Консультация "Стиль общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"
материал
Консультация "Стиль общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sotsioigrovye_podhody.docx | 19.89 КБ |
sotsio-igrovye_podhody_k_pedagogike.pptx | 64.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Стиль общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми»
Цель: педагоги имеют представление о применении социо-игровых приемов в работе с детьми дошкольного возраста.
1 слайд | Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая»). |
2 слайд | Шулешко Е.Е. – президент Международной Федерации Свободного Образования, известный московский психолог и педагог, автор оригинальной методики обучения дошкольников чтению, письму и счёту («Аквариум», «Малые таблицы», «Росчерки», «Графический диктант») Букатов В.М. – доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социо-игрового стиля обучения, исследователь и собиратель театральных и дидактических игр, режиссёр театрально-художественных мастерских, руководитель центра дидактических проблем Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО Ершова А.П. – педагог и режиссёр, дочь выдающегося русского режиссёра и теоретика театра Петра Ершова |
3 слайд | Социо-игровые подходы основываются на умении детей и педагогов свободно обсуждать разные вопросы, умении оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно. К сожалению, весь ход традиционного воспитания и обучения часто формирует у детей и педагогов совсем другие установки и привычки, где главным положительным качеством детей считают послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность. Основная культивируемая модель поведения – это ребёнок-воспитатель. Например, воспитатель дал инструкцию – ребёнок выполнил более или менее успешно; у ребёнка возникли трудности – воспитатель помог; ребёнок огорчён чем-то – воспитатель утешил; дружеские связи детей, их склонность играть и действовать вместе, конечно, тоже оцениваются положительно, но они, обычно, не являются предметом целенаправленного воспитания. Таким образом, возникает разобщённость детей. Каждый из них смотрит на воспитателя, как на главный источник поощрения и порицания, приспосабливается к его требованиям, в меру своих (и его) особенностей, а приятельские отношения со сверстниками воспринимает как нечто второстепенное, неважное. Или по-другому |
4 слайд | Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься сам и со своими сверстниками и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит. |
5 слайд «Золотые правила» | 1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников» Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться: - по цвету волос, глаз, одежды; - чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; - кто на каком этаже живет; - кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д. 2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д. 4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 5 правило – социо-игровая технология предполагает интеграцию видов детской деятельности что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме. 6 правило: в данной технологии ориентируются на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. |
6 слайд Принципы: |
|
7-8 слайд | Классификация игр социоигровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ. Букатовым Игры для рабочего настроя. Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела |
9 слайд | Игры для социо-игрового приобщения к делу. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. |
10 слайд | Игры разминки-зарядки Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться. |
11 слайд | Игры для творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия |
12 слайд | Игры вольные (на воле). Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате. |
13 слайд | Плюсы социо-игрового стиля
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторы : Шулешко Евгений Евгеньевич; Букатов Вячеслав Михайлович; Ершова Александра П етровна
«О ДОСАДНОМ ЛИДЕРСТВЕ ВЗРОСЛЫХ……»
« Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» В . М. Букатов
«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» социо-игровой технологии используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников »; « смена лидерства »; обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки ); смена темпа и ритма; интеграция видов детской деятельности; «за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
ПРИНЦИПЫ социо-игровой технологии в оспитатель – равноправный партнёр; с нятие судейской роли с педагога; с вобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков; ориентация на индивидуальные открытия; п реодоление трудностей; д вижение и активность; ж изнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и в тройках
