"Заповеди духовной красоты"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Духовно-нравственные идеалы древних сказаний.
Человек и его деяния в библейских легендах.
Посредством библейских легенд вводить детей в таинственный мир отношений наших далеких предков, в которых люди обнаруживали светлые и темные стороны характера, добро активно противостояло злу, высокий дух человеческий, как правило, одерживал победу над ложью, своекорыстием, бесчестием, пресмыкательством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapovedi_duhovnoy_krasoty.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №7 "Белочка"
Программа-план
«Заповеди духовной красоты»
Духовно-нравственные идеалы древних сказаний.
Человек и его деяния в библейских легендах.
Воспитатель Кириллова И.Х.
Цель: Посредством библейских легенд вводить детей в таинственный мир отношений наших далеких предков, в которых люди обнаруживали светлые и темные стороны характера, добро активно противостояло злу, высокий дух человеческий, как правило, одерживал победу над ложью, своекорыстием, бесчестием, пресмыкательством.
Задачи:
- Помочь детям исподволь подойти к ответу на вопросы, неизменно волнующие в любом возрасте: каким человеком быть, чтобы позднее не было обидно за бесцельно растраченное отведенное судьбой время, чтобы не было стыдно за безнравственные поступки.
- Способствовать развитию речевой культуры детей: обогащению, выразительности бытового и литературного языка – через знание библейских текстов.
- Приоткрыть ребенку дверь в чудесный мир живописных, скульптурных, поэтических, музыкальных образов, созданных великими художниками, музыкантами, поэтами мирового сообщества на темы библейских сюжетов.
- Приобщать детей к культурным ценностям исторического прошлого нашего народа путем знакомства с праздниками православного христианства.
«Глаголом жечь сердца людей»
А.С.Пушкин
Каждый образованный человек должен знать религию хотя бы своего народа. Знать не значит верить. Безоговорочное следование скрытой в пересказе Библии проповеди протоиерея сегодня привело бы к нарушению известной статьи Конституции, которая провозглашает свободу российских граждан.
Религия – элемент исторического наследия, часто определяющим образом влияющий на мировосприятие, интересы, побуждения и поведение личности в семье, обществе, в жизни. Сказанное относится ко всем религиям, в том числе к христианству – православию и католицизму, которые привлекли внимание писателей, композиторов, скульпторов, архитекторов, по-своему отозвались в творческом поиске многих выдающихся мастеров мира. Любой пример будет выглядеть банально. Но без него дальнейшие рассуждения окажутся недостаточно убедительными. Обратимся к созданию шедевров живописи, сосредоточенных в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Перед мысленным взором побывавших там встают десятки великолепных, известных во всем мире полотен, мимо которых посетители не могут пройти без глубокого душевного волнения. «Мадонна» кисти Симона Мартини соседствует с «Благовещением» Чимо да Капельяно и «Поклонение младенцу» Фра Филиппо Анппи; «Мадонну Бенца» и «Мадонну Литу» Леонардо да Винчи сменяют «Юдифь» Джорджоне, «Кающаяся Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана; «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко разместились неподалеку от «Возвращения блудного сына», «Прощания Давида с Ионофаном», «Святым семейством», «Давидом и Урией» Рембранда и «Мадонной с младенцем» Лукаса Кранака. Стоит обратиться к экспозиции Третьяковской галереи, какого-либо областного художественного или краеведческого музея – перед нами предстанет по существу та же картина. Каждое живописное или скульптурное произведение на библейскую тему заговорит полным голосом, если созерцающий способен воспроизвести в памяти сюжет Ветхого или Нового Завета, тут же сравнить этот сюжет с прочтением, предложенным живописцем или ваятелем, вступить с ними в мысленную беседу по поводу трактовки образов или жизненных ситуаций, содержащихся в бессмертной книге. Такая беседа поможет превратить восприятие картины или скульптуры в глубокое проникновение в замысел и идеалы мастера, способствует постижению его представлений о жизни, назначений человека, о законах нравственности и красоты. Сказанное в полной мере относится и к музыке: многие произведения И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других великих композиторов не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника.
