляется волшебный «кубик откровений». Дети по желанию рассказывают о своих личных страхах, а все остальные думают, что можно посоветовать в этой ситуации, как можно справиться со страхами.
- «Темноландия». Детям читается одноименная сказка о том, как маленький мальчик боялся темноты и как он преодолел свой страх. Все слушают и рисуют в альбомах иллюстрацию к этой сказке. После прочтения сказки проводится обсуждение того, как герой справился со своими страхами, что ему в этом помогло. Желающие рассказать о своем опыте преодоления тех или иных страхов. Затем каждый заканчивает предложения: «Страх мешает, когда...», «Страх помогает, когда...». Делается вывод о том, что страх может не только мешать, но и помогать человеку. Например, предупреждать и защищать его от опасности.
- Ритуал прощания - салют. По команде ведущего все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют: Мы победим любые страхи!
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей
Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят от интеллектуальной модели воспитания и развития, обращая больше внимания на социально - личностное, в том числе и эмоциональное. Тема развития эмоционального мира детей интересовала меня достаточно давно, и очень хотелось разнообразить свою работу наглядными пособиями по этой тематике.
Например, игра «Выбери нужное лицо» известна достаточно давно
Ещё в моём детстве её опубликовали в детском журнале «Весёлые картинки». Помню, какое удовольствие доставляло рассматривать эти картинки, да и сейчас они очень популярны у детей.
Проводить занятия на развитие эмоциональной сферы мне помогают Лесовички, Добрая Фея и Злая Колдунья, а также два клоуна - Бим и Бом.
В оборудовании кабинета и пополнении его нужными материалами мне помогала и наш методист – Галина Борисовна. Например, благодаря ей у меня появился замечательный и очень богатый набор карточек отличного качества «Jeuxdevisages» (буквально - «Игры лица»).
Приобретались и другие игры на развитие эмоций («Притворщик», «Наши чувства и эмоции», «Путешествие в мир эмоций»). Часть игр подсуетилась и скачала с интернет-ресурсов («Зоопарк настроений», «Ребята с нашего двора», «Театр настроения»).
Любят они и игру «Маски», а за правильный ответ в игре «Узнай настроение» получают смайлики.
В игре «Ромашки настроений» дети не только учатся распознавать эмоции в изображении, но и соотносят их с цветом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
презентация по теме "Инновационные методы по коррекции социально-эмоциональной сферы воспитанников"
Презентация использовалась на педагогическом совете. Педагоги бодробно рассмотрели каждый метод:Игротерапия Сказкотерапия КуклотерапияАнималотерапияМузыкотерапия Изотерапия. Привел...
"Использование элементов сказкотерапии как средства развития социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста."
Статья для педагогов (консультация)....
Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Доклад на педагогические чтения...
Совместные детско-родительские проекты как средство социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в деятельности дошкольного образовательного учреждения методической разработки совместного детско-родительского проекта с и...
Развитие социально – эмоциональной сферы у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности
Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются общие способности необходимые любому человеку в любом виде деятельности....