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ-УПРАЖНЕНИЙ: игры для рабочего настроя; игры для социо-игрового приобщения к делу; игры разминки – зарядки; игры для творческого самоутверждения; игры вольные ( на воле)
ИГРЫ ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ЭСТАФЕТА ЗАДАННАЯ ПОЗА СТОЮ, НА КОГО СМОТРЮ НЕИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН ЭХО ЛЕТАЕТ, НЕ ЛЕТАЕТ ЗАМРИ РАСЧЁТ С ДВУХ КОНЦОВ РАЗВЕДЧИКИ СЛУШАЙ ЗА ОКНОМ, ЗА ДВЕРЬЮ
ИГРЫ ДЛЯ СОЦИО-ИГРОВОГО ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕЛУ ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА РАССКАЗ-РИСУНОК О ТОМ, ЧТО ВИЖУ СЛОВО ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТУЛЬЯ СОСТАВЬ СЛОВО ЭХО ЭСТАФЕТА КОМАНДЫ-ЗАГАДКИ ТАК И НЕ ТАК ОТЛИЧИСЬ, ДОПОЛНИ, ПОВТОРИ ШУМЫ ОЗВУЧИВАНИЕ КАРТИНЫ ЛЕТАЕТ, НЕ ЛЕТАЕТ ПИШУЩАЯ МАШИНКА СПОР ПРЕДЛОГАМИ ЖИВОЙ АЛФАВИТ ТАРАБАРЩИНА ФРАЗА С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ
ИГРЫ РАЗМИНКИ - ЗАРЯДКИ РУКИ-НОГИ ОДНОВРЕМЕННОСТЬ ВЫХОД РЯДА ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ ЗАВОДНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ НА 5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ ЗАМРИ СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ ВЕС ЯПОНСКАЯ МАШИНКА БУКВЫ-ЗАГАДКИ ЛОВИТЬ ЗВЕРЮШКУ СЛУШАТЬ ЗА ОКНОМ, ЗА ДВЕРЬЮ ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ НЕИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН РАСЧЁТ С ДВУХ КОНЦОВ
Ы были, мы не скажем, а что делали - покажем ИГРЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ВЕС ТЕЛО В ДЕЛЕ ЖИВОТНЫЕ ФРАЗА С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ КОСТЮМ-ПРЕВРАЩЕНИЕ ИГРА ПО РАССКАЗАННЫМ СИТУАЦИЯМ ПОМОЩЬ В ПРЕВРАЩЕНИИ ПАУЗА ДЛЯ ТРЁХ ДЕТСКИЕ СТИХИ ПО РОЛЯМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИЛЕТ РАССКАЗ-РИСУНОК О ТОМ, ЧТО ВИЖУ СЦЕНКИ-ИСТОРИИ ЗАДАННЫЕ СЛОВА СОСТАВЛЕНИЕ НАБОРА «ТАК-НЕ ТАК»
ИГРЫ ВОЛЬНЫЕ (НА ВОЛЕ) СЧИТАЛКИ ЗАМРИ – ЗАПОМНИ, ПОВТОРИ, «ОЖИВИ» ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ ГДЕ (ИЛИ КЕМ) МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ ТУМБА, ТУМБА, ГДЕ КЛЮЧИ? ПРЯТКИ ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ СЛОВА НА ОДНУ БУКВУ ХОДИТЬ СЛЕД В СЛЕД СОЧИНЕНИЙ ИСТОРИЙ, СЦЕНОК С КОСТЮМАМИ ДЕНЬ НАСТУПАЕТ – ВСЁ ОЖИВАЕТ, НОЧЬ НАСТУПАЕТ – ВСЁ ЗАМИРАЕТ ПФД
ПЛЮСЫ СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ Отношения «ребёнок-сверстники»; Педагог является равноправным партнёром; Дети ориентированы на сверстников; Дети самостоятельны и инициативны; Дети сами устанавливают правила игры; Дети обсуждают проблему, находят пути её решения; Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих, и слушающих); Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами ; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Социо-игровой стиль общения учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям даёт возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность
СПОСОБЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В МАЛЫЕ ГРУППЫ Считалки; «Цепочка»; Разрезные картинки; «Колечки»; ( парами,тройками , четвёрками, шестёрками); На счёт первый, второй, третий (розы-мимозы, апельсины-бананы); «Разведчики»; Объединение по цвету глаз, носков, росту, по первой букве имени) «Ворота»; По жребию (одинаковые фигуры, цветные листочки, изображения животных, растений, садовых, комнатных цветов, в ремена года); Кто на каком этаже живёт»; Плавает – тонет; Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком; Одушевлённое-неодушевлённое;
РЕФЛЕКСИЯ ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ: «Я БУДУ (ИЛИ НЕ БУДУ) ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЦИО-ИГРОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ, ПОТОМУ ЧТО….»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
серия бесед с детьми на развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми
данные беседы были мной разработаны для развития диалогической речи у дошкольников, снятия коммуникативного напряжения....
«Методы развития интегративного качества ребёнка,овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии....
«Культура общения между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками»
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Девочки лишины скромности, агрессивны, а мальчики наоборот не ум...
Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения
Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов ...
Значимость общения ребенка со сверстниками и взрослыми
Значимость общения ребенка со сверстниками и взрослыми...
Общение дошкольников со сверстниками и взрослыми
Советы для родителей дошкольников. В данной консультации вы найдете ответы на вопросы: Что такое общение для дошкольника? Какова роль родителя в этом процессе? Как родитель может помочь своему ребенку...