Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников.
консультация
В настоящее время открытость и взаимодействие-неотъемлемая часть педагогического процесса! В своей практике я ежедневно встречаюсь с родителями, делюсь с ними нашими достижениями, привлекаю в совместные выступления на праздничных мероприятиях. Это позволило мне установить доброжелательную атмосферу творчества, дружбы, взаимопонимания! Дети вместе с родными людьми ярче раскрывают свои таланты, увлечения! Родители же в свою очередь, видя какой продолжительный труд стоит за результатами, уважительно и серьезно относятся к нашим успехам!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_soderzhanie_raboty_s_roditelyami.doc | 290.5 КБ |
proekt_vzaimodeystvie_s_roditelyami.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация и содержание работы музыкального руководителя с родителями.
« Вопрос о работе с родителями - это
большой и важный вопрос. Тут надо
заботиться об уровне знаний самих
родителей, о помощи им в деле
самообразования, вооружения их известным
педминимум, их практике в детсадах,
привлечении их к этой работе».
( Н. К. Крупская)
Музыкальный руководитель
Лифанчикова Ирина Владимировна.
Пос. им. Воровского.
Пояснительная записка.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, « … только в молодости человек может развернуть и воспитывать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на следующих принципах:
- Единое понимание педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- Родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- Уважение, помощь и доверие к ребенку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
- Знание педагога и родителей воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.
В работе с родителями я выделила несколько форм работы:
- Родительские собрания. Кратко и доступно раскрыть суть моей работы с детьми, цели и задачи стоящие передо мной. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики.
- « Круглый стол» В нем принимают участие все специалисты ДОУ. Родители и педагоги свободно общаются друг с другом. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь можно показать родителям открытое занятие или видеозапись музыкального занятия.
- Наглядные формы работы. Подготовить для родителей материал на стенде « Музыкальная палитра», организовать фотовыставку и выставку рисунков по классическим произведениям, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях. « Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми и самим « включиться» в общение, могут сами поучаствовать в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах.
- Консультации, индивидуальные беседы. Тематика консультаций и бесед разнообразная возникающая по инициативе одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Темы бесед: « Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?», « Как помочь вашему ребёнку красиво и правильно петь?» т.д. Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
- Организация праздников и развлечений совместно с родителями.
Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, участвуют в конкурсах, в постановке и исполнение танцев. Показывают детям спектакли и кукольные представления. Проводятся совместные игры, КВН, соревнования, викторины. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшим педагогу проще налаживать с ним контакты, предоставлять педагогическую информацию.
В этом году на родительском собрании я познакомила родителей всех возрастных групп с таким разделом музыкального занятия, как восприятие музыки. Детям в этом разделе даются множественные задания по жанрам, видам, средствам выразительности произведений искусств, истории их создания. Я объяснила родителям, что самое главное в восприятии музыки – это воспитательные задачи, т.е. средствами искусства воспитывать ребёнка, воздействовать на становление его духовный потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине и т.д.
Начиная со средней группы, я использую классические произведения. А классическим называют самое эстетическое, самое лучшее, зрелое и совершенное.
В старшем дошкольном возрасте использую не отдельные произведения тех или иных видов искусств, а их синтез. Синтез музыки, поэзии и живописи. Музыкальное, литературное и изобразительное искусства, с одной стороны, воздействуют на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления), а с другой – являются тремя способами освоения мира ( чувствование, осмысление, преобразование). Обусловлены эти виды искусств такими процессами как переживание, мышление, воображение.
Н. А. Римский – Корсаков так говорит о воздействии на человека этих трёх видов искусств:
- « Живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение.
- Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и настроение.
- А музыка даёт настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ».
Таким образом, искусство стремиться воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством.
Такой подход называется – « полихудожественный». Где « поли» - « много», « художеств» - « искусств», т.е. много искусств. И действуют они сразу одновременно.
Проводя с родителями мастер – класс, я выбирала те музыкальные произведения, которые прослушали их дети в данной возрастной группе. Родители отвечали на такие же вопросы, которые я задавала их детям.
-Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, стихи и смотрели картину?
-Как вам рассказала об этом музыка? Какие музыкальные инструменты звучали?
-А какие цвета выбрал художник для этой картины? и т.д.
Ответы детей на музыкальных занятиях превращаются в целые рассказы, они более эмоциональны и непосредственны в своих рассуждениях и высказываниях, чем родители. Им я индивидуально рассказывала, как отвечал их ребёнок. После такого прослушивания музыки у детей возникает желание нарисовать свою картину, передать свои чувства через рисунок. Так появилось домашнее задание, совместное творчество родителей и детей. Ребята дома подробно пересказывают родителям свои чувства об услышанном на музыкальном занятии. Фантазируют вместе с родителями и воплощают это в своих рисунках, поделках. На повторном прослушивании ребята представляют, показывают и рассказывают о своих картинах, а мне очень приятно видеть с каким теплом создавалось это семейное чудо. Каждый член семьи вносил, что – то своё, очень близкое ему. Но самое главное в этих работах сохранялся темп, ритм, настроение музыки, поэзии.
Благодаря такому творческому подходу, по словам родителей, они сами узнали очень много нового о музыке, живописи и поэзии. И ждут с нетерпением новых домашних заданий и рассказов детей о музыкальных занятиях.
Я считаю, что такая форма работы с родителями приносит положительные результаты. Наблюдая за изменениями в своих детях, родители стали проявлять интерес к работе музыкального руководителя, т.е. больше уделять внимания музыкальному развитию ребёнка.
Перспективный план работы с родителями на 2018-19 учебный год.
