Детско-родительский клуб "Знай-ка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Детско-родительский клуб создан для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах своевременной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, для формирования у родителей активной позции по отношению к развитию своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_znay-ka.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Советом педагогов МБДОУ Заведующий МБДОУ
«Детский сад компенсирующего «Детский сад компенсирующего
вида №23 «Солнышко» вида №23 «Солнышко»
протокол № _______ __________________ С. В. Ивлева
от «____» ________________ 20 г. приказ № _____________
Председатель Совета педагогов от « ___» _____________ 20 г.
______________ Ю. М. Кругликова
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»
Программа детско-родительского клуба
«Знай-ка»
для 2 подготовительной группы
Авторы:
Черных Ирина Михайловна,
педагог-психолог;
Аносова Марина Александровна,
учитель-логопед высшей категории
г. Зеленогорск
Гипотеза программы:
Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей.
Для родителей будущих первоклассников характерно следующее: недостаточный объем знаний о компонентах готовности детей к школе; трудности в оказании помощи ребенку при подготовке к школьному обучению; слабая заинтересованность родителей в вопросах предшкольной подготовки.
Краткое содержание программы:
Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте – это обеспечение готовности ребенка к школе.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека. Одно из условий обеспечения готовности ребенка к школе – психолого-педагогическая компетентность родителей. В центре работы по целенаправленной подготовке детей к школьному обучению должны находиться и детский сад, и семья, как две основные социальные структуры. И поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию и развитию ребенка, особое внимание коллектив нашего детского сада уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.
Считаем одну из наиболее эффективных форм работы с семьей по данному направлению – родительский клуб.
Родителя вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка подготовительной группы – переходу в школу. Поэтому объединяются усилия педагогов и родителей, заинтересованных в успешном и гармоничном развитии и воспитании детей.
Пояснительная записка:
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения.
Программа предназначена для родителейи детей 2 подготовительной группы.
Актуальность:
Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями.
Наиболее эффективная форма работы с семьей по данному направлению – детско-родительский клуб будущих первоклассников, организованный на базе 2 подготовительной группы.
Детско-родительский клуб способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
1. Общие положения:
- Детско-родительский клуб (Далее – «Клуб») создан для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах своевременной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, для формирования у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.
- Работа клуба ведется в соответствии с документами, дающими правовое основание к выстраиванию отношений сотрудничества между детским садом и семьей: Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», Семейный кодекс, «Концепция дошкольного воспитания».
- Участниками клуба являются родители и дети дошкольного возраста 2 подготовительной группы, педагог-психолог, учитель-логопед.
- Основными принципами работы клуба являются добровольность, открытость, системность.
2. Цель клуба:оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников дошкольного учреждения, повышение компетентности родителей по вопросам готовности детей к школьному обучению.
3. Задачи клуба:
- Приобщить родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению, к участию в жизни дошкольного учреждения;
- Подготовить родителей и детей к новой социальной роли – «родители ученика» и «ученик»;
- Формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем;
- Оказать консультативно-методическую помощь родителям воспитанников в вопросах подготовки детей к школе;
- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- Развивать у детей когнитивные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие);
- Обогащать и уточнять словарный запас детей, расширять кругозор и осведомленность;
- Совершенствовать фонематическое восприятие и формировать звуковой анализ и синтез;
- Развивать мыслительную деятельность через умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Развивать у детей общую и мелкую моторику, согласованность действий обеих рук, зрительно-моторную координацию, пространственно-временные представления;
- Развивать у детей коммуникативные навыки, мотивацию к школьному обучению, инициативу и самостоятельность.
- Формировать компоненты произвольной регуляции (умения действовать по словесной инструкции взрослого, по заданному образцу), произвольность психических процессов.
4. Участники клуба: родители и дети 2 подготовительной группы, педагог-психолог, учитель-логопед.
5. Сроки реализации: работа клуба длится в течение учебного года (с сентября по май), заседания клуба проводятся частотой 1 встреча в месяц. Время проведения - второй четверг месяца в 17.30 – 18.00.
6. Ожидаемые результаты:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей старшего дошкольного возраста;
- Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;
- Оптимизация детско-родительских отношений;
- Развитие интереса у детей к познанию, общению;
- Рост удовлетворенности родителей специалистами ДОУ в целом.
Результативность работы клуба оценивается не только родителями, для которых организован клуб, но и непосредственно администрацией ДОУ, учителями городских школ и, конечно, самими детьми. Ведь этот клуб создан для того, чтобы адаптация самих детей к школе проходила успешно. Хотя в чем-то результат работы клуба будет виден не сразу, его результаты будут проявляться в течение школьного обучения.
7. Научно-методические основы разработки программы:
- Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/Сост. Т.В.Цветкова. – М.:ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
- Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников/Под ред. Л.В.Коломийченко. – М.:ТЦ Сфера, 2013 – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
8. Этапы реализации:
- Диагностический этап. Цель: выявить уровень готовности родителей к школьному обучению детей, используя методы анкетирования, тестирования, наблюдения и беседы. Определить тематику встреч.
- Основной этап. Цель: отобрать информационный материал, разработать игры и упражнения и апробировать их на практике.
- Заключительный этап. Цель: систематизировать информацию полученную на основном этапе, подвести итоги.
9. Общая структура деятельности в клубе:
Приветствие.Оно необходимо для формирования ощущения целостности, эмоционального сплочения группы.
Разминка.Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических и развивающих упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
10. Планирование совместных занятий детей и родителей
Дата | Тематика | Виды работ |
21. 09.17 | Родительское собрание, знакомство с программой детско-родительского клуба «Знай-ка» и организация его деятельности. | Подготовка программы детско-родительского клуба «Знай-ка» |
12.10.17 | Занятие № 1 «Я и мой ребенок» | Речевые игры. Викторина. Игры на внимание и память. Тактильный массаж. Графические задания. |
09.11.17 | Занятие № 2 «Занимательные игры» | Речевые игры. Игры на внимание и память. Подвижная игра. Графические задания. |
14.12.17 | Занятие № 3 «Занимательные игры» | Речевые игры. Игры на внимание и память. Тактильный массаж. Графические задания. |
11.01.18 | Занятие № 4 «Занимательные игры» | Речевые игры. Игры на внимание и память. Подвижная игра. Графические задания. |
08.02.18 | Занятие № 5 «Занимательные игры» | Речевые игры. Игры на внимание и память. Тактильный массаж. Графические задания. |
15.03.18 | Занятие № 6 «Занимательные игры» | Речевые игры. Игры на внимание и память. Подвижная игра. Графические задания. |
12.04.18 | Занятие № 7 Викторина «Умники и умницы» | Викторина. Подвижная игра. Чаепитие. |
11. Литература
О.В.Бережнова «Работа с семьей при подготовке детей к школе» (лекторий для родителей будущих первоклассников), С.-П. «Детство-Пресс», 2011г
Р.Н. Ситдикова «Опережающее обучение ребенка», Челябинск, 2012.
Ю.А.Афонькина, О.Е.Борисова, Т.Э.Белотелова «Развитие умения управлять собой» (цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет), Волгоград, 2014г
Т. А. Евтюкова «Викторины для дошкольников», Новосибирск, 2008
Е. А. Нефедова, О. В. Узорова О. В. «Готовимся к школе» (практическое пособие для подготовки детей), Москва, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).
Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....
Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...
Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани Сценарий заседания детско-родит...
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Групповое детско-родительское собрание. Сценарий спортивно-интеллектуального детско-родительского развлечения «Красный, желтый, зеленый»
Собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и дошкольного учрежден...