Есть еще одна область жизнедеятельности современного человека, в том числе забот воспитателя и учителя, которую невозможно представить без знаний библейских текстов, - это сфера речевой культуры. Великая книга бессмертна, потому что способствовала обогащению, выразительности бытового и литературного языка всех слоев населения, от обитающих в деревенской избе, удаленной на сотни километров от железнодорожных или шоссейных магистралей, до словесной элиты, которой выступают речетворцы – писатели. В повседневном общении люди нередко употребляют образные выражения, слова-символы, не подозревая, что заимствуют их в Библии. Желая подчеркнуть, что человек после долгих и мучительных скитаний возвратился в отчий дом, говорят – «блудный сын»; удивленные тем, что обычно молчаливый человек стал убежденно и страстно защищать какую-то известную ему истину, собеседники вспоминают услышанное где-то определение – «валаамова ослица»; поставленный перед необходимостью трудного поиска правды в сложном сцеплении жизненных обстоятельств, восхищенный убедительностью, мудростью найденного решения с удовлетворением произносит – «суд Соломона»; наблюдая за шумным собранием, где никто никого не слушает и не хочет понять, очевидец ситуации обычно оценивает ее словами- «вавилонское столпотворение»; желая похвалить чью-либо силу, смелость, решительность, удачливость в тяжелой схватке, вспоминают – «Самсон», «Змей-искуситель», «всемирный потоп», «древо мудрости», «Ноев ковчег» - стародавние изречения, употребляя их, не всегда отдают себе отчет, что невольно цитируют Библию, где каждый из упомянутых афоризмов наполнен образным содержанием, включен в конкретное повествование, имеющее назидательный, дидактический смысл, который не одно тысячелетие активно формирует нравственные качества человека – честь, совесть, благоденствие, чувство добра, правды, справедливости, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь попавшему в беду, оступившемуся на жизненном пути.
При слове «библия» в сознании многих людей возникает образ объемной книги, к которой с огромным уважением относятся религиозные, верующие люди: она включает в себя Священное Писание Ветхого и Нового Завета. В сущности, это представление ошибочно: в переводе с греческого «библия» означает уменьшительно-ласкательную форму множественного числа от слова «книга» - «книжечки». Иными словами, Библия включает собрание строго определенных церковью небольших книг, которые образуют одну единую книгу. Созданная на заре Нового времени, когда большая часть населения Земли была неграмотной, Библия на сложнейшие философские вопросы жизни человека отвечает многозначимыми по духовно-нравственному содержанию многокрасочными картинами, обращенными к разуму и чувствам читателей и слушателей. В ней представлены сюжеты, в которых изображены люди с их сомнениями и ошибками, страданиями и заблуждениями; в моменты совершения возвышенных, героических или постыдных, низменных поступков; в часы поисков пути к совестливости, состраданию ближним; в размышлениях и устремлениях к высокой духовности. И в каждом эпизоде аккумулирован многовековой опыт человечества, приобретенный в историческом развитии, на пути от полудикого первобытного состояния из язычества к христианству, идеям и образам Нового Завета.
Вдохновенная песнь во имя человечного человека и достойной духовной его жизни, сюжеты Ветхого и Нового Завета, воплощенные в творчестве художников, в слове, многоцветии красок, в торжественных или творческих созвучиях, в рельефе мраморных скульптур порождают праздник чувств, просветление разума, эмоционально-интеллектуальное постижение вечных истин бытия. Долг родителей, воспитателя детского сада, учителя начальной школы знакомить детей с этими истинами, используя для этого текстов Ветхого и Нового Заветов, произведения искусства, являющихся своеобразным комментарием к этим книгам.
Дело педагога найти собственное оптимальное решение методической задачи, искать же следует в текстах самой Библии. Она подскажет доступную возрасту ребенка интерпретацию легенд, поможет исподволь подойти к ответам на вопросы, неизменно волнующим в любом возрасте: каким человеком быть, чтобы позднее не было обидно за бесцельно растраченное отведенное судьбой время, чтобы не было стыдно за безнравственные поступки. А этого можно достичь, если в ознакомлении с древними сказаниями, посвященными человеку и его деяниям, не допускать искажений сюжета, произвольных умолчаний и иных деформаций, влекущих произвольное толкование нравственного выбора, определяющего поступки и поведение ребенка, юноши, взрослого человека. При методически взвешенном подходе библейские истории станут эффективным средством усвоения общечеловеческих норм нравственности, дефицит которой бедственным образом сказывается в жизни личности и общества.
