Проект "Русская матрёшка"
проект
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17_matreshki.doc | 138.27 КБ |
foto_zanyatiya.pptx | 590.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:
"РУССКАЯ МАТРЕШКА"
Выполнила:
Воспитатель Фомина Г. В.
Январь 2019г.
Проект «Русская матрешка»
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
- Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
- Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
- Обогащать словарь детей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение: Мини-музей русского быта.
Куклы матрешки.
Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.
Русские народные сарафаны и косынки.
Трафареты (силуэты) матрешек.
Таблицы с элементами народных росписей.
Записи русских народных песен.
Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку - матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Актуальность:
Матрешка - самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет - что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше - больше, выше - ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико- ориентированный.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Результат проекта:
- Оформление альбома «История матрешки».
- Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
- Выставка «Семейная матрешка».
- Досуг с детьми «Русский сувенир».
- Презентация для детей «Русские матрешки».
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный.
- Планирование работы.
- Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
- Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приёмы:
- Опрос.
- Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
- Составление схемы «Модель трёх вопросов».
2 этап – Основной.
Цель:
- Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
- Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
- Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки -путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми. Познавательно-исследовательская деятельность
- Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».
- НОД: «Откуда появилась матрешка?».
- НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
- НОД «Матрёшка - как символ семьи».
- НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
- Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
- Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность
- Рассматривание изображений разных матрешек
- Чтение стихов и загадок о кукле.
- Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
- Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
- Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса - всему лесу краса», «Береги лес, люби природу - будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
- Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».
Продуктивная деятельность
Рисование.
Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская... матрешки). Лепка.
Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество). Аппликация.
Тема: «Детская авторская матрёшка»
Музыкально-художественная деятельность
- Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки...».
- Неваляшки (муз. 3. Левиной, сл. 3. Петровой).
- Игровая деятельность
- Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
- Дидактические игры:
•«Собери матрешку».
•«Построй ряд с закрытыми глазами».
•«Эти удивительные узоры».
3. Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итог проекта:
- Оформление методических пособий для педагогов.
- Выставка: «Семейная матрешка».
- Презентация проекта.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка - Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по- своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка - символ русского искусства.
ЖИЛИ-БЫЛИ МАТРЕШКИ
Жили-были на свете... Ребятки, а вы любите загадки? Я уверена, что «Да». Так что, для вас не составит труда отгадать мою загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская ...
Правильно! Конечно, Матрешка! Итак, жила-была Матрешка, да не одна, а целых СЕМЬ! Все они были кругленькие, друг на дружку похожие, мал мала меньше. Сделаны из стройной березки, просушенные на ласковом теплом солнышке, расписаны заботливыми руками мастеров. И имена у них были красивые, как на подбор: Маша, Маняша, Глаша, Таша, Стеша, Наташа и - самая маленькая - Нюрочка. Жили, не грустили, всегда вместе неразлучные сестренки. Порой встанут в хоровод, ручки друг другу протянут и запоют:
Мы - веселые матрешки. Ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки! В сарафанах ходим пестрых. Ладушки, ладушки! Мы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки!
Весело вокруг становится, все радуются и в хоровод с матрешками становятся. Так бы и жили матрешки, не тужили, если бы не приключилась с ними такая история.
Однажды старшая матрешка Маша сказала: «Надоело мне с вами вместе хороводы водить, нянчиться, гулять, слезы вытирать. Хочу быть сама себе хозяйкой». Как ни старались сестренки-матрешки уговорить ее остаться, ничего не вышло, так и ушла Маша, помахав на прощанье красным платочком. Поплакали-погоревали девчушки, и остались вшестером: Маняша, Глаша, Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.
Снова водят хороводы, людей радуют, теперь Маняша за старшую. Но говорит однажды Маняша: «Посватался ко мне Ванька-Встанька, зовет к себе в теремок жить». Опять упрашивали матрешки Маняшу остаться, но не согласилась она и ушла, махнув желтым платочком. Поплакали-погоревали матрешки, оставшись впятером: Глаша, Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.
Но делать нечего, хоть впятером, но все-таки вместе. Живут, не тужат, песни поют, хороводы водят. Приходит однажды Глаша и говорит сестренкам: «Не хочу больше с вами хороводы водить, хочу сама учиться танцевать. Уезжаю в город становиться настоящей танцовщицей». Сестренки ей в ответ: «Да ты что, Глашенька, а как же мы? Ты ж нам и за мать и за старшую сестрицу была». Но непреклонна Глаша, сказала, как отрезала, помахала зеленым платочком и скрылась из виду. Остались матрешки вчетвером: Таша, Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.
Снова хороводы водят, песни поют, правда, не так весело уже. Однажды и Таша говорит: «Сестрицы-матрешки, вместе нам хорошо, а порознь лучше. Хочу и я в город податься, на других посмотреть, себя показать. Авось выбьюсь в люди, певицей стану». Уж и не отговаривали ее девчушки. Так ушла и Таша, взмахнув синеньким платочком. Вот и остались матрешки втроем: Стеша, Наташа и маленькая Нюрочка.
Грустно им, хороводы уж не водят, песни веселые не поют. Тут и Стеша с Наташей решили уйти, ума-разума набираться, в школу податься. Помахали на прощанье маленькой Нюрочке платочками разноцветными и пошли в путь-дорогу.
Осталась Нюрочка одна-одинешенька, страшно ей без сестер милых, грустно. Никто не защитит от напастей, не подставит плечо, песенку на ночь не споет, кашкой вкусной не накормит. Погоревала Нюрочка, но делать нечего, надо жить-поживать в одиночку учиться. Напекла однажды Нюрочка пирогов, наварила киселя, села за стол и затянула грустно песенку:
Мы - веселые матрешки. Ладушки, ладушки! На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки!
А тут вдруг раздался стук в дверь - и на пороге появились ее сестренки. Бросились они к Нюрочке, обнялись все, расцеловались и решили больше никогда не расставаться. Вместе-то оно всегда веселее!
В сарафанах ходим пестрых. Ладушки, ладушки! Мы похожи, словно сестры. Ладушки, ладушки!
Автор сказки Юлия Степанова, мама двух очаровательных девочек 7 и4-х лет, Санкт-Петербург.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»
Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...
ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ
вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ
вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
СТРОИМ ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ. СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЁШКИ ИЗ ТРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ
учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; обогащать и активизировать словарь ...
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...
Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»
Конструкт НОД по ФЭМП на тему " Игра с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....
Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...