Квартал | Работа с родителями |
I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) | 1. Индивидуальные консультации с родителями (в вечернее время, по желанию) об особенностях формирования музыкальности у ребенка. 2. Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок и музыка». 3. Участие в выставке поделок из природного материала. Все участники награждаются грамотами на осеннем празднике. 4. Родительское собрание «Давайте поговорим всерьёз о музыке». |
II квартал (декабрь, январь, февраль) | 1. Консультация «Как организовать в семье праздник Новогодней елки». 2.Конкурс «Лучший СНЕГОВИК своим руками». 3. Оформление папки-консультации « Как самостоятельно изготовить детские музыкальные инструменты». 4. День открытых дверей с показом музыкального занятия. |
III квартал (Март, апрель, май) | 1. Консультация на тему «Влияние музыки на развитие ребенка». 2. Фотоконкурс «Здоровый образ жизни моей семьи». 3. Совместные развлечения, посвященные международному женскому дню. 4. Индивидуальные беседы с родителями детей подготовительной группы с рекомендациями по дальнейшему обучению детей в детской школе искусств. |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Взаимодействие
музыкального руководителя ДОУ
с родителями.»
Музыкальный руководитель:
Лифанчикова Ирина Владимировна
ПГТ им. Воровского 2017г.
«Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями »
Проект рассчитан на весь период пребывания ребенка в детском саду (с младшей группы и до выпуска в школу)
Срок реализации 5 лет
Актуальность
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.
Цель:
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
Задачи:
- развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать к музыкальному искусству.
- вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс,
- разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении,
- активизировать участие родителей в различных мероприятиях ДОУ.
В связи с новыми требованиями воспитательно -образовательный процесс подразделен на:
-организованную образовательную деятельность;
-образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями детей.
Средства реализации
Средства реализации заключаются в формах взаимодействия музыкального руководителя с родителями.
Формы работы взаимодействия с семьёй:
1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (н-р, День открытых дверей):
1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);
2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
- Работы музыкального зала,расписание музыкальных занятий;
- Значимости музыкального воспитания детей;
- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;
- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
- Фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
7. Папки – передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:
«Музыкальные игры в детском саду»,
«Ваш ребёнок любит петь?»,
«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
«Как в жизнь приходит музыка…»,
«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.
Планирование взаимодействия музыкального руководителя с родителями.
ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
| СРОКИ |
Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер взаимоотношений «ребёнок - родители». Выработать совместно с родителями стратегии развития ребенка, реализуемые в ДОУ и дома. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, способствующих накоплению музыкальных впечатлений детей, становлению их музыкальных способностей. Совершенствовать коммуникативные умения родителей; создавать в процессе общения атмосферу совместного творчества. | Консультация « Воспитание эстетических потребностей (гармония, порядок, красота, музыка) в семье» Опрос «Как обеспечить положительное самоощущение ребенка». Заполнение таблицы личностно-оценочных связей (родитель-ребенок) | СЕНТЯБРЬ |
Выступление на общем родительском собрании «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС». Занятие – практикум «Дидактические пособия и атрибуты для музыкальной и театрализованной деятельности своими руками» |
ОКТЯБРЬ | |
Выставка «Моя малая Родина» (принять участие в сборе песенного, фольклорного материала; изготовлении костюмов и атрибутов к празднику). Совместное проведение праздника «Моя малая Родина» | НОЯБРЬ | |
Оформление наглядно-педагогической пропаганды по теме «Если вас пригласили на утренник» Семинар-практикум по теме: «Использование мультимедийных презентаций в музыкальном развитии ребенка. Работа на сайте МДОУ» |
ДЕКАБРЬ | |
Педагогическая копилка «Развитие творческого потенциала ребенка в музыкальной деятельности» Участие родителей в разлекательной программе для детей «Режиссерская песня». | ЯНВАРЬ | |
Выступление творческой группы на родительском собрании «Наши музыкальные подарочки для папочки и мамочки». Презентация «Шустрые, активные, веселые, спортивные – это МЫ»».
| ФЕВРАЛЬ | |
ППО. «Караоке – полезное времяпрепровождение в семейном кругу» Создание фонотеки «Песни, стихи современных композиторов, поэтов для детей дошкольного возраста»
| МАРТ | |
Практикум «Музыкальная гимнастика в борьбе с гиподинамией». | АПРЕЛЬ | |
Презентация на сайте детского сада страницы «Слушаем, поем, танцуем» (медиаматериал) Совместный праздник «Выпуск детей в школу» (включение родителей в праздник и подготовку к нему). | МАЙ |
Ожидаемые результаты проекта:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей
2. Повышение качества музыкального образования детей
3. Взаимодействие всех участников педагогического процесса выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи
4 Повышение детской самооценки, формирование самостоятельности
1. Развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.
2. Сближение родителей со своими детьми, привитие любви и уважения к членам семьи.
3. Повышение личного авторитета педагога.
Литература:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в образовательной деятельности. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников МАДОУ №7
Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по новому взглянуть на проблему взаимодействия МАДОУ №7 с родителями, с целью создания единого образовательног...
"План взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников, педагогами на 2018-2019 учебный год."
Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям и педагогам детских садов и содержит информацию по взаимодействию муз рук с родителями воспитанников и педагогами детского сада по музыкаль...
Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников
Традиционные и инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников...
План-программа взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников "Музыкальное содружество"
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями...
«Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ»
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формиров...
Проектная работа «Инновационные подходы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников ДОУ»
На примере этого проекта я рассматриваю модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников. Разработан план по взаимодействию музыкально...
Музыкальная студия-способ взаимодействия музыкального руководителя и родителей воспитанников.
Музыкальная студия поможет организовать совместную музыкальную деятельность между родителями и детьми, она будет способствовать развитию творчества в каждой семье....
- Мне нравится (1)