Предлагаемые ниже темы предназначены для детей подготовительной к школе группы детского сада. Темы могут быть использованы как часть занятия по познавательному развитию, а также как самостоятельное занятие.
Октябрь
Тема | Цель |
«Вечная книга – сочинение педагогическое» | Познакомить дошкольников с детской Библией, изданной ППП «Офсет» в 1990 г. с благословения архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена. Дать детям насладиться яркостью и живописностью иллюстраций. |
Беседа об окружающем мире. Бог – высшая совесть. Чтение стихотворений русских классиков. | Обобщить знания детей о красоте и гармонии окружающего мира. Рассказать, что есть для верующих Бог. Привлечь к размышлениям о Высшем Разуме. |
Легенда об Адаме и Еве. | Воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки. Объяснить значение духовно-нравственной заповеди «Не искушай». |
Легенда о Каине и Авеле. | Духовно-нравственная заповедь «Не убивай». Предупреждать детей от повторения поступка, за который судьба справедливо наказала завистливого, злого, жестокого человека. |
Ноябрь
Тема | Цель |
Легенда о Ное. Беседа «Кого бы я взял с собой в ковчег». | Объяснить детям значение слова «праведный», акцентировать их внимание, что за добрые поступки, как и за дурные, всегда воздается по заслугам. Через беседу выявить детские проблемы и найти средства для их решения (беседы с родителями, психологом и т.д.). |
Рисование на тему «Ноев ковчег» | Учить детей изобразительными средствами передавать прочитанное и свое отношение к нему. |
Легенда о Вавилонской башне. | Обратить внимание дошкольников, что чрезмерная гордыня и честолюбие не приводят ни к чему хорошему. Подвести к пониманию выражения «вавилонское столпотворение», применяемому и в наше время. |
Лики Мадонн. | Познакомить детей с творчеством великих художников мира: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и др. Помочь разглядеть духовную красоту изображенных ими персонажей. |
Декабрь
Тема | Цель |
Легенда об Иосифе и его братьях. Чтение стихотворения К.Ф.Рылеева «Гражданин». | Помочь детям осознать сложность эмоционально-нравственных отношений персонажей легенды; как поведение действующих лиц ненавязчиво, в художественно-образной форме подсказывает поведение, отвечающее законам общечеловеческой морали. |
Легенда о Моисее. | Познакомить детей как суров, а временами и мучителен голос совести и долга. Довести до них «моисеевы заповеди», которые могут служить напутствием человеку в его повседневной жизни даже в том случае, если часть из них определяется воззрениями людей, живших не одно тысячелетие назад. |
Псалмы и музыка. Заучивание «Легенды о Христе». | Подвести детей к пониманию глубины смысла и художественной выразительности музыкальных поэм-псалмов. Знакомить с древними музыкальными инструментами. |
Легенда о Самсоне и Далиле. | Дать детям почувствовать всю неприглядность поступка Далилы, которая ради денег обманула горячо любящего ее человека; пагубность лжи. Объяснить значение выражения «самсонова сила». |
Январь
Тема | Цель |
Библейская легенда о Рождестве Христовом. Празднование Рождества на Руси. Чтение художественных произведений, заучивание рождественских калядок. | Приобщать дошкольников к культуре русского народа. Знакомить с бытом православной семьи. |
Конструирование «Рождественские ясли». | Учить детей всеми доступными изобразительными средствами передавать полученные знания. |
Библия о таинстве крещения. Крещенские гадания на Руси. Чтение «Раз в крещенский вечерок…» Жуковского. | Приобщать дошкольников к культуре и традициям русского народа. Продолжать знакомить с бытом православной семьи. |
Февраль
Тема | Цель |
Легенда о Давиде. | Обратить внимание детей на то, как в многочисленных образах, психологически достоверных столкновениях неоднозначных характеров осуждаются вечные пороки: доносительство, клевета, распространение сплетен и непристойных слухов, стремление использовать их в качестве средства благорасположения власть имущих для устройства собственного комфорта. |
Легенда о Руфи. | Учить дошкольников видеть в женщине личность, достойную преклонения на примере поступков героя библейской легенды, который защищал честь, человеческое достоинство женщины, ее святое право на любовь, материнство, уважение ближних, удовлетворение духовных интересов. |
Знакомство с произведениями искусства, изображающими библейского Давида. | Показать детям как лиризм, впечатляющая поэтическая сила библейских сюжетов выражается в живописи и скульптурах европейских и отечественных художников. |
Легенда о царе Соломоне. | Раскрыть перед детьми великое значение мудрости как средства различия добра и зла, способности судить о поступках людей. |
Март
Тема | Цель |
Храм Божий. | Дать детям знания об особенностях внешнего вида, символики (купол-небо и т.п.), внутренних частях храма (притвор, собственно храм, алтарь), о правилах поведения в храме. |
Экскурсия в кафедральный собор города Новочеркасска. | Учить дошкольников видеть красоту и величественность древнерусской архитектуры. |
Легенда об отречении Петра, ее последствия. Празднование Пасхи на Руси. Чтение стихотворений Майкова, Горчаковой. | Способствовать усвоению детьми духовно-нравственной заповеди – не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Знакомить с бытом русской православной семьи, с произведениями классиков русской литературы. |
Беседа о древнерусских живописцах. Андрей Рублев. Кого изображали иконы. | Познакомить детей с иконописцами как первыми художниками на Руси. Дать представление о таких библейских персонажах как Ангелы и Святые. |
Апрель
Тема | Цель |
Экскурсия в церковь города Зверево. | Через знакомство с церковными иконами учить детей видеть нравственную красоту, одухотворенность и силу персонажей, изображенных на иконах, мастерство иконописцев. |
О святом Сергии Радонежском. | Рассказать детям на примере жизни Сергия Радонежского о высокой нравственности и морали людей, причисленных церковью и народом к святым, о том, что память о них бессмертна. |
Притча о блудном сыне. | Показать детям как поступки персонажей библейской легенды подсказывают поведение, отвечающее законам общечеловеческой морали. Уточнить значение словосочетания-клише, применяемого по сей день. |
Слушание произведений П.И.Чайковского, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, С.В.Рахманинова. Рассказ о жизни и творчестве П.И.Чайковского. | Опираясь на библейскую основу первоисточника, подводить дошкольников к постижению глубины смысла и художественной выразительности сочинений композиторов. |
Литература
Детская энциклопедия «Я познаю мир».
Квятковский Е. , доктор педагогических наук, действительный член Российской Академии образования. Журнал «Дошкольное воспитание» №№ 1/1993 г., 2/1992 г., 9/1991 г.
Мальцева Т.И. «Праздники российского года».
Панкеев И. «Обычаи и традиции русского народа».
Серафим Слободской, протоиерей. «Закон Божий».
Чуковский К.И. «Вавилонская башня и другие легенды».
Детская Библия под редакцией архиепископа саратовского и волгоградского Пимена.
Библия для детей «Сказания Ветхого Завета» Малком Дэй. Эгмонт, Россия ЛТД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "Красота природы в красоте человеческих рук"
Знакомство с природой России, народными промыслами и игрущками....
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Красота души русской»
laquo;При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труд...
Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья» 10 заповедей здоровой жизни:
Здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем....
Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей
Мир детства неповторим и уникальность его в том, что дети как никто другой верят в чудо, в сказку. Именно с помощью сказок они учатся постигать основы жизни. Театрализованная деятельность - это ключ к...
Информационно – Практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: «Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи»
Инфармационно-практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: "Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи"...
Презентация по духовному воспитанию "Десять заповедей"
Презентация по духовному воспитанию "Десять заповедей"...
«Красота мира начинается с красоты души»
Красота души -это красота внутренняя, на первый взгляд не заметная, но когда пообщаешься с человеком, понимаешь, что этот человек красив душой.Влюбиться можно в красоту, но полюбить -лишь